Организация учебного процесса с одаренными детьми на уроках английского языка в общеобразовательной школе
опыты и эксперименты по английскому языку по теме

Савченко Ирина Владимировна

Статья содержит описание опыта работы с одаренными детьми на уроках английского языка , приводятся конкретные примеры деятельности учителя с целью дать возможность одаренному ученику развиваться дальше и не потерять интерес к изучаемому предмету в условиях обычной общеобразовательной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация учебного процесса с одаренными детьми на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Савченко Ирина Владимировна, учитель английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» (г. Кашира, Московская область)

 Процесс цивилизации зависит от людей творческих и одаренных. В условиях  нового Федерального Государственного Стандарта важнейшей задачей является сохранение и развитие каждого одаренного ребенка. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1; 4]. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования [6]. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку [5].

По статистике 10% детей одарены от природы и 80% обладают определенными способностями, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога.

   Учитель должен верить, что каждый ребенок одарен, но по-своему,  и идти к конечной цели - дать возможность одаренному ребенку развиваться дальше.

    Иностранный язык обладает развивающим и воспитательным потенциалом для раскрытия таланта ребенка. Учитель делает упор на формирование коммуникативной компетенции, на развитие умения общаться. Этот метод ориентируется на индивидуальность школьника, позволяет учитывать сущность языка как средства становления личности и связывать учебный процесс с жизненными запросами и культурной ориентацией учащихся.

    Учителю английского языка необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы одаренный ученик развивал не только свои способности, но и память, речевую культуру, дисциплинированность, ответственность, которые создадут  для него ситуацию успеха [5].

   Одаренный ребенок обучается вместе с  остальными учениками в классе. Часто учитель выполняет программу так называемого «всеобуча», пытаясь научить каждого основам своего предмета, и совсем мало внимания уделяет  талантливым детям, которые усваивают материал в несколько раз быстрее, чем их сверстники и определенно скучают на уроках.

   Если не занимать одаренных детей специальными заданиями  повышенной сложности, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав задание быстрее  всех, с нетерпением ждут, когда другие ребята закончат работать, либо начинают бездельничать, смотреть по сторонам, либо листают учебник, либо разговаривают. Такая ситуация может привести к превращению  ребенка в ординарную личность и потере интереса к учебе [3].

  В начальных классах (2-4 класс) необходимо создавать такие речевые ситуации, когда детям хочется говорить, активно участвовать в учебном процессе. Ребенок так счастлив, когда у него что-то получается. При создании ситуации успеха он испытывает чувство удовольствия, радости, начинает верить в себя и свои способности. Главная задача - помочь детям преодолеть страх делать ошибки, стремиться узнать больше и проявить интерес к предмету. С этой целью смышлёным детям можно предложить следующие задания:

  • Закончи рифмовку;
  • Прочитай правильно новые слова;
  • Напиши рассказ о своем питомце;
  • Сделай описание комнаты или дома по картинке;
  • Составь здоровое меню для семейного завтрака или обеда;
  • Сравни жизнь в городе и на селе;
  • Подготовь текст для быстрого и правильного чтения;
  • Подготовь мини-проект о своей школе, квартире, домашнем питомце, временах года;
  • Напиши поздравительную открытку своему другу к Рождеству.

Для поддержания интереса к изучению иностранного языка важно использовать дополнительный материал по страноведению и краеведению. Ученики поддерживают учителя своими находками, принося картинки, фотографии, книги с нужным для темы материалом.

На среднем этапе обучения (5-8 класс) начинается формирование исследовательской деятельности. Здесь первые помощники - одаренные ученики, которые могут не просто прочитать правило, но исследовать образование грамматической конструкции, происхождение слова, сделать вывод или обобщение. Темы разделов учебника могут быть дополнены видео - экскурсиями, индивидуальными работами и сообщениями о спорте, удивительных местах нашей планеты, биографиями всемирно-известных людей нашей страны и изучаемого языка. Это обогащает  ребенка в плане саморазвития и его культурном самоопределении. Главное со стороны учителя - помочь ребенку не потеряться в  темах, а выбрать ту, которая доставит ему радость и удовольствие. Следует заметить, что одаренные дети терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Они любят «докопаться» до истины самостоятельно [2].

Работая в группах и парах, сильный ученик заинтересован в успешном выполнении задания и требует этого от других; сильный ученик делает выводы и обобщает подготовленный материал в группе;  он может помогать слабым ученикам, тем самым вырабатывая ответственность, положительное и толерантное отношение к участникам учебного процесса.

С 8 класса вполне возможно начать подготовку учащихся к ГИА. Так ,например, можно давать задания на аудирование или предложить выполнить задание по чтению, использованию видо-временных форм глагола и лексики на распечатанном материале специально для этой цели. Группы учащихся работают одновременно по разным направлениям в рамках обычного учебного процесса.

