Статья: "Индивидуализация при обучении аудированию".
статья по английскому языку по теме

Галкина Людмила Рафаиловна

В статье речь идёт об индивидуальном подходе при обучении аудировании на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._individualizatsiya_pri_obuchenii_audirovaniyu.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуализация при обучении аудированию

Галкина Людмила Рафаиловна, учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 64», г. Новокузнецк

Понимание  речи на слух является одним из главных аспектов обучения иноязычному общению. Аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом, т.к. развивает слуховую память и слуховую реакцию; учит выделять главное; понимать смысл однократного высказывания; способствует запоминанию речевого материала; развивает способности и психические функции, необходимые для общения.

Однако, эффективность обучения аудированию в значительной мере зависит от умения педагога учитывать реальное усвоение обучающимися учебного материала и от индивидуальных особенностей  каждого обучающегося.

Индивидуализация учебной работы осуществляется в условиях классно -урочной системы обучения и предполагает разумное сочетание фронтальных,  групповых и индивидуальных форм работы.

Фронтальная работа способствует взаимообогащению и взаимообмену. Групповая работа представляет большие возможности в вариации содержания и способов передачи информации, в оказании помощи каждому обучающемуся. Индивидуальная работа создает условия для формирования индивидуального стиля деятельности.

Рациональное применение различных форм деятельности и индивидуализированных упражнений способствует успешному усвоению учебного материала.

 Основу типологии индивидуализированных упражнений составляют следующие критерии индивидуализации:

  1. Оказание помощи – частичная адаптация учебных заданий к уровню развития компонентов психологической структуры личности обучающихся.
  2. Устранение имеющихся недостатков – коррекция и развитие отдельных слабо функционирующих компонентов психологической структуры личности обучающихся.
  3. Всестороннее развитие личности – совершенствование всех подструктур психологической структуры личности  школьника.

 Исходя из этого , уместно считать обоснованной следующую типологию индивидуализированных упражнений: адаптивные, корректирующие, совершенствующие.

Адаптивные упражнения могут быть двух видов. Упражнения первого вида носят вспомогательный характер. Их цель – помочь слабым обучающимся справляться с рекомендуемыми всему классу заданиями (языковыми и условно-речевыми упражнениями), а сильным – обеспечить обучение на оптимальном уровне сложности, а в отдельных случаях и с некоторым завышением.

 Адаптивные упражнения второго  вида – это речевые или условно-речевые упражнения, направленные на  формирование иноязычных речевых навыков и умений в конкретных ситуациях общения с учетом особенностей личностной сферы обучающихся, их интересов.

Задача корректирующих упражнений, имеющих также вспомогательный характер – способствовать ликвидации пробелов в подготовке по иностранному языку и доразвитию отдельных психических процессов и свойств личности обучающихся, особенно важных для успешного овладения иностранным языком (слухового восприятия, памяти, объема внимания, вербального мышления).

Корректирующими упражнениями на ликвидацию пробелов могут стать упражнения, если их основной частью является развитие навыков и умений, которые должны быть сформулированы у обучающихся.

Совершенствующие упражнения предусматривают шлифовку всех компонентов психологической структуры личности ученика и формирование его индивидуальности. «Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах,  в качествах познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности и т. д.» (Общая психология. Под ред. А.В. Петровского – М., 1986.- с.195)

В методическом плане индивидуальность обучающегося проявляется в характере выполнения заданий. Упражнение можно назвать совершенствующим, если соблюдаются условия:

- упражнение способствует целенаправленному развитию личностной сферы обучающегося;

- отвечает уровню его подготовки;

- обеспечивает условия для создания речемыслительной задачи;

- формирует индивидуальный стиль деятельности.

 Все типы индивидуализированных упражнений должны использоваться при обучении как языковому материалу, так и различным видам речевой деятельности.

Индивидуальный подход к обучающимся может быть реализован с помощью следующих индивидуализированных упражнений, предназначенных  для слабых, средних и сильных обучающихся.

Аудирование

Текст “Gold or Stones?”

I. Адаптивные упражнения.

Упр. 1-а (адаптивные 1, предназначены для более слабых обучающихся)

-Сейчас вы прослушаете текст ”Gold or Stones?”. Предложения на карточке помогут вам понять его. Ответьте на вопросы по тексту. Пример карточки.

