Возможности дистанционного образования детей-инвалидов как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы
статья на тему

Желудкова Людмила Игоревна

В ближайшем будущем дистанционное образование позволит детяс с ограниченными возможностями здоровья, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий потенциал, сформировать профессиональную направленность и развивать важные качества для будующей профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Возможности дистанционного образования детей-инвалидов как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы».

Детские годы оказывают огромное влияние на  жизнь каждого человека. Развитие человека, формирование его личности зависят от благотворного влияния семьи, от стремления родителей познать особенности развития детей в каждом возрастном периоде, от желания изучить своего ребёнка, от умения направить процесс формирования его личности.

 Никому в голову не придёт готовиться стать инвалидом самому или готовить к этой участи своих родных. Но никто, к  сожалению, не застрахован от временной или постоянной потери трудоспособности, от травмы, увечья, тяжёлого заболевания или рождения нездорового ребёнка. По статистике, каждая десятая семья на протяжении жизни сталкивается с проблемой инвалидности  близкого человека. Особенно тяжело переживаются в семье случаи тяжёлого заболевания детей.

Для семьи, воспитывающего «особого» ребёнка, важнейшими функциями являются: коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная  функции, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребёнка-инвалида, достижения им материальной независимости и социальной адаптации.2

Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место.

Конечно, процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае процесс обучения наиболее эффективен – действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции и прочие.

Другое дело – обучение детей-инвалидов. Здесь могут возникнуть осложнения, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка-инвалида. У детей с ограниченными возможностями возникают определённые сложности в обретении статуса ученика, во взаимоотношениях со сверстниками и окружающим миром.

Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов должна выступить система дистанционного обучения.

Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход. Часто такие дети требуют некоторой специфики при обучении и т.п. И это может дать ребенку-инвалиду дистанционное обучение, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается  по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Преимущества дистанционного обучения для детей  - инвалидов очевидны: это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения.

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. 

Актуальность внедрения дистанционных форм обучения при работе с детьми, имеющими значительные отклонения в состоянии здоровья, не нуждаются в особых комментариях, ведь это, по существу, едва ли не единственный способ вернуть их к полноценной творческой жизни, помочь им самореализоваться в сложных социальных условиях.  Но следует отметить, что при всех явных достоинствах, важнейшим условием  успешности  дистанционного обучения ребёнка – инвалида является принятие и поддержка родителями данного вида обучения.

Необходимо, чтобы родители  не только владели компьютерной грамотностью и могли помочь ребёнку технически организовать учебный процесс, но и, что наиболее важно, были мотивированны на результаты дистанционного образования своего ребёнка. К сожалению, многие родители не считают целесообразным такое обучение, не видят его практического применения в будущем своего ребёнка.  Как следствие, незаинтересованность родителей снижает эффективность дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. 

Можно надеяться, что в ближайшем будущем дистанционное образование позволит детям, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий потенциал, сформировывать профессиональную направленность и развивать важные качества для будущей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей детей c ОВЗ «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»

Ознакомление родителей  с целями, задачами, перспективами проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», организационными моментами, основными этапами работы по организации ...

Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 классов, Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей».

Рабочая программа по природоведению для 5 класса (базовый уровень) предназначена для учащихся центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ “БИЮЛИ”   Целью рабочей программы яв...

Использование программного обеспечения виртуальной школы в дистанционном образовании детей-инвалидов

Дистанционное образование является важной составляющей школьного обучения. Работая с ребёнком-инвалидом, нужно учитывать, что компьютор для него - средство общения с окружающим миром и источник информ...

Возможности дистанционного образования детей-инвалидов

Дистанционное образование как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы....

Центр дистанционного образования детей-инвалидов создает условия для развития детей

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация...

Статья «Индивидуализация образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов»

Статья посвящена  идивидуализации образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов...


 

Комментарии

Полоскова Мария Дмитриевна

Какие формы дистанционного обучения Вы могли бы предложить?