Проекты с презентацией, стихами, песнями могут прекрасно дополнить и расширить материал учебника. Например, в средних классах, изучая тему «Школьное образование», ученики получают задание взять интервью у учителей, которые являются выпускниками этой же школы и сделать сообщение о каждом из них. Другая группа учащихся готовит презентации о работе школьной столовой, школьной форме для учителя и учеников с эскизами придуманной одежды, о работе технических работников школы, о спортивных достижениях учащихся своей школы. При этом урок-проект получается насыщенным, интересным и очень полезным.

Для одаренных детей средней ступени обучения можно предложить следующие виды заданий:

  • Составить вопросы для интервью по теме урока;
  • Написать рекламу своему кружку или спортивной секции;
  • Нарисовать символы летних и зимних Олимпийских игр;
  • Перевести лучшие кулинарные рецепты из поваренной книги мамы и обменяться ими с учащимися класса;
  • Составить меню для детского кафе.

    На старшем этапе обучения (9-11 классы) задача учителя усложняется, но если  работа с одаренными детьми происходит систематически, то она становится  неотъемлемой частью всего учебного процесса [1; 5].

На уроках в старших классах необходимо использовать не только задания для подготовки к ЕГЭ, но и творческие уроки-проекты, страноведческие тесты, билингвальные  уроки. Уроки-проекты помогают детям приобщаться к своим родным реалиям. Учитель добивается от учеников проявления личной инициативы, расширения круга своих познаний, приобретения культурных и этнокультурных знаний и представлений. К урокам о модной одежде и стиле можно дать дополнительную информацию об истории русского сарафана и кокошника; изучая исторические реликвии стран изучаемого языка, возможно применение материала о «восьмом чуде света» - янтарной комнате в Санкт-Петербурге. Проблемы окружающей среды, поднимаемые в текстах учебников, можно дополнить  статистическими данными по своему городу или селу. По предлагаемой теме учебника  «Театр. Кино» ученики готовят эссе по статьям популярных журналов, в которых много материала о российских  и зарубежных звездах театра и кино. Учащиеся представляют эссе статей на английском языке и находят этот вид работы очень интересным. В конце каждой четверти возможно проведение синквейн-исследования, для которого ученики подбирают материал о знаменитых людях Великобритании, США и России (например, о Джеймсе Куке, Джоне Ленноне, Сергее Королеве, Юрии Гагарине, Уинстоне Черчилле и др.) Этот вид работы обусловливает социально-осмысленное восприятие и понимание учащимися взаимосвязи национально-культурных ценностей своей страны с общечеловеческими. Учитель выступает здесь посредником между культурой и личностью.

Конечно, такая работа требует больших усилий со стороны учителя, у которого мало времени для поиска полезной информации, качественного учебного материала. И вот тогда на помощь приходят одаренные дети, которые выполнят все поручения учителя, найдут то, что нужно, проконтролируют процесс подготовки необычного урока, распределят обязанности между одноклассниками.

Во внеурочной деятельности учителю необходимо продолжать работу с одаренными детьми. Так можно применить методику «О талантах ребёнка: как их выявить» (А. Де Хана и Г. Кафа). При подсчете баллов в данной методике, возможно определить технические, музыкальные, исследовательские, артистические способности, уровень интеллекта, спортивный, литературный и художественный таланты ребенка [3]. На основе предложенной методики, ребенку можно правильно подобрать вид деятельности: кружки по интересам, участие в интеллектуальном марафоне, олимпиадах и конкурсах.  

В итоге целенаправленной работы с одаренными детьми учитель может ожидать высоких результатов от участия своих учеников в международных конкурсах, предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях и как следствие – поступление в престижные ВУЗы страны. В этой связи можно считать, что результаты работы с одаренными детьми есть и будут у всех, кто знает, что «в душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» (В.А.Сухомлинский).

Литература:

  1. Овчарова Л.А. Одаренный ребенок. М. Просвещение,2009 г. -  С.34.
  2. Введенский В. Одаренный ребенок. Что с ним делать? Директор школы. 2008 г.- №3,С.79-82.
  3. Шумакова Н.Б., Щебланова  Е.И. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. Вопросы психологии. - 1991. – С.27-33.
  4. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. – С. 24.
  5. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей .-М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004 г. –С. 159.
  6. Ильин В.П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. – С. 32.



Предварительный просмотр:

Модель по выявлению и сопровождению одаренных детей в МБОУ «СОШ №4» г. Кашира Московской области.

Цель модели: создать условия для психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка.

Задачи сопровождения:

1. Создать специальные условия для развития одаренности ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

2. Создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель».

3. Отслеживать особенности развития одаренности ребенка на различных возрастных этапах школьной среды. Получаемые показатели сравнивать с содержанием психолого-педагогического статуса, возрастными возможностями. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

4. Повысить психолого-педагогическую компетенцию учителей, родителей, других

взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка.