1. He did not like to buy good things.

2. So he put his gold into a bag.

3. He did the same thing for many years.

4. It was a bad man who took your gold.

Упражнение 1-б (адаптивное 1, предназначенное для сильных обучающихся)

- Сейчас вы прослушаете текст ”Gold or Stones?” и составите план его пересказа.

Упр.1-б  (адаптивное 1, предназначенное для обучающихся с недостаточным объемом слуховой памяти)

-Сейчас вы прослушаете текст ”Gold or Stones?” Можете пользоваться карточками с предложениями. Пример карточки.

1. He did the same thing for many years, he never spent his gold but always put some more into the bag.

2. “So get some nice stones on the seashore, put them into a bag, hide the bag in a hole and go there every Sunday to look at them”.

Упр. 2 (адаптивное 2, учитывающее интересы и увлечения обучающихся.

-У нас есть три варианта записи текста ”Gold or Stones?”

- с двумя паузами для отдыха;

- в нормативном темпе английской речи без пауз для отдыха;

- в быстром темпе английской речи без пауз для отдыха.

Выберите, с какой записью вы будете работать, прослушайте ее и подготовьте пересказ текста.

II. Корректирующие упражнения.

Эти упражнения выполняются обучающимися с низким уровнем владения навыками и умениями аудирования с недостаточно развитыми механизмами слухового восприятия.

Упр.1 (нейтральное, не учитывается ни уровень подготовки обучающихся, ни уровень функционирования психических процессов).

-Сейчас вы прослушаете текст ”Gold or stones?” а потом ответьте на вопросы:

1. What did the old man always say?

2. What did the old man do every Sunday?

3. What was the old woman’s advice?

Упр.1-а (обеспечивает коррекцию лексических навыков).

- Заполните пропуски в предложениях, данных на карточке. После этого вы прослушаете текст ”Gold or Stones?”

1. Some people have much money but they don’t like…….

2. The say “If we spend money, we shall have it…..

3. “If we ……gold, we shall always…. (hide, have it, to spend it, no more)

Упр.2 (способствует расширению объема слуховой памяти)

-повторите за диктором следующие фразы:

1. The man put his gold into a bag.

2. The man put his gold into a bag, made a hole under a big tree near his house.

3. The man put his gold into a bag, made a hole under a big tree near his house, put the bag in the hole.

4. The man put his gold into a bag, made a hole under a big tree near his house, put the bag in the hole and covered it with earth.

Упр.3 (способствует развитию механизма вероятностного прогнозирования)

- Прослушайте начало предложения и дайте не менее пяти вариантов его окончания.

1. Once there was an old man who…..

2. “If I spend my money…..

3. So he put his gold into a bag….

4. One day he came to the tree….

5. The people heard his cries….

Упр.4 (способствует развитию интонационного слуха)

- Прослушайте предложения (каждое предложение произносится два раза) и определите, произнесены ли они с одинаковой интонацией или с разной, меняется ли при этом смысл высказывания.

1. Once there was an old man who had a lot of gold. (Оба раза предложения произносятся одинаково).

2. Then he put the bag and went away. (Варианты произнесения отличаются лексическим ударением).

Упр.5 (способствует расширению объема внимания)

- Прослушайте предложения и назовите слова, которые имеются в одном предложении, но опущены в другом.

1. He did not like to buy things.  He did not like to buy good things.

2. He went to the hole.   Every Sunday he went to the hole.

III. Совершенствующие упражнения.

Эти упражнения выполняются всеми обучающимися, но на различных этапах овладения иноязычными речевыми умениями. В начале они рекомендуются более подготовленным, а затем средним и слабым обучающимся.

I.Упражнения, совершенствующие  речевые иноязычные умения и индивидуальный стиль деятельности.

Упр.1-

- Прослушайте  текст ”Gold or Stones?” Чтобы лучше запомнить его содержание во время прослушивания, запишите отдельные слова и предложения.

Упр.3

- Если вы опасаетесь, что можно забыть некоторые факты, описанные в прослушиваемом тексте, повторите текст про себя, глядя на записанные слова или предложения.

Упр.3

- Если вы хотите, чтобы ваши высказывания были обоснованными, придумайте и запишите план пересказа прослушанного текста.

