Научно-исследовательский проект «Трудности при обучении и пути их преодоления на уроках английского языка на начальном этапе обучения на основе УМК «Английский в фокусе» для 5 класса».
проект по английскому языку (5 класс)

Головнина Марина Геннадьевна

Цель нашего исследования - на основе опроса учащихся 5-х классов ГАПОУ МОК им. В. Талалаихина
и выявленных трудностей, разработать электронный тренажёр с использованием упражнений, направленных на снятие трудностей , связанных с овладением  навыков письма, аудирования, говорения, чтения и грамматики на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_10v.docx320.88 КБ
Файл 10vproekt_po_anglu.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

       «Трудности при обучении и пути их преодоления на уроках английского языка на начальном этапе обучения на основе УМК  «Английский в фокусе» для 5 класса».

 Введение

Политические и социокультурные реалии начала  XXI века обусловили и открыли новые перспективы в образовании россиян, для которых стало реальностью межкультурное общение. Эффективное изучение английского языка  приобретает на сегодняшний день особую актуальность.

В школе изучение английского языка начинается со второго класса начальной школы и продолжается до девятого класса основной школы или одиннадцатого. Однако анализ многочисленных теоретических исследований и практики показывает, что не удаётся достичь той степени владения учащимися иноязычной речью, которая бы обеспечила беспрепятственное свободное общение на данном языке.

Учитывая данный факт, мы полагаем, что существуют трудности, которые мешают процессу овладения английским языком на начальном этапе. В связи с чем, мы  решили провести исследование, цель которого выявить трудности изучения английского языка, которые являются препятствиями в процессе овладения и общения.

Актуальность.

 Эффективное обучение иностранному языку включает в себя все пять  видов  речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, грамматика и письмо. Все они неразрывно связаны между собой и нельзя отдавать предпочтение только некоторым видам речевой деятельности при обучении иностранному языку.

Противоречие: В современном образовании наблюдается противоречие между объективной необходимостью в овладении навыками письма, аудирования, говорения, грамматики и  чтения  на иностранном языке и недостаточностью использования упражнений, направленных на приобретение навыков данных видов деятельности на начальном этапе обучения школьников, а именно 5–го класса. Исходя из этого, мы выбрали тему исследования: «Трудности при обучении  и пути их преодоления на уроках английского языка на начальном этапе обучения на основе УМК «Английский в фокусе» для 5 класса».

Цель исследования: На основе опроса учащихся 5Г и 5В классов ГАПОУ МОК им. В.Талалихина  и выявленных трудностей, разработать тренажёр с использованием упражнений  направленных на преодоление трудностей, связанных с овладением навыков письма, аудирования, говорения, чтения и грамматики  учащимися на уроках английского языка на начальном этапе обучения. А также составить рекомендации для изучающих английский язык на любом этапе обучения.

Предмет исследования:   УМК «Английский в фокусе»  для 5 класса, в частности  достаточность    тренировочных  упражнений  для каждого вида речевой деятельности для совершенствования этих навыков и снятия трудностей  в их овладении   на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

Объектом исследования стали учащиеся 5 «в» и «г»  классов ГАПОУ МОК им.В. Талалихина, которые изучают английский язык  со 2 класса.

Гипотеза исследования:  если создать  серию  упражнений  в форме электронного тренажёра,  направленных на овладение навыков письма, аудирования, говорения, чтения и грамматики,  то  все эти навыки  у  учащихся на начальном этапе обучения сформируются успешнее.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Изучить  результаты контрольных работ по всем видам деятельности  в английском языке в 5 «В» и 5 «Г»  классах СП-9 ГАПОУ МОК им. В.Талалихина.

2. Выявить возможные трудности в процессе овладения английским языком.

 3. Провести исследование типичных трудностей среди учащихся 5 классов.

4. Обобщить полученные данные и сделать выводы.

5. Создать электронный тренажёр в помощь овладения  всеми видами деятельности английского языка  на начальном этапе обучения.

Для решения задач планируется использовать следующие методы исследования:

 изучение литературы по данной теме, анкетирование, интервьюирование, метод фиксирования результатов, анализ, синтез, сравнение и обобщение полученных результатов.

Выполняя работу, мы изучим современные исследования в области методики преподавания языка, учебные пособия, литературу по данному вопросу.