Принципы сопровождения:

- непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;

- признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;

- бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;

- защита интересов ребенка;

- индивидуальный путь развития ребенка;

- учет специфики возрастного и индивидуального развития;

- принцип диалогичности;

- принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку;

- принцип построения развивающей работы на основе диагностики;

Нормы сопровождения заложены в профессиональной позиции педагога, группы сопровождения:

- последовательное осуществление цикла сопровождения;

- владение комплексом диагностических методик;

- выстраивание программы сопровождения одаренного ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей к ее реализации;

- осуществление мониторинга действенности программы и выстраивание новой в случае неэффективности первой программы;

- любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;

- ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и

прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;

- поощрение и одобрение самостоятельности и уверенности в его сильных сторонах,

стимулирование самоанализа, рефлексии;

- признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной

проблемы;

- умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;

- систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии.

Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.

1-й этап сопровождающей работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе учителя  знакомят родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития, построения развивающей работы. У детей 7-10 лет учителя, используя пакет диагностических методик, определяют уровень личностного развития ребенка в рамках 4-х основных направлений начального школьного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, психо-физическое.

2-ой этап – уточнение выявленных затруднений или способностей ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума. На этом этапе учителя осуществляют сбор дополнительной информации от  педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. В начальной школе классный руководитель проводит психолого-педагогический консилиум, на который приглашает необходимых специалистов, в том числе и педагогов по дополнительному образованию. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, нуждающемся в развивающих средствах, и определяют группу сопровождения, условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы или рекомендации по созданию условий для развития его одаренности.

3-ий этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком в кружке, факультативных занятиях, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, администрация школы создает  условия для развития одаренных детей: открывает кружки, студии, проводит предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы, преподавателей школы, а также приглашает педагогов из учреждений дополнительного образования. Педагоги школы и дополнительного образования разрабатывают образовательные программы работы кружков, студий, которые обсуждают с родителями и утверждают. На данном этапе активно используются возможности учреждений дополнительного образования детей.

4-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят в середине, конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ, рекомендаций по сопровождению его развития. Педагоги школьного и дополнительного образования организуют в школе разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: выставки авторских работ, конкурсы, итоги олимпиад и др. Все данные учитель заносит в «Портфолио ученика».



Предварительный просмотр:

Анкета "О талантах ребёнка: как их выявить" (методика А. Де Хана и Г. Кафа).


        Ваш ребёнок обязательно имеет склонность к одной из областей человеческой деятельности. Познакомившись с "признаками" талантливости, оцените каждый из них в баллах от 2 до 5. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4, и так далее. Затем сложите баллы каждого из восьми разделов, полученную сумму поделите на число признаков.

1. У вашего ребёнка совершенно очевидные ТЕХНИЧЕСКИЕ способности, если он:
- интересуется самыми разными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы;
- сам находит причины неисправностей механизмов;
- пробует чинить испорченные механизмы, создаёт новые предметы из разных запчастей;
- любит рисовать чертежи и эскизы;
- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
2. Ваш ребёнок имеет МУЗЫКАЛЬНЫЙ талант, если он:
- любит музыку, всегда стремится туда, где можно послушать её;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;
- поёт или играет на музыкальном инструменте и делает это с большим вдохновением;
- сочиняет мелодии.
3. У вашего ребёнка способности к ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности, если он:
- обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет чётко выразить словами чужую мысль или наблюдение, причём нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;
- проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкции, схем, коллекций;
- не унывает, если его проект не поддерживают, садится за изобретение нового.
4. АРТИСТИЧЕСКИЙ талант проявляется у ребёнка в том, что он:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства жестами;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
5. У вашего ребёнка незаурядный ИНТЕЛЛЕКТ, если он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;
- задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- интересуется книгами;
- обгоняет своих сверстников в знаниях;
- гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.
6. У ребёнка СПОРТИВНЫЙ талант:
- он энергичен и всё время хочет трудиться, двигаться;
- смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
- почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в спортивных играх;
- неизвестно, когда научился ловко управляться с коньками, лыжами, мячами;
- лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- никогда всерьёз не устаёт;
- у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
7. У вашего ребёнка ЛИТЕРАТУРНЫЕ дарования, если он:
- рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать или импровизировать;
- изображает персонажи своих рассказов живыми и интересными;
- любит, уединившись, сочинять рассказы.
8. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ способности вашего ребёнка могут проявляться в том, что он:
- не находя слов, прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, не останавливаясь на достигнутом;
- серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьёзным, когда его внимание привлекает какое-то произведение;
- охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- любит создавать прикладные вещи - украшения для дома, одежды и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, твор...

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Презентация на тему:"Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время"...

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

В данной презентации рассматриваются пути работы с одаренными детьми, достижения и результаты всех учителей школьного методического объединения, данная презентация-плод работы учителей ШМО учите...

Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время в начальной школе

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка

В данной работе представлен материал из опыта работы с одаренными детьми...

Статья "Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроке английского языка в современной школе"

Статья посвящена вопросам организации работы на уроке английского языка с одаренными детьми. Автор раскрывает цели, задачи и принципы работы с данной категорией детей в условиях современной школы. Осо...