Организация и активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения.
материал по английскому языку на тему

Парфенова Екатерина Александровна

Содержание:

1. Роль иностранного языка в развитии личности учащихся.

2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.

3. Организация и активизация видов речевой деятельности на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

  • слушание
  • говорение
  • чтение
  • письмо

4. Заключение.

5. Список использованной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Запрудненская средняя общеобразовательная школа №1

Доклад

ОРГАНИЗАЦИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Подготовил: учитель

английского языка

Парфенова Е.А.

г.п. Запрудня

Талдомского района Московской области,

2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Роль иностранного языка в развитии личности учащихся.
  2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.
  3. Организация и активизация видов речевой деятельности на уроках английского языка на начальном этапе обучения:
  • Слушание,
  • Говорение,
  • Чтение,
  • Письмо.
  1. Заключение.
  2. Список использованной литературы.

Сегодня в современном мире мы все чаще сталкиваемся с тем, что знание английского языка становится жизненной необходимостью не только для взрослых, но и для детей. Знание помимо родного языка еще и иностранного языка позволяет расширить кругозор ребенка, тем самым способствуя гармоничному развитию личности. Иностранный язык способствует развитию мыслительных процессов. Синтаксические конструкции и грамматика развивают способности к анализу и синтезу, запоминание лексических единиц – оперативную память, изучение не только отдельных слов, но и контекста в целом – языковую догадку, сообразительность и внимание. Язык учит ребенка мыслить логически, а также выбирать правильный вариант из множества значений каждого отдельно взятого слова. Иностранный язык способствует развитию коммуникативных способностей, а также устранению психологических барьеров. Ребёнок посредством изучения языка (через диалоги, сценки, монологические высказывания) становится более общительным (а значит, и более успешным в будущем).

Обучение английскому языку в средней общеобразовательной школе нашей страны начинается со 2 класса. А обучение любому иностранному языку – это в первую очередь обучение различным видам речевой деятельности. Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковой знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л. С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.

Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам.

К основным видам речевой деятельности относятся:

  • слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),
  • говорение (устное выражение мысли),
  • чтение (восприятие и понимание чужой записанной речи).
  • письмо (графическое, письменное выражение мысли),

Ни один из указанных видов речевой деятельности не существует изолированно. Взаимосвязь и взаимообусловленность разных видов речевой деятельности при рациональном обучении предполагает обязательный учет  особого, специфического,  соотносимого с сущностными характеристиками каждого отдельного вида речевой деятельности. Именно организацию и активизацию видов речевой деятельности на уроках английского языка на начальном этапе обучения мы и рассмотрим более подробно на примере работы с учебниками «Happy English.ru» К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман и «Spotlight 3,4» В.Эванс, Дж. Дули.

Начиная планировать урок, я стремлюсь сделать его источником  радостного труда, источником творчества учащегося и самодеятельности. Урок-это плацдарм, на котором  разворачивается  битва за знания: учитель же полководец. Он должен четко знать  цель, стратегию  осуществления цели, хорошо владеть средствами «борьбы» и сам активно сражаться. Я стараюсь оценить интерес не только класса в целом, но и групп в классе, и даже  отдельных учеников, на каком уровне сформирован  интерес к предмету. В начале урока я ставлю  пред классом  цель урока, и сообщаю задачи урока. Задачи и цели должны быть доступны и понятны, ибо содержание урока не будет  принято  учащимися, и не будет должной  отдачи от них. Я стараюсь  разнообразить  уроки, использую события  реальной жизни и дополнительный материал. Я стараюсь, чтобы дети общались на уроке только на английском языке, в связи с этим  стремлюсь развивать все виды речевой деятельности.

СЛУШАНИЕ (АУДИРОВАНИЕ)

Аудирование является важным компонентом речевой  деятельности. В течении всего  урока дети слышат  поток речевых фраз классного обихода, приказаний, распоряжений, заданий (Good morning!, Hello!, Good-bye, Stand up, Sit down; Look and find, Read, Copy и др.) при этом я использую  наглядность, жесты, повторы.

Перед выполнением упражнений на аудирование я даю опережающие задания, будь то повторение за диктором, пересказ текста или ответы на вопросы к данному тексту. Эффективность восприятия  увеличивается. Задача учителя иностраного языка - обеспечение активной деятельности каждого ученика в течении всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого.

На первом же уроке учащимся представляется возможность распознать английскую речь на пленке и отличить ее от немецкой и французской.

English

— I’m hungry.

— No problem. Let’s go to the café or a restaurant.

— OK.

—  I’m going to order a cheeseburger and a glass of diet coke.

—  And I’ll have a chocolate biscuit and a cup of coffee.

German

— Hallo, Ute. Bist du schon gelandet?

—  Ja, schon vor einer halben Stunde. Ich steh' immer noch an der Gep äckausgabe. Alle haben schon ihr Gepäck, nur mein Koffer ist nicht da.

—  So ein Pech! Vielleicht musst du jemandem Bescheid sagen?

— Ja, das mache ich.

— Na dann bis gleich.

— Bis gleich!

French

—  Pardon, madame! Où est le comptoir d’enregistrement, s’il vous plaît?

— Allez tout droit et puis à gauche.

— Voilà mon billet.

—  Votre avion part à huit heures. Porte d’embarquement numéro 5.

— Merci, madame.

Это упражнение позволяет учащимся вспомнить, если они когда-либо слышали английскую речь (например в мультфильмах или детских передачах на английском языке (Funny English), распознать слова схожие по звучанию в английском и русском языках, такие как: кофе, чизбургер, шоколад, кафе и др.

Далее вводятся буквы, звуки и лексика английского языка, которые учащиеся слышат на пленке и от учителя. Перед прослушиванием я даю ребятам возможность посмотреть на новую букву, звук или слово, найти сходство с буквой или словом в русском языке, например буква Аа в английском языке и буква Аа в русском, слово flag в английском языке и слово флаг в русском (здесь также используется наглядный материал – буквы, слова, составленные из букв, на доске). После этого учащиеся слушают как произносятся новые буквы, звуки и слова на пленке, затем повторяют за персонажем учебника Вороном Седриком, и при необходимости еще раз за учителем как хором, так и по одному, т.к. многие английские звуки не похожи на русские и требуют больше времени на отработку. Здесь начинается следующий, неразрывно связанный с аудированием, вид речевой деятельности – говорение. Но слушание на этом не прекращается, а становится более разнообразным. Учащиеся, закончив изучение алфавита и ознакомившись с начальным уровнем лексики английского языка, а также некоторыми правилами чтения английских слов, слушают песни, рассказы, выполняют различные задания на слух, такие как: записать буквы под диктовку, записать слова, предложения на слух, отметить галочкой нужные предложения в тетради, прослушав текст.  Такие упражнения ребята слушают не менее 2 раз  и с каждым разом им нужно все меньше времени на понимание английской речи на слух (при выполнении большинства таких упражнений я стараюсь увидеть насколько ученики поняли содержание упражнения, зачитанного на пленке, оценить правильность выполнения упражнений, и представляю им возможность выполнить часть упражнения на доске по одному).

На следующем этапе обучения аудированию учащимся представляется возможность отвечать на вопросы, заданные диктором, согласиться или не согласиться с утверждениями диктора или героев учебника, а также петь песни и слушать озвученные комиксы и сказки. Здесь при выполнении таких упражнений я также применяю схемы работы, такие как: T-Ps, T-P1,P2,P3. Также учащимся представляется возможность просмотреть видео запись комиксов и песен и выполнить аналогичные упражнения. Просмотр видео осуществляется после закрепления и оценки пройденной темы, поэтому здесь я подключаю учащихся всей группы (класса), например: они исполняют уже известную им песню вместе с персонажами, хором отвечают на вопросы и т.д.

В современном мире изучение английского языка становится более легким, т.к. 80% материала учебников записаны на пленку, что позволяет учащимся вспомнить, например, как читаются те или иные слова и отработать их дома еще раз, а также изучить некоторый материал самостоятельно дома, например, если ребенок болел и отсутствовал на уроке.

В конце 3 года обучения английскому языку учащиеся могут понимать на слух иноязычную речь, предъявляемую учителем или в звукозаписи в естественном темпе в рамках предложенных им учебных ситуаций.

ГОВОРЕНИЕ

Такой вид речевой деятельности, как говорение на английском языке, начинается с первых уроков английского языка, когда учащиеся начинают изучать буквы и звуки и повторяют их за диктором на пленке и за учителем. Также на первых уроках ребята учатся здороваться и прощаться друг с другом и с учителем. В первую очередь здесь необходимо выучить такие фразы, как: Good morning, Hello и Good-bye, Stand up Sit и down. Я отрабатываю эти выражения на первом и последующих уроках путем повтора.

Чтобы создать мотивацию общения на иностранном языке в учебных условиях, необходимо использовать ситуацию: мотив речи  «гнездится» в ситуации. Ситуация- это обстоятельства, в которые ставится говорящий и которые вызывают у него  потребность говорить.

Так начинает формироваться диалогическая и монологическая речь на английском языке.

При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением младшие школьники учатся:

•  вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие; знакомиться, представляться самому и представлять друга; прощаться; поздравлять и благодарить за поздравление; выражать благодарность в процессе совместной деятельности; извиняться; предлагать что-то, поблагодарить / вежливо отказаться;

•  вести диалог-расспрос, используя вопросы: кто? что? когда? где? куда? откуда? почему? зачем?;

•  вести диалог побудительного характера: обратиться с просьбой, согласиться / отказаться выполнить просьбу; согласиться / не согласиться на предложение партнера; попросить о помощи и предложить свою помощь, попросить разрешения.

При овладении диалогической речи я часто использую фронтальный опрос по изучаемым темам, например, тема «Знакомство»: я задаю ученикам вопросы, типа: What is your name?, How are you?, How old are you? и т.д., а они мне отвечают о себе. Также учащимся представляется возможность составить диалоги по образцу и разыграть их перед одноклассниками.

При овладении  монологической речью дети учатся:

•  описывать картинку, фотографию, рисунок на заданную тему;

•  описывать животное, предмет, указывая название, качество, размер, количество, принадлежность, место расположения;

•  кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, своем домашнем животном, герое любимой сказки / мультфильма, называя имя, возраст, место проживания, высказываться о школе, любимых занятиях, временах года, времени и т.д. Такого рода монологические высказывания строятся на примерах, данных в учебнике. Я даю ребятам задание прочитать текст по изучаемой теме, перевести его или рассказать содержание своими словами, а затем составить рассказ о себе и рассказать одноклассикам. Здесь большое значение имеет и наглядность, не только данная мной, но и выполненная самими учащимися. Например, по теме «Семья», ребята рисуют генеалогическое древо своей семьи и, показывая его, рассказывают о членах своей семьи.

При овладении  монологической речью дети также учатся

  • передавать содержание прочитанного / услышанного текста с опорой на иллюстрацию, ключевые слова, план, вопросы к тексту;

•  воспроизводить выученные стихи, песни, рифмовки.

К концу 3 года обучения английскому языку учащиеся должны уметь вести несложную беседу с речевым партнером, используя речевые клише; уметь говорить (монологическое высказывание) по изученной учебной ситуации.

ЧТЕНИЕ

Учащиеся 2-го класса уже умеют читать на родном языке, что облегчает задачу обучения чтению на английском языке. Детям уже понятно, что чтение — это один из важнейших способов получения информации, ответов на множество вопросов, причем часто в увлекательной форме.

Обучение чтению фактически начинается с первых четырех уроков, когда учащиеся знакомятся с первыми буквами английского алфавита, запоминают их название, осознают тот факт, что одна и та же буква может обозначать разные звуки. Знакомство с буквами и буквосочетаниями английского языка происходит на протяжении всего первого года обучения.

Также на первом этапе происходит установление графемно-фонемных соответствий, в ходе которых учащиеся знакомятся с написанием букв и транс-крипционных знаков. Необходимость овладения транскрипцией обусловлена расхождением между написанием и произношением в английском языке.

При этом в учебнике Кауфмана «Happy English.ru» принят принцип максимального практического применения любого нового знания и умения. Поэтому обучение чтению начинается с букв  T, N, P, I, которые позволяют приступить к составлению и чтению первых односложных слов в закрытом типе чтения. На этом этапе я даю возможность каждому ученику читать слова и контролирую правильность чтения и понимание прочитанного. Чтение новых слов я организую 2 способами 1) чтение после прослушивания, 2) самостоятельное чтение.

Сформировав необходимый уровень техники чтения и заложив основы орфографических навыков на самом первом этапе обучения, в дальнейшем можно эффективно использовать чтение как средство формирования всего комплекса языковых (лексических, грамматических, фонетических) и смежных речевых (аудитивных, письменных и устных монологических и диалогических) навыков и умений.

От чтения гласных в разных типах слогов в изолированных словах учащиеся переходят к чтению словосочетаний, простых предложений и мини-текстов. Здесь же изучаются правила чтения различных буквосочетаний. При этом я использую наглядный материал и при необходимости аудиозапись, а также после изучения нового буквосочетания незнакомые учащимся слова по данным правилам чтения. Это позволяет им применить имеющиеся у них знания на практике, а мне – проконтролировать правильность чтения буквосочетаний.

На следующем этапе обучения чтению учащимся предлагаются короткие тексты и диалоги, цель которых не только отработать навыки чтения, но и привить к нему интерес. Тексты и диалоги построены в основном на знакомом языковом материале, что в значительной степени облегчает процесс чтения.

Одни тексты дети читают вслух для отработки навыков произношения и интонации, другие – про себя с целью извлечения информации. Главная цель чтения в разделе Spotlight on English-speaking countries заключается в знакомстве с культурой другой страны и воспитании к ней уважения и толерантности. Тексты этого раздела содержат значительное количество рецептивной лексики, и учащиеся должны научиться игнорировать новые слова, не бояться их и понимать, что главная задача – получить информацию, которая запрашивается в задании. Тексты в разделе Spotlight on Russia имеют другую цель: учащиеся должны научиться не только понять содержание текста, но и научиться рассказывать о жизни в нашей стране. Сказки и комиксы помогают у учащихся развивать интерес к книгам. Эти тексты записаны на аудио- и видеокассеты, что упрощает процесс чтения таких текстов дома.

Также продолжается работа над правилами чтения. Работе над правилами чтения предшествует прослушивание скороговорок, содержащих изучаемые буквы. Данные скороговорки являются хорошей основой для отработки произношения, тем более, что учащиеся могут тренироваться в их произношении дома, т.к. они записаны на диск. После работы над скороговорками учащимся предлагается упражнение, в котором они вписывают слова в нужные колонки в соответствии с правилами чтения. Слова не являются новыми и входят в список активной лексики. Таким образом, происходит плавный переход от “whole-word reading” к чтению по правилам любых незнакомых слов.

Работая с текстами, я стараюсь разнообразить виды работы, используя не только данные к текстам упражнения, но и - задать вопросы к тексту, высказать свое мнение о предложенной теме, постараться объяснить незнакомые слова и др.

При чтении стихов и песен я прошу ребят не только перевести текст песни, но и сделать это в рифму, составляя стихотворение на основе данного материала.

К концу 3 года обучения английскому языку учащиеся должны понимать и читать короткие тексты, построенные на преимущественно знакомом языковом материале, с небольшим количеством незнакомых слов; ознакомиться со страноведческим материалом, предложенным в учебнике.

ПИСЬМО

Письмо – сложное речевое умение, оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Оно помогает прочному усвоению языкового материала и формированию навыков в чтении и устной речи.

Такой вид речевой деятельности, как письмо при изучении английского языка начинается с того момента, когда учащимся даются буквы английского алфавита. На этом этапе обучение письму не возникает много трудностей, т.к. некоторые буквы английского алфавита похожи на русские, и кроме того написание букв производится полупечатным шрифтом. При написании новых букв я использую наглядность, а также пишу на доске буквы и проверяю правильность их написания в тетрадях.

На следующем этапе на основе умения писать буквы выполняются  письменные задания: списать слова и словосочетания, простые предложения; восстановить слова, вставляя недостающие буквы, уточнить написание слова по словарю, написать рассказ по данному в упражнении, составить диалог.

На своих уроках я использую этот вид деятельности во всех классах. Как и в остальных видах речевой деятельности провожу контроль за умением ,например, написать буквы, слова, предложения, небольшой рассказ.

К концу 3 года обучения английскому языку учащиеся должны овладеть техникой письма, т.е. правописанием слов, усвоенных в устной речи, уметь списывать текст, а также выписывать из него незнакомые слова и словосочетания, уметь вести словарик новых слов.

Английский язык играет огромную роль в современном мире, как средство общения в первую очередь. Его учат все и повсеместно: в школах, университетах, на курсах. Именно английский язык является ключом к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.

Мы напряженно работаем, ищем более эффективные формы и приемы обучения школьников. Нам удается активизировать речевую деятельность учащихся, а так же научить понимать иноязычную речь, говорить в пределах программных требований, читать на иностранном языке. Необходимо постоянно анализировать свои успехи и, главное, неудачи, постоянно стремиться к осознанию опыта, к совершенствованию методики.                                      

   

Используемая литература:

  1. К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман «Happy English.ru» для 2 класса. Книга для учителя;
  2. В.Эванс, Дж.Дули «Spotlight 3». Книга для учителя;
  3. И.А.Зимняя. Психология обучения иностранным языкам в школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Формирование  универсальных учебных действий на уроках английского языка важно именно на  начальном этапе обучения...

Формирование коммуникативной культуры учащихся при изучении английского языка на начальном этапе обучения.

СодержаниеВведение1. Английский язык в современном мире.1.1. Аккультурация.2. Английский язык в начальной школе2.1. Роль иностранного языка в формировании личности младшего школьника2.2. Особенности п...

Научно-исследовательский проект «Трудности при обучении и пути их преодоления на уроках английского языка на начальном этапе обучения на основе УМК «Английский в фокусе» для 5 класса».

Цель нашего исследования - на основе опроса учащихся 5-х классов ГАПОУ МОК им. В. Талалаихинаи выявленных трудностей, разработать электронный тренажёр с использованием упражнений, направленных на снят...

Сообщение на тему: "Активизация речевой деятельности учащихся на уроках иностранных языков"

Сообщение на тему: "Активизация речевой деятельности учащихся на уроках иностранных языков"...

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Использование различных речевых ситуаций на уроках английского языка позволяет придать речи характер естественной речевой коммуникации, последовательно усложнять и вносить разнообразие в учебно-речевы...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в начальной школе».

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в начальной школе»....