Мы полагаем, что в ходе выполнения данного исследования нами будут выявлены типичные трудности овладения английским языком,  преодолев которые изучающие язык смогут успешно осуществлять общение.

 Практическая значимость заключается в том, что полученные данные  в виде тренажёра можно будет использовать как преподавателям, так и изучающим английский язык.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1 .  ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

На сегодняшний день английский язык является одним из наиболее распространенных и часто используемых языков мира. Именно поэтому изучением английского языка интересуется почти каждый первый.

Главной целью иноязычного образования в основной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность и готовность учащихся общаться на иностранном языке в пределах, определённых стандартом основного образования по иностранному языку (8, с.2).

В школе изучение английского языка начинается со второго класса начальной школы и продолжается до девятого класса основной школы или одиннадцатого.  Однако анализ многочисленных теоретических исследований и практики показывает, что не удаётся достичь той степени владения учащимися иноязычной речью, которая бы обеспечила беспрепятственное свободное общение на данном языке. Даже учащиеся, успешно завершившие курс обучения иностранному языку, испытывают серьёзные затруднения.

Учитывая данный факт, мы полагаем, что существуют трудности, которые мешают процессу овладения английским языком.

ГЛАВА 2.     ТРУДНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ.

С целью выявления существующих трудностей овладения английским языком мы изучили литературу и выявили, что существует шесть трудностей, которые мешают свободному владению языком.

Первая трудность заключается в отсутствии у школьника действенных и актуальных мотивов овладения английским языком. Ученик владеет родным языком, с помощью которого он решает все проблемы общения, удовлетворяет основные жизненные, социально-культурные и познавательные интересы, следовательно, необходимость владения иностранным языком не переживается им как актуальная потребность.

Актуальными для изучения английского языка могли бы стать следующие мотивы: стремление к расширению сферы общения, к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, красота звучания самого языка, интерес к народу - носителю этого языка и интерес к его культуре. Именно такие мотивы могут быть действительными и актуальными для изучения английского языка, способствовать успешности овладения иностранным языком.

Вторая трудность освоения английского языка связана с владением учащимися родным языком. На уроках английского языка ученик невольно переводит на родной язык. Осознание смысловых единиц иностранного языка достигается посредством родного. При попытках построить речевое высказывание на английском языке ученик использует речевые структуры родного языка. Если речевой механизм второго языка еще не сформирован, то речевой механизм родного языка подменяет и даже вытесняет его.

Таким образом, возникает проблема ослабления влияния механизма родного языка в процессе освоения английского языка.

Третья трудность - это личностные психологические барьеры, которые могут возникнуть у части школьников в отношении английского языка: неуверенность в том, что они смогут заговорить на нём, стеснительность и боязнь стать посмешищем из-за ошибок в речи, боязнь того, что за допущенными ошибками последуют нежелательные оценки. В большинстве случаев человек, который обладает обширными познаниями в области английского, не в состоянии раскованно общаться, используя тот язык.

Четвёртая трудность связана с особенностями самого английского языка, произношением, грамматикой.

Пятая трудность – отсутствие практики речи. Только знание правил и слов – это ещё не знание языка. Чтение книг, просмотр фильмов без перевода, общение (пусть даже виртуальное) с иностранцами позволят закрепить полученные знания, выработать языковое чутьё. Одновременно будет происходить естественное расширение словарного запаса, хотя и не так быстро, как при целенаправленном изучении слов. Отдельно стоит сказать о навыке понимания английской речи на слух. Единственный путь к этому умению – практика. Чем больше разных английских голосов вы слышали, тем легче понимаете каждого следующего человека. Развитию этого умения также способствует работа над собственным произношением и интонацией, которую в самой доступной форме можно проводить путём простой имитации фраз

Шестая трудность – отсутствие систематических, ежедневных занятий. Трудности изучения английского языка связаны не со сложностью предмета. Это умение человека учиться. Важно помнить, что практиковаться в языке необходимо ежедневно, и притом получая удовольствие.

Таким образом, суммируя все сказанное, мы приходим к выводу, что существует шесть трудностей, которые мешают успешному процессу овладения английским языком. По мнению педагогов и психологов, самые хорошие результаты появляются у тех учеников, которые очень хотят научиться говорить. Они «ловят каждое слово». Настоящее желание заговорить на английском - одно из главных составляющих успешного обучения и овладения английским языком. А в общеобразовательной школе контингент учащихся различен. Достаточно много учеников с низким уровнем развития и мотивации. В связи с чем они сталкиваются с трудностями при изучении языка. К тому же отсутствие практики речи, личностные психологические барьеры, отсутствие систематических, ежедневных занятий сказывается на владении английским языком.

ГЛАВА 3.  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ   «ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ»

Изученные  нами результаты контрольных работ по всем видам деятельности английского языка – чтению, аудированию, грамматике и письму  показали, что действительно существуют трудности, препятствующие успешному владению английским языком. В связи с этим мы решили провести собственное исследование и подтвердить полученную нами информацию.

Для этого сначала мы провели анкетирование с целью получить данные, касающиеся уровня владения английским языком среди учащихся 5 «В» и 5 «Г»  классов, которые изучают английский язык со 2 класса. Всего опрошено 36  учеников

Нами были предложены вопросы, касающиеся ключевых моментов:  чтение, аудирование,  грамматика и письмо:

1)  Насколько баллов вы оцениваете свои знания в английском языке? По пятибалльной шкале.

2)  Нужна ли вам дополнительная помощь в изучении английского языка?

3)  Что вы понимаете меньше всего из разделов английского языка:

   1-грамматика
  2- чтение 
  3-письмо
  4- аудирование

На этапе исследования трудностей изучения английского нами был составлен электронный тренажёр, включающий лексико-грамматический материал, который используется в УМК «Spotlight – 5» («Английский в фокусе –5»).

    Далее мы предложили учащимся выполнять упражнения текущей темы – Модуля 3 «My home – my castle» («Мой дом – моя крепость»)  в течение одного месяца, и снова были проведены контрольные работы по всем видам деятельности.

В связи с полученными данными, мы разработали тренажёр с упражнениями по всем видам речевой деятельности на начальном этапе изучения английского языка , а также рекомендации для изучающих английский язык  и считаем, что они будут полезны и для учеников и для учителей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК:  

1.        Ставьте перед собой четкую цель в изучении английского языка.

2.        На уроках английского языка следует говорить только на иностранном языке, не применяя свой родной.

3.        Не стесняйтесь и не бойтесь сделать ошибку при разговоре на английском языке.

4.        Больше практикуйтесь, как и в общении с носителями языка, так и в грамматике самого языка.

5.        Следует больше времени уделять изучению английского языка, составить план ежедневных занятий, и не забывать о занятиях во время каникул.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глобальные геополитические и экономические изменения последнего времени предъявляют новые требования к обучению иностранному языку. Основное назначение иностранных языков состоит в овладении учащимися умением общаться на изучаемом иностранном языке. Речь идёт о формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание) и опосредованное (чтение, письмо).

 Анализ изученной литературы и проведённое нами исследование показали, что учащимся не удаётся достичь той степени владения иноязычной речью на начальном этапе, которая бы обеспечила беспрепятственное свободное общение на данном языке.

Мы выявили, что существует шесть трудностей, которые мешают успешному процессу овладения английским языком. Проведённое нами исследование доказало выдвинутое нами предположение относительно существующих трудностей.

 ВЫВОД

Изучив учебно-методическую литературу «Английский в фокусе», а также результаты контрольных работ за 1 четверть  и проведя  ряд исследований среди учащихся 5 «В» и 5 «Г» классов ГАПОУ МОК им. В. Талалихина, мы пришли к выводу, что все виды деятельности вызывают те или иные трудности у учащихся начального уровня обучения. Чтобы снять эти трудности мы классифицировали упражнения, которые возможно использовать на данном  этапе обучения иностранному языку и создали тренажёр с тренировочными упражнениями по всем видам деятельности в английском языке.   Систематическое использование данных упражнений  в течение 2 месяцев, направленных на снятие трудностей,  позволило лучше овладеть  навыками аудирования, чтения, грамматики и письма  и сократить количество ошибок в этих видах деятельности. Результаты практической работы подтверждают эффективность использования   данного тренажёра. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. УМК  «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 5 класса авторы  Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В . М.: Express Publish: Просвещение, 2009.рекомендованного Министерством  образования РФ,  включающего следующие компоненты: рабочую тетрадь, книгу для учителя, контрольные задания, CD диски с аудиозаписями.
  2. Капаева А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001 .- № 3. - с.12-17.
  3. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Обеспечение качества обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 6. - с.29-33.
  4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка / Под ред.К.М.Ирисхановой. – МГЛУ, 2003.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГАПОУ « Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина». Научно-исследовательская работа по английскому языку. Тема : «Трудности при обучении и пути их преодоления на уроках английского языка на начальном этапе обучения на основе УМК « Spotlight – 5» «Английский в фокусе» для 5 класса». Руководитель проекта: Учитель английского языка Головнина Марина Геннадьевна Выполнила: Группа учащихся 10 « В» класса МОК им. В. Талалихина.

