Статья "Решение коммуникативных задач в процессе изучения английского языка"
статья по английскому языку (7, 8, 9 класс) на тему

Коммуникативность является методическим содержанием современного урока  английского языка. В основу моей работы лёг принцип коммуникативно-ориентированного обучения, который возможен в условиях деятельного подхода. Научить английскому языку можно только в условиях общения, то есть обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение коммуникативных задач в процессе изучения английского языка

В последнее время значительно возрос интерес к изучению иностранных языков, так как владение ими позволяет быть равноправными партнёрами межкультурного общения. Изучение  английского языка – процесс долгий и трудоёмкий. Помогать ученику изучать английский язык – это настоящий труд, но он может стать одним из самых благодарных занятий и огромным удовольствием для учителя и его учеников.

Коммуникативность является методическим содержанием современного урока  английского языка. В основу моей работы лёг принцип коммуникативно-ориентированного обучения, который возможен в условиях деятельного подхода. Научить английскому языку можно только в условиях общения, то есть обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации. Только в этом случае будет возможен перенос сформированности навыков и умений в реальные условия. Разумеется, процесс обучения нельзя сделать полностью подобным общению. Коммуникативное обучение представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. Вот основные свойства этих заданий:

Коммуникативные игры

Коммуникативные
Имитации

Свободное общение

Игровой сюжет общения.

Проблемная ситуация.

Тема общения.

Игровая задача общения.

Коммуникативная задача общения.

Обсуждаемый вопрос.

Конкурирующие участники.

Коммуникативные отношения.

Межличностные отношения.

Правила игры.

Условия общения.

Свободный обмен.

Соревнование между участниками или командами.

Борьба за мнение, решение.

Высказывание участниками собственных мнений.

Сотрудничество внутри команды.

Речевое взаимодействие.

Поддержание темы разговора.

Победитель соревнования.

Разрешение проблемы.

Исчерпание темы общения.

Всё это возможно реализовать в условиях гуманистического подхода к обучению, когда создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. Учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения; каждый участник группового общения остаётся в центре внимания остальных; самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний. Хочу отметить, что речевые ошибки в условиях коммуникации не только возможны, но и нормальны. Гуманистический подход предполагает обучение, сосредоточенное на ученике, это означает, что ученик, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

При подготовке к урокам подбираются такие задания, что их невозможно выполнить без партнёра или партнёров, они выполняются в парах или малых группах; задания, предполагающие “информационное неравенство” участников; задания организованного ролевого общения в жизненных ситуациях; задания для спонтанного общения, когда учебная ситуация переходит в естественную. Организация различных учебных ситуаций предполагает активную совместную деятельность учащихся. В любой ситуации, требующей речемышления, взаимодействуют, как правило, три компонента: решаемая проблема, имеющиеся знания, исследовательские действия. В учебном процессе речемыслительная деятельность может начинаться с текста, в котором обнаруживается проблема. Она решается в ходе исследовательских действий с применением имеющихся индивидуальных знаний.

Развивая информативную компетенцию учащихся, одновременно формируем у них набор понятий для той или иной ситуации; языковую картину в мире; фоновые знания; общий кругозор и другие специальные знания. Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности, обеспечивая восприятие речевых произведений и их порождение в условиях устного или письменного взаимодействия участников общения.

http://festival.1september.ru/articles/210053/img1.gif

Примеры наиболее распространённых коммуникативных задач. 

  • В класс пришёл зарубежный сверстник. Спроси, как его зовут, где он живёт, сколько ему лет, какая у него семья. Расскажи о себе, о других сверстниках. Опиши свою квартиру, дом, двор. Покажи фотографии и прокомментируй их.
  • Ты в гостях у зарубежных сверстников, попроси показать квартиру, дом, фотоальбом,. Предложи свою помощь в уборке квартиры, покупках. Скажи, что ты хочешь посетить, посмотреть.
  • У тебя дома гости: предложи помыть руки, предложи чай, кофе, бутерброд и другую еду.
  • Пригласи друга в театр, кино.
  • У твоего друга день рождения. Поздравь его, напиши поздравление, вручи подарок.
  • Опиши достопримечательности своего города. Объясни дорогу. Попроси показать дорогу.
  • Поприветствуй при встрече товарища, взрослого. Правильно обратись, поинтересуйся, как здоровье, как дела.

Методическая работа учителя не имеет границ. Методическая свобода учителя – это высокая личная ответственность. Нужно “влюбить” детей в иностранный язык.

«Решение коммуникативных задач в процессе изучения английского языка»

Подготовила: учитель английского языка

МБОУ «СОШ №21» г.Элисты

Чевлянова Ольга Чимидовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме" Формирование коммуникативных компетенций учащихся 8 - 9 классов в процессе изучения английского языка

Стремление мирового сообщества к созданию единых образовательных программ и стандартов диктуется технологическими, экономическими, политическими преобразованиями, которые развернулись сегодня в крупны...

Статья "Формирование коммуникативных компетенций учащихся 8-9 классов в процессе изучения английского языка".

Статья "Формирование коммуникативных компетенций учащихся 8-9 классов в процессе изучения английского языка" напечатана в сборнике"Человек в современном социуме:научный поиск молодых": материалы II Ре...

Формирование коммуникативной культуры учащихся при изучении английского языка на начальном этапе обучения.

СодержаниеВведение1. Английский язык в современном мире.1.1. Аккультурация.2. Английский язык в начальной школе2.1. Роль иностранного языка в формировании личности младшего школьника2.2. Особенности п...

«Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения английского языка и повышения мотивации к изучению

laquo;Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе...