Формирование коммуникативной культуры учащихся при изучении английского языка на начальном этапе обучения.
материал по английскому языку на тему

Парфенова Екатерина Александровна

Содержание

Введение

1. Английский язык в современном мире.

1.1. Аккультурация.

2. Английский язык в начальной школе

2.1. Роль иностранного языка в формировании личности младшего школьника

2.2. Особенности преподавания английского языка вначальной школе

3. Формирование коммуникативной культуры учащихся

3.1. Методические приемы формирования коммуникативной культуры

3..2. Формирование коммуникативной культуры на уроках английского языка по УМК "Spotlight" 2, 3 и 4 классов.

Заключение

Литература

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Запрудненская средняя общеобразовательная школа №1 Талдомского района Московской области

Доклад

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

ОБУЧЕНИЯ

Подготовил: учитель

английского языка

Парфенова Е.А.

2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Английский язык в современном мире.
  1. Аккультурация.
  1. Английский язык в начальной школе.
  1. Роль иностранного языка в формировании личности младшего школьника.
  2. Особенности преподавания английского языка в начальной школе.
  1. Формирование коммуникативной культуры учащихся.
  1. Методические приемы формирования коммуникативной культуры.
  2. Формирование коммуникативной культуры на уроках английского языка по УМК «Spotlight» 2, 3 и 4 классов.
  1. Заключение.
  2. Литература.

ВВЕДЕНИЕ

Где бы вы не оказались на земном шаре - вы наверняка везде услышите английскую речь. Актуальность выбора темы обусловлена тем, что английский язык популярен во всем мире, как глобальный язык мирового сообщества. Уже сегодня английский занимает совершенно особое положение и превращается в lingua franca - язык межнационального общения всего человечества. А ведь еще полвека назад английский был всего лишь одним из международных языков, наравне с другими принятым в числе языков общения в Организации Объединенных наций. Как гласит библейская легенда, строительство грандиозной Вавилонской башни прекратилось из-за отсутствия взаимопонимания между людьми, заговорившими на разных языках. Похоже, что сегодня у человечества опять появляется шанс найти общий единый язык, в роли которого для немалой части населения планеты уже служит английский язык.

  1. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
  1. АККУЛЬТУРАЦИЯ.

Все чаще можно услышать английский язык по телевидению и радио, все большее количество молодежи встречается с англоговорящими сверстниками в своей стране и за рубежом. Изучающие иностранный язык, прежде всего, стремятся овладеть еще одним способом участия в коммуникации. Но помимо этого в условиях национально- ориентированного обучения люди, выросшие в одной национальной культуре, усваивают существенные факты, нормы и ценности другой национальной культуры, т.е. осуществляется процесс «аккультурации».

Согласно Е. М. Верещагину и В. Г. Костомарову, процесс аккультурации складывается из трех этапов:

- закрепляется уже имеющиеся позитивные сведения о стране изучаемого языка;

-  устраняются предвзятые, неадекватные знания о стране;

-  формируется позитивное отношение к стране, к ее народу.

В этих условиях изучаемый язык является источником воспитательных ценностей для школьника. Вместе с языком могут и должны усваиваться культурно-этические нормы поведения, свойственные культурным носителям языка (умение внимательно слушать собеседника, быть доброжелательным, сдержанным, тактичным) правила и нормы речевого поведения.

  1. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
  1. РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА       

Иностранный язык потому и называется иностранным, что он постоянно находится в оппозиции к родному языку. Роль иностранного языка в жизни школьников можно свести к следующему:

а) процесс обучения, также как и процесс игнорирования иностранного языка в школе - мощный фактор социализации школьников;

б) изучение иностранного языка в аспекте грамматики и лексики развивает логическое и абстрактное мышление, а также способствует общему интеллектуальному развитию детей;

в) чтение оригинальной литературы, то есть литературы на иностранном языке расширяет кругозор, эрудированность и повышает общий культурный уровень обучающихся;

г) изучение иностранного языка является порой решающим фактором, и если школьники еще не понимают этого, то важность статуса понимают их родители;

д) владение иностранным языком открывает доступ в информационное пространство.

