Подготовка к ОГЭ: Решение коммуникативной задачи.
статья (9 класс) на тему

Федотова Ирина Владиславовна

Особый и важный критерий в развитии коммуникативных учений-это решение коммуникативной задачи. Для поколения учителей, которые учились и начинали работать в Советское время, это критерий новый. Поэтому стоит уделить особое внимание на соблюдение этого критерия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федотова Ирина Владиславовна,

учитель английского языка высшей категории,

г.  Сургут, 2014

Подготовка к  ОГЭ: Решение коммуникативной задачи.

Продолжительный период  времени в преподавании английского языка в контроле говорения и письма большое внимание уделялось лексико-грамматической стороне речи. Что в принципе доходило до абсурда - если ученик  говорил правильно, но его высказывание не соответствовало  заданной теме, он мог получить оценку выше, чем ученик, который смог решить поставленную задачу (например, купить подарок другу), но с ошибками по грамматике.

Сейчас, согласно кодификатору ОГЭ,  и в письме и в говорении первый критерий в оценивании данных умений - решение коммуникативной задачи. Так, за решение коммуникативной задачи в говорении,  ученик получает 3 балла, как в  монологическом высказывании,  так и в  диалогическом. Также ученик получает за выполнение данного действия  3 балла в написании личного письма. Если ученик решает коммуникативную задачу не полностью - он получает от 1-2 балла.  Если ученик вообще не решает коммуникативную задачу, он получает  ноль баллов.

Это говорит о важности развития и формирования такого универсального действия как решения коммуникативной задачи.

Что входит в решение коммуникативной задачи согласно кодификатору ОГЭ? В устной речи - достигнута ли цель общения. В письме - ответы на три вопроса.

В заданиях ОГЭ коммуникативные задачи не очень сложные, например, нужно попросить книгу у приятеля. Данная задача не представляет большой сложности и потому коммуникативная задача решается довольно легко. Сложность состоит в том, что  диалог предполагает решение   2-3 задач: запросить информацию, предоставить дополнительную информацию принять решение и аргументировать его. И здесь важно обучать учащихся быть внимательными и последовательно  решать все задачи.

Не могу сказать, что устные задания на ОГЭ очень интересны и мотивирует учащихся к нестандартным решениям. Скорее наоборот, они более чем стандартны и  по сути задачи повторяются.

А вот на одной из олимпиад задание для диалога мне показалось интересным именно в решении коммуникативной задачи.

Суть задания заключалась в том, что  ученикам следовало выбрать по картинкам страну для проведения предстоящих каникул, и при этом оговаривалась сумма для путешествия. У них было по 1000 долларов. Страны было три: Египет (изображение пирамид), Франция (Эйфелева башня), Америка (статуя Свободы) .

Очень было интересно наблюдать ход мыслей учеников в решении проблемы - как уложиться в данную сумму, чтобы выбрать поездку «по карману».

Некоторые пары так и не смогли договориться,  куда они поедут, т.е коммуникативную задачу они не решили, и не получили соответствующие баллы за решение коммуникативной задачи.

В настоящее время я работаю в 6,8-х классах и в обучении говорению я уделяю первостепенное внимание решению коммуникативной задачи.

Хочу привести несколько примеров как мы решаем коммуникативную задачу в 6-м классе:

Задание – две картинки, на одной- сломанный кран, на другой - сломанный телевизор. Нужно выбрать одну из проблем и вызвать мастера (электрика или сантехника соответственно).

Один ученик выбрал проблему - сломанный кран, но вызвал электрика , а не сантехника -не того мастера . В другой паре  ученик вообще не понял, что проблему следовало выбрать по предложенной  картинке и сказал, что у него нет света (использовал фразу из диалога-образца). В данных примерах ученики не полностью решили коммуникативную задачу и получили оценку ниже.

Рассмотрим  пример решения коммуникативной задачи в письменном задании.

В 8-м классе было задание написать в письме другу о своем последнем визите в кафе. Ученик рассказал о национальных блюдах в России (борщ, пельмени) не упоминая, где он их ел, т.е. совершенно не сказал  о самом визите в кафе. В данном случае мы снова можем говорить о том, что коммуникативная задача не решена. На экзамене за такое письмо ученик может получить 0 баллов.

Поскольку решение коммуникативной задачи является главным критерием в оценивании говорения и письма, то учителю сегодня следует обращать пристальное внимание на это умение. В связи с этим возникает необходимость в оценивании устных ответов и письменных заданиях разъяснять учащимся, что в оценку входит решение коммуникативной задачи.

В своей практике я использую 2 оценки, как в сочинениях по русскому, например, 4/5. Первая оценка ставится за решение коммуникативной задачи, вторая - за лексико-грамматическое оформление. Таким образом, я особое внимание уделяю данному аспекту,  и ученики понимают важность решения коммуникативной задачи.

Литература:

  1. Кодификатор ОГЭ, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки урока решения обучающих задач

Урок решения обучающих задач в общей системе уроков стоит сразу после урока решения ключевых задач....

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ХОРЕОГРАФИИ

На  сегодняшний  момент  современный  педагог  должен  быть уверенным пользователем  персонального  компьютера, уметь  творчески  и  умело пользо...

Решение коммуникативных задач на уроках иностранного языка по теме "Спорт в нашей жизни"

Коммуникативность является методическим содержанием современного урока иностранного языка. В основу моей работы лёг принцип коммуникативно-ориентированного обучения, который возможен в условиях деятел...

Статья "Решение коммуникативных задач в процессе изучения английского языка"

Коммуникативность является методическим содержанием современного урока  английского языка. В основу моей работы лёг принцип коммуникативно-ориентированного обучения, который возможен в условиях д...

Формирование навыков решения коммуникативной задачи и выработки индивидуального алгоритма принятия решения (problem-solving technique) в рамках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности

Данная методическая разработка на примере конкретного урока рассмативает основные приемы формирования навыков решения коммуникативной задачи учащимися и выработки ими индивидуального алгорит...

Моделирование учителем ситуаций общения, стимулирующих учащихся к решению коммуникативных задач

Ситуативная направленность обучения иностранным языкам обусловлена высокой значимостью экстралингвистических параметров коммуникации и необходимостью использования речевых ситуаций, направленных на ра...

подготовка кОГЭ по географии

Из опыта работы по подготовке к ГИА обучающихся 9 классов.Учитель географии Базанова Л.Н, МБОУ СОШ №2...