Слайд 2

Цель исследования. На основе опроса учащихся 5 «Г» и 5 «В» классов ГАПОУ МОК им. В.Талалихина и выявленных трудностей, разработать тренажёр с использованием упражнений направленных на преодоление трудностей, связанных с овладением навыков письма, аудирования, говорения, чтения и грамматики учащимися на уроках английского языка на начальном этапе обучения. А также составить рекомендации для изучающих английский язык на любом этапе обучения.

Слайд 3

Гипотеза исследования: если создать серию упражнений в форме электронного тренажёра, направленных на овладение навыков письма, аудирования , говорения, чтения и грамматики, то все эти навыки у учащихся на начальном этапе обучения сформируются успешнее.

Слайд 4

Задачи исследования: Изучить литературу по данной теме. Изучить результаты контрольных работ по всем видам деятельности в английском языке в 5 «В» и 5 «Г» классах СП-9 ГАПОУ МОК им. В.Талалихина . Выявить возможные трудности в процессе овладения английским языком. Провести исследование типичных трудностей среди учащихся 5 классов. Обобщить полученные данные и сделать выводы. Создать электронный тренажёр в помощь овладения всеми видами деятельности английского языка на начальном этапе обучения к УМК « Spotlight – 5» «Английский в фокусе – 5». Составить рекомендации для изучающих английский язык на любом этапе обучения.

Слайд 5

Методы исследования: Изучение литературы по данной теме. Анкетирование . Интервьюирование . Метод фиксирования результатов. Анализ . Синтез . Сравнение и обобщение полученных результатов.

Слайд 6

Актуальность. Эффективное обучение иностранному языку включает в себя все пять видов речевой деятельности: аудирование , говорение, чтение , грамматика и письмо . Все они неразрывно связаны между собой и нельзя отдавать предпочтение только некоторым видам речевой деятельности при обучении иностранному языку.

Слайд 7

Противоречие: В современном образовании наблюдается противоречие между объективной необходимостью в овладении навыками письма, аудирования, говорения, грамматики и чтения на иностранном языке и недостаточностью использования упражнений, направленных на приобретение навыков данных видов деятельности на начальном этапе обучения школьников, а именно 5–го класса. Исходя из этого, мы выбрали тему исследования: «Трудности при обучении и пути их преодоления на уроках английского языка на начальном этапе обучения на основе УМК «Spotlight – 5» «Английский в фокусе» для 5 класса.

Слайд 8

Объект исследования: Предмет исследования: Учащиеся 5 «в» и «г» классов ГАПОУ МОК им.В . Талалихина, которые изучают английский язык со 2 класса. УМК «Английский в фокусе» для 5 класса, в частности достаточность тренировочных упражнений для каждого вида речевой деятельности для совершенствования этих навыков и снятия трудностей в их овладении на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

Слайд 9

Практическая значимость. Практическая значимость заключается в том, что полученные данные в виде тренажёра можно будет использовать как преподавателям, так и изучающим английский язык.

Слайд 10

Основная часть . Трудности овладения английским языком. Существуют трудности, которые мешают процессу овладения английским языком: Отсутствие у школьника действенных и актуальных мотивов овладения английским языком. Владение учащихся родным языком. Личностные психологические барьеры, которые могут возникнуть у части школьников в отношении английского языка. Особенности самого английского языка, связанные с его произношением, грамматикой. Отсутствие практики речи. Отсутствие систематических, ежедневных занятий.