Роль иностранного языка в жизни современного молодого человека стала первой необходимостью для личностного и профессионального развития. Многие дальновидные родители давно уже поняли значимость иностранного языка в своей жизни и в будущем для своих детей. В голову приходят многочисленные вопросы о роли иностранного языка в жизни ребенка: достаточен ли резерв детской памяти, не переутомляют ли ребенка уроки, стоит ли начинать обучение иностранному языку в раннем возрасте и т.д. На все эти вопросы невозможно найти однозначного ответа, ведь детям в этом смысле намного проще, чем взрослым.

Естественно, изучение иностранного языка не вредит маленьким детям, и любой ребенок на начальной стали изучения иностранного языка, замотивированный играми на иностранном языке и т.д. может сказать, что иностранный язык очень интересен для него. Самым важным условием является усердие и желание, роль иностранного языка в жизни важна и его изучение должно быть в радость. Но при одном условии – язык не должен быть из-под палки, невозможно дать азы знаний ребёнку лишь только потому, что так хотят его родители! Нужно и важно желание самого ребёнка изучать мир нового языка, открыть его для себя! А учителю важно преподнести этот мир во всей его красе, не отбив желание его изучать на начальной стадии обучения.

  1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Так, с какого возраста можно начинать изучение? С восьми, с семи, с шести, с пяти, с четырёх, с трех лет или прямо с рождения? Психологи говорят о важности роли иностранного языка в жизни ребенка, закладывающейся в детстве, которая сохраняется до старости. Память детей такова, что однократного повторения будет недостаточно, ведь иностранный язык - не родной, они не общаются на нём в повседневной жизни 24 часа в сутки. Поэтому, многие школы, особенно начальное звено, понимая роль иностранного языка в жизни человека, стараются продолжить уже начатую в детсаде систему обучения иностранному языку.

Ведь мы прекрасно знаем, что одной из задач образовательного стандарта третьего поколения является воспитание современной всестороннеразвитой личности. Все это вряд ли можно считать возможным в том случае, если    ученик не овладеет в достаточной мере английским языком.

Работать с младшими школьниками очень интересно. Дети в этом возрасте от природы любознательны, полны энтузиазма, восприимчивы ко всему новому, у них богатое воображение. Чтобы поддержать и сохранить интерес детей к изучению английского языка, нужно помнить следующее:

1. Дети все время нуждаются в поддержке.

2. Дети любят фантазировать. Они часто придумывают себе друзей, представляют себя героями любимых книг, мультфильмов и т. д. Способность фантазировать может быть успешно использована на уроках, особенно при разыгрывании диалогов, исполнении песен и рифмовок, постановке пьесы.

3. У детей этого возраста слабо развиты навыки общения в коллективе, они еще не умеют подчиняться правилам поведения в группе.

4. Дети постоянно нуждаются во внимании учителя.

5. Детское внимание очень неустойчиво, и требуется постоянная смена заданий.

6. Вполне возможно, что на начальном этапе изучения языка может возникнуть так называемый период молчания, когда некоторые дети не смогут или не захотят отвечать на уроке. Это период адаптации. Известно, что такие дети в любом случае воспринимают информацию, но воспроизвести ее они смогут несколько позже.

7. Младшим школьникам легче научиться правильному произношению, чем старшим. Они точнее воспроизводят услышанное и не боятся делать ошибки.

8. Иногда, особенно на начальном этапе изучения английского языка, использование родного языка неизбежно по ряду причин. Прежде всего младшие школьники чувствуют себя спокойнее, если им дается время привыкнуть к звучанию английской речи в классе.

9. Основным приемом обучения была и остается дидактически ориентированная игра. Ею задаются ситуации общения, диктуются правила поведения учащихся и учителя, ей подчиняется отбор языковых средств, хотя последние могут в свою очередь влиять на характер игры.

При этом само изучение английского языка для школьников приобрело качественно новое содержание, о котором еще пятнадцать лет назад не приходилось и мечтать: многие доски заменены экранами, интерактивные доски будущего, на которых проводятся компьютерные презентации, первоклассная литература, изданная в лучших университетских издательствах США, компьютерные аудиосистемы, переход многих школ на новые УМК, такие как Spotlight в нашей школе  – все это действительно говорит о том, что обществом осознана роль владения английским языком с одной стороны, и тот факт, что его изучение должно начинаться со школьной скамьи, с другой.

