Статья «Индивидуализация образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов»
статья по биологии на тему

Бажан Ольга Анатольевна

Статья посвящена  идивидуализации образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Бажан О.А., учитель биологии ОГАОУ БИЮЛИ Центр дистанционного образования детей-инвалидов

Сопина В.В., учитель биологии ОГАОУ БИЮЛИ Центр дистанционного образования детей-инвалидов

«Индивидуализация образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов»

П.П. Блонский  говорил: «Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого – одинаковые».

         В современных условиях образования  дистанционное образование с использованием интернета наиболее благодатная для реализации индивидуализации  образовательной среды.

        В нашей школе разработана система уроков с учетом индивидуальных особенностей детей. Вначале кажого учебного занятия ведется интерактивная беседа с целью диагностики самочувствия, учебного  настроя обучающегося и разработкой совместно с  учеником индивидуального образовательного маршрута. Учитель, работающий с учеником, анализирует факторы, которые снижают учебную деятельность. Это могут быть пробелы в знаниях, высокая утомляемость, отсутствие или недостаточно сформированные учебные навыки.

В них включены лекции с определенным  темпом прохождения материала. С учетом состояния здоровья ребенка  на момент проведения урока, степенью усвоения им нового учебного материала , особенностями усвоения новых знаний можно выбрать несколько форм подачи материала. В самой лекции выделен минимум знаний,который необходим ученику для получения им положительной оценки при изучении данной темы. В меню лекции можно перейти на ту или иную страницу, возвращаясь к необходимому вопросу. На страницах лекции могут быть флеш - тесты и флеш ролики для закрепления минимального уровня знаний. А так же могут быть внесены веб-квесты . Это тематические гиперссылки на видео или статьи в глобальной сети, что позволяет ребенку, который заинтересовался данной темой расширить свой кругозор. В конце каждой лекции проводится рефлексия  с целью самоконтроля учеником своей деятельности во время изучения материала, что позволяет учителю корректировать и помогать ребенку определить свое место в учебном процессе,развить свои учебные навыки.

        Разноуровневые задания позволяют ребенку выбрать оптимальный темп во время урока. Тестовые задания обычно предназначены для закрепления материала. Они тоже могут быть разного уровня сложности. В урок включаются игровые задания с целью повышения познавательного интереса. Это могут быть флеш-игры. Примером может  быть игра «Строение корня» . В данной игре ребенок может выбрать три уровня скорости ответов,что стимулирует концетрацию  внимания и собранность ребенка. Ролевая игра «Твой ботанический сад»  дает возможность ученику не только предоставить свою коллекцию растений, но и в выборе способа ее оформления (презентации, видеоролика или в виде файла). Ребята могут ознакомиться со своими работами, которые присылает каждый ученик   в этом же уроке.

        Особым интересом  у детей пользуется форумы, где можно обсудить свое видение какого-либо вопроса или дополнить урок какой-либо интересной информацией. Здеь же они могут сами предложить  проблемный вопрос или тему для обсуждения.

        Творческие работы обычно предлагаются ребенку по желанию. Это могут быть индивидульные направления учебной деятельности. Ребенку, который увлечен темой предлагается расширить свой кругозор и представить свои новые знания в виде презентации, видеоролика. Дети, которые увлекаются рукоделием могут выполнить поделки.

        С большим интересом ребята относятся к проведению заочных викторин и олимпиад, результаты которых вывешиваются на сайте школы. Одним из важных моментов является открытость данных мероприятий  и продуктов учебной деятельности обучающихся, что позволяет ребенку оценивать не только свою деятельность,но и деятельность других детей. А это является огромным стимулом для каждого ученика.

        Домашние задания учитель обсуждает с учеником. Каждый ребенок должен знать минимум учебных знаний и навыков, для получения им той оценки,на которую он претендует. С учетом состояния здоровья, психо-физиологических особенностей данного ученика определяется степень сложности и маршрут выполнения им заданий. Учителями разработана система разноуровневых домашних заданий. С целью корректрировки слабообучающихся детей применяются задания «Пиши правильно», где необходимо вставить нужную букву в термин.         Задание «Третий лишний» позволяет ребенку установить причинно-следственные связи. А так же, традиционно применяются задания по определенному алгоритму или образцу.

        Таким образом, в нашей школе, образовательная среда для каждого ребенка очень доступна и предоставляет ему возможность к самообразованию в индивидуальном темпе.  Применяя различные образовательные объекты на уроке, огромный арсенал вариантов подачи материала в глобальной сети позволяет учителю совместно с учеником конструировать учебную деятельность на уроке вариативно для каждого ребенка. Ученик при таком обучении не только получает знания, но и учиться сотрудничать с педагогом, который его обучает. Обучается  различным  образовательным инструментам, что позволяет ему определить наиболее подходящие ему .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей детей c ОВЗ «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»

Ознакомление родителей  с целями, задачами, перспективами проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», организационными моментами, основными этапами работы по организации ...

Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 классов, Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей».

Рабочая программа по природоведению для 5 класса (базовый уровень) предназначена для учащихся центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ “БИЮЛИ”   Целью рабочей программы яв...

Использование программного обеспечения виртуальной школы в дистанционном образовании детей-инвалидов

Дистанционное образование является важной составляющей школьного обучения. Работая с ребёнком-инвалидом, нужно учитывать, что компьютор для него - средство общения с окружающим миром и источник информ...

Центр дистанционного образования детей-инвалидов создает условия для развития детей

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация...

Возможности дистанционного образования детей-инвалидов как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы

В ближайшем будущем дистанционное образование позволит детяс с ограниченными возможностями здоровья, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий по...

Статья "Организация безопасной образовательной среды в условиях дополнительного образования"

Статья освещает некоторые аспекты организации безопасной образовательной среды в учреждении дополнительного образования...