Слайд 11

Вывод: Таким образом, существует шесть трудностей, которые мешают успешному процессу овладения английским языком. По мнению педагогов и психологов, самые хорошие результаты появляются у тех учеников, которые очень хотят научиться говорить. Они «ловят каждое слово». Настоящее желание заговорить на английском - одно из главных составляющих успешного обучения и овладения английским языком. А в общеобразовательной школе контингент учащихся различен. Достаточно много учеников с низким уровнем развития и мотивации. В связи с этим они сталкиваются с трудностями при изучении языка. К тому же отсутствие практики речи, личностные психологические барьеры, отсутствие систематических, ежедневных занятий сказывается на владении английским языком.

Слайд 12

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ « ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ » Среди учащихся 5 «В» и 5 «Г» классов ГАПОУ МОК им. В.Талалихина . Результаты контрольных работ по всем видам деятельности английского языка – чтению, аудированию , грамматике и письму.

Слайд 13

Для этого сначала мы провели анкетирование с целью получить данные, касающиеся уровня владения английским языком среди учащихся 5 «В» и 5 «Г» классов, которые изучают английский язык со 2 класса. Всего было опрошено 36 учеников. Нами были предложены вопросы, касающиеся чтения, аудирования , грамматики и письма: 1) Насколько баллов вы оцениваете свои знания в английском языке? По пятибалльной шкале. 2 ) Нужна ли вам дополнительная помощь в изучении английского языка? 3 ) Что вы понимаете меньше всего из разделов английского языка: 1-грамматика 2- чтение 3-письмо 4- аудирование

Слайд 14

Оценивание, учащимися 5-ого класса, своих знаний в английском языке по пятибалльной шкале . Пятибалльная шкала.

Слайд 15

Ответы учащихся 5-ого класса на вопрос о том , нужна ли им дополнительная помощь в английском языке.

Слайд 16

Какой из разделов английского языка учащиеся 5-ого класса понимают меньше всего.

Слайд 17

На этапе исследования трудностей изучения английского нами был составлен электронный тренажёр, включающий лексико-грамматический материал, который используется в УМК « Spotlight – 5» (« Английский в фокусе –5 »). Далее мы предложили учащимся выполнять упражнения текущей темы – Модуля 3 « My home – my castle » ( «Мой дом – моя крепость ») в течение одного месяца, и снова были проведены контрольные работы по всем видам деятельности .

Слайд 18

Вывод: Основываясь на сравнении полученных результатов констатирующего и формирующего этапов апробации, мы можем сказать, что у 36 учащихся показатели качества сформированности навыков аудирования, чтения, грамматики и письма улучшились , что привело к снижению количества ошибок.

Слайд 19

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: 1. Ставьте перед собой четкую цель в изучении английского языка. 2. На уроках английского языка следует говорить только на иностранном языке, не применяя свой родной. 3. Не стесняйтесь и не бойтесь сделать ошибку при разговоре на английском языке. 4. Больше практикуйтесь, как и в общении с носителями языка, так и в грамматике самого языка. 5. Следует больше времени уделять изучению английского языка, составить план ежедневных занятий, и не забывать о занятиях во время каникул.

Слайд 20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: УМК «Английский в фокусе» (" Spotlight ") для 5 класса авторы Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко , В . М.: Express Publish : Просвещение, 2009.рекомендованного Министерством образования РФ, включающего следующие компоненты: рабочую тетрадь, книгу для учителя, контрольные задания, CD диски с аудиозаписями. Капаева А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001 .- № 3. - с.12-17. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Обеспечение качества обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 6. - с.29-33. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка / Под ред. К.М. Ирисхановой . – МГЛУ, 2003.

Слайд 21

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамматической стороне речи английского языка на начальном этапе обучения

Изучение грамматических явлений в английском  языке  представляет большую сложность для учащихся, так как многих грамматических явлений нет в родном языке обучаемых. Эта проблема встает остр...

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

Роль учителя в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Формирование  универсальных учебных действий на уроках английского языка важно именно на  начальном этапе обучения...

Статья "Обучение графике в английском языке на начальном этапе обучения"

Данная статья содержит методический материал по обучению письму  на начальном этапе обучения школьников английскому языку...

Использование ИКТ в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в условиях ФГОС

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – неотъемлемая часть развития образования.         Использование ИКТ дает принципиально новые возможно...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....