II. Упражнения, совершенствующие речевые иноязычные и личностные качества обучающихся.

Упр.1

- Скажите, какой вывод для себя вы сделали из прослушанного текста.

Упр.2

- Скажите, что сделали бы вы на месте старика?

III. Упражнения, совершенствующие речевые иноязычные умения и познавательные процессы.

Упр.1

- Скажите, в чем заключается основная идея текста.

Упр.2

- Придумайте свой вариант окончания текста.

Упр.3

- Прослушайте два варианта окончания текста и определите, чем они отличаются друг от друга.

IV. Комплексное совершенствующее упражнение.

Упр.1

- Вам нужно прослушать и как можно точнее понять содержание текста ”Gold or Stones?”. Придумайте заранее, каким приемом запоминания вы пользуетесь. Цель – формирование индивидуального стиля деятельности.

Упр.2

- Перечислите (про себя) основные факты, изложенные в прослушанном тексте (цель- развитие мышления и памяти).

Упр.3

- Как вы относитесь к образу жизни и поступкам старика? Мотивируйте свой ответ (цель – воспитание необходимых личностных качеств).

Выполнение таких упражнений могло бы привести к более полному обеспечению практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей обучения иностранному языку.

Следовательно, учет индивидуальных особенностей восприятия речи со слуха, грамотный подбор необходимых тренировочных упражнений, не только обеспечит отработку лексических, грамматических и фонетических навыков, подготовит почву для дальнейшего развития говорения  и письма, но и будет важным ресурсом в формировании устойчивого интереса к иностранному языку, самостоятельности, возможности самосовершенствования, творческого отношения обучающегося к процессу познания, а, значит, формированию деятеля продуктивного типа.

Список литературы:

  1.  Вайсбурд, М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному общению / М.Л.Вайсбурд Е.В.Кузьмина // Иностранные языки в школе 1996 -  №1
  2. Николаева С.Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения / С.Ю. Николаева // Иностранные языки в школе 1987 - №5
  3. Пассов Е.И. Коммуникативность обучения в практику школы. Из опыта работы. Книга для учителя / Е.И. Пассов.- М., 1985

Приложение

Текст ”Gold or Stones”

Once there was an old man who had a lot of gold. But he did not like to spend it. He did not like to buy good things with it and always said, “Why should I buy meat and fruit when I can eat  bread and drink water? Why should I buy nice new clothes  when I can wear my old shirt? If I spend my gold, I shall have it no more. If I hide the gold, I shall  always have it”.

So, he put gold into a bag, made a hole under a big tree near his house, put the bag in the hole and covered it with earth.

Every Sunday he went to the hole, opened his bag and looked at it. Then he put the bag back and went away.

He did the same thing for many years; he never spent his gold but always put some more into the bag.

One day he came to the tree and opened the hole, but the bag was not there. “Oh, my gold! My gold!” he cried. “Where is my bag of gold? Somebody has taken my gold! What shall I do without it?” The people  heard his cries and they began to ask him questions, and the old man told his story.

“It was a bad man who took your gold” said an old woman, “and we shall try to find him”.

“But what shall I do without my gold if you do not find the man?’ asked the old man. “I know what you can do,” said the old woman. “What did you do with your gold when you had it? Nothing? What can you do with stones? Nothing. So get some nice stones on the seashore, put them into a bag, hide the bag in a hole and go there every Sunday to look at them”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку.

Трудности при обучении  аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку....

Обучение аудированию на среднем и старшем этапе обучения.

Восприятие иноязычной речи на слух – один из самых сложных видов речевой деятельности.  Коммуникативные умения в аудировании с различными целями являются комплексными специфическими умениям...

Технология обучения аудированию на разных уровнях обучения

В данном материале рассматривается технология обучения аудированию на уроках английского языка....

Статья «Индивидуализация образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов»

Статья посвящена  идивидуализации образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов...

Описание внешности. Введение новой лексики. Обучение аудированию. Обучение чтению и говорению. Обучение монологической речи.

Научатсяслушать и понимать отдельные детали текста, обсуждать их; Употреблять новые слова: Old, weak, short, fat, young, strong, tall, thin в письменной и устной речи.Знать слова по описанию внешности...