       УМК «Английский в фокусе» (Spotlight), по которой наши учителя работают в школе – совместная продукция российского издательства «Просвещение» и британского издательства Express Publishing”.  В них нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку. Данный учебно-методический комплекс способствует глубокому освоению материала и повышению мотивации детей изучать английский язык, вознося роль иностранного языка в жизни ребёнка до высшего уровня познания.

3.        ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ.

Формирование коммуникативной культуры учащихся является неотъемлемой частью обучения английскому языку и осуществляется на всем его протяжении, начиная с детского сада (начальной школы). В этом разделе мы выделим основные методические приемы для обучения коммуникативной культуре и рассмотрим их на основе УМК “Spotlight” для 2, 3 и 4 классов.

3.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Выделяют три основных методических приема:

  • использование ритмической и мелодической основы для формирования речевых навыков употребления той или иной структуры, речевой формы;
  • речевая ролевая тренировка;
  • элементы ролевой игры.

В практике преподавания языков в последние годы большое распространение получили использование ритмической и мелодической основы для формирования речевых навыков употребления той или иной структуры, речевой формы. Ритмически и мелодически оформленная структура запоминается легко и надолго (именно поэтому выучить стихотворение значительно легче, чем отрывок из прозы).

Следующим шагом в формировании коммуникативной культуры может быть речевая ролевая тренировка, организованная следующим образом. Учащиеся получают задание сказать собеседнику что-нибудь приятное (в связи с указанным поводом) и продумать его ответную реакцию.

Организация ролевого общения, ролевой игры. Проигрываемая роль может задать учащемуся стереотип речевого и неречевого поведения. В процессе ролевого общения школьник учится совершать поступки, запрограммированные ролью, действовать согласно логике игры. Он как бы перевоплощается на время в героя. Ролевое построение ситуации дает возможность разыграть ее по определенным социальным правилам общества носителей языка. При такой ситуативности, когда учащийся строит свое поведение, опираясь на социальные правила и культурные знания носителей языка, формируются навыки планирования речевого и неречевого взаимодействия.

 3.2.        ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО УМК «SPOTLIGHT» ДЛЯ 2, 3 И 4 КЛАССОВ.

Рассмотрим более подробно использование методических приемов при обучения английскому языку по УМК «Spotlight» в нашей школе.

Использование ритмической и мелодической основы для формирования речевых навыков употребления той или иной структуры, речевой формы.

Несмотря на то, что учащиеся понимают и используют изученный ими языковой материал, им необходимо постоянно повторять его в течение нескольких уроков, чтобы он сохранился в долговременной памяти.

Новые лексические единицы и структуры вводятся с помощью визуальных опор, что облегчает их запоминание, затем они тщательно отрабатываются в разнообразных упражнениях с использованием аудио и видеодисков. Дети слушают и в паузах повторяют слова хором и индивидуально, следя за картинками. Во время второго прослушивания они обращают внимание на графический образ слова.

На моих уроках я часто использую жесты при прослущивании различных структур и речевых форм, а также хлопки руками.

Например, при изучении выражений приветствия, таких как: Hello! Hi! ребята машут друг другу рукой, а при более объемных фразах (Nice to see you! How are you? Welcome to my house! Come and meet my family!), хлопают в ладоши. (2 класс)

Нельзя недооценивать важность использования песен, стихов и рифмовок при формировании речевых навыков употребления той или иной структуры.

При изучении песен на уроках учащиеся слушают песню и двигаются под музыку.

Come to my playroom. Play with my toys.

Come in and play on my rocking horse.

This is a tea set. Ready for tea.

Come in and play with Baby and me. (3 класс)

Если в песне есть слова, которые часто повторяются, дети их быстро подхватывают. Например,

Come and meet my family!

Mummy, Daddy, my brother and me!

Come and meet my family!

Mummy, Daddy, my sister and me!

Come and meet my family!

Grandma and Grandpa are coming for tea!

Одни учащиеся присоединяются к пению уже после второго прослушивания, другим требуется для этого больше времени.

        Речевая ролевая тренировка. К данному этапу формирования коммуникативной культуры учащихся в первую очередь нужно отнести комплименты, благодарности, поздравления, пожелания, просьбы, предложения, извинения и др, на которые собеседник отвечает,  таким образом строится ритмически оформленный диалог.

        A: Happy Birthday!

        B: Thank you.

        A: Let`s go!

        B: OK.

        A: Do you want to come to the circus today?

        B: Oh, yes, please.   (2 класс)

        A: How do you do!

        B: How do you do! It`s very nice to meet you!

        A: What`s your favourite food?

        B: Pizza. What about you?

        A: Can I have some jelly, please?

        B: Here you are.     (3 класс)

        A: May I have a pen, please?

        B: Here you are.

        A: You`ve got my umbrella!

        B: I`m sorry.    (4 класс)

        Отработка таких диалогов строится следующим образом:

● Я читаю образец, показывая на героев.

● Дети повторяют хором и индивидуально.

● Я читаю первую реплику/вопрос, а учащиеся по очереди отвечают, используя картинки упражнения.

● Учащиеся выполняют упражнение в парах.

● Некоторые  учащиеся разыгрывают диалог перед классом.

Ролевая игра.

В учебниках «Spotlight» для начальной школы много сюжетных диалогов, разыгрывая которые учащиеся исполняют роль того или иного персонажа, например: Ларри или Лулу… Дети с интересом следят за их приключениями, и герои становятся им ближе.

Работая с такими диалогами, я обращаю внимание учащихся на картинки, иллюстрирующие диалог, и задаю по ним вопросы, например: Who's this? What's this? What colour is …? Where are they? и т. д. Вопросы помогают повторить изученную лексику и структуры.

Учащиеся прослушивают запись сюжетного диалога в первый раз и следят по картинкам. Затем я проверяю понимание текста, при необходимости используя родной язык. Во время второго прослушивания учащиеся в паузах повторяют реплики хором и индивидуально, следя за текстом, а я обращаю внимание на правильность произношения и интонации, после чего прошу отдельных учащихся прочитать отрывки из диалогов к разным картинкам.  Затем я предлагаю отдельным учащимся разыграть отрывки из сюжетного диалога перед классом. Как правило, почти все ребята принимают участие в разыгрывании данных диалогов, им это очень нравится.

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучение иностранного языка должно начинаться как можно раньше: еще в детском саду или в младших классах школы. На этом этапе дети очень быстро осваивают материал, навыки устного общения (конечно, на простейшем уровне). Это период, когда закладываются основные умения и навыки в ведущих видах речевой деятельности, когда устанавливаются взаимоотношения учащихся и учителя. Устная речь является наиболее естественным, а на первых порах и наиболее доступным способом общения, который позволяет детям окунуться в атмосферу языка, почувствовать его своеобразие. Формирование коммуникативной культуры при изучении английского языка в начальной школе позволяет учащимся усваивать определенные модели общения и, погружаясь в эмоционально благоприятную атмосферу урока, приобретать наряду с соответствующими речевыми навыками опыт тактичного и доброжелательного поведения.

5.ЛИТЕРАТУРА

  1. Бим, И.Л., Биболетова, И.Л. Обучение иностранным языкам в начальной школе -  Иностранные языки в школе, 2002
  2. Пименов, А.В. О ситуативной адекватности в обучении речевой деятельности. – М.: ВИИЯ, 2001.
  3. Ариян, М.А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке - Иностранные языки, 2002
  4. Верещагин, Е.М., Костомарова Язык и культура. Русский язык. – М., 1997.
  5. Титова С.В. Коммуникативная культура. – Питер, 2009
  6. Быкова Н.И., Поспелова М.Д., Дули Дж., Эванс В. УМК «Spotlight 2,3,4»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Формирование  универсальных учебных действий на уроках английского языка важно именно на  начальном этапе обучения...

Организация и активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

Содержание:1. Роль иностранного языка в развитии личности учащихся.2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.3. Организация и активизация видов речевой деятельности на уроках английского язык...

Внеклассная работа по английскому языку как средство мотивации к изучению иностранного языка на начальном этапе обучения

На современном этапе развития образования в методике обучения преобладает гуманистический подход. В центре педагогического процесса находится ученик. Внеклассная работа в сочетании с урочной деятельно...

Индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся при изучении английского языка на начальном этапе

        Сегодня, в век интернета, компьютерных технологий, стремительно развивающегося прогресса появляется все возрастающий интерес к английскому  языку. Английский яз...