Актуальность вопроса введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования
статья по английскому языку на тему

Живых Татьяна Николаевна

В статье представлен обзор современного состояния образовательной политики России, документов, регулирующих сферу образования, а тажке ФГОС основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zhivykh.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Живых Татьяна Николаевна

аспирант Челябинского государственного педагогического университета

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования.

Проблема интеграции России в мировое сообществ, факт вхождения нашего государства в Совет Европы определил необходимость согласования образовательных стандартов России с общими европейскими стандартами.

Ведущими направлениями образовательной политики России на современном этапе является модернизация образования и инновационное развитие. Эти направления находят свое отражение в важнейших нормативных документах государства: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 сентября 2013 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 года, Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и Федеральном государственном стандарте основного общего образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит в себе ряд понятий, характеризующих современную образовательную политику России. Среди них следующее определение понятия «Федеральный государственный образовательный стандарт»: это – «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [1].

Переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования стал одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Именно этот документ ориентирует современную образовательную политику на обновление. «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. 
       Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [2].

«Наша новая школа» направлена на модернизацию всех сфер и областей работы школы. Образовательная инициатива указывает на необходимость перехода на новые технологии, среди которых исследовательские проекты и творческие занятия, развивающие таланты каждого ребенка, на совместное обучение детей из разных социальных категорий, детей с разными возможностями здоровья, на изменение отношений между участниками образовательного процесса: учитель – обучающийся – родители.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» имеет несколько направлений:

  1. Развитие системы поддержки талантливых детей.
  2. Совершенствование учительского корпуса.
  3. Изменение школьной инфраструктуры.
  4. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
  5. Расширение самостоятельности школ.

Ведущим направление, несомненно, является переход на новые образовательные стандарты. «От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты – требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.
       В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.
       Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.
       Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности» [2].

6 октября 2009 г. был издан приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», 22 декабря 2009 г. он был зарегистрирован Министерством юстиции и официально вступил в силу 1 января 2011 г.. В массовую практику общеобразовательных учреждений новые стандарты были введены с 1 сентября 2011 г..

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г..

Отметим, что федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывался поэтапно по ступеням обучения: для ступени начального общего образования, ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего образования. Стандарт для начальной школы вступил в силу 1 сентября 2011 года по всей стране. На ступени основного общего образования обучение по ФГОС будет обязательным с 2015-2016 учебного года,  на ступени среднего (полного) общего образования - с 2020-2021 учебного года.

Назначение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования поясняется в письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». В данном документе говорится, что «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования:

должен обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования;

включает в себя требования к:

  • структуре основной образовательной программы общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основной образовательной программы общего образования;

является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования [3].

Сравнивая федеральный государственный стандарт с прежними стандартами в области образования, нужно отметить, что федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый документ. Если предыдущие стандарты являлись, прежде всего, стандартами содержания образования, то федеральный государственный стандарт нового поколения определяет содержание всей школьной жизни. Изменяется структура основной образовательной программы. В программу наряду с базисным учебным планом должны быть включены:

  • программа формирования универсальных учебных действий у школьников;
  • программа духовно-нравственного развития и воспитания;
  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • программа коррекционной работы;
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Таким образом, стандарт ориентируется не только на предметные, но и метапредметные, и личностные результаты. Новые цели школьного образования, которые сформулированы в стандарте,  воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России. 

Список литературы:

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // http://base.garant.ru/6744437/.
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» // http:/ /sch756sv. mskobr.ru/ files /files/ pismo %20 № 03255.doc
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // http://education.simcat.ru/school65/files/1354777904.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // http: //pilyandishmousoch. ru /DswMedia/fgos-ooo.doc.
  5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования // http://pilyandishmousoch.ru/DswMedia/fgos-noo.doc
  6. Федеральный государственный стандарт основного общего образования // http://pilyandishmousoch.ru/DswMedia/fgos-ooo.doc 
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2013. – 160 с.
  8. .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - график мероприятий по подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)

План - график мероприятий по подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)...

ПРОГРАММА: «Управление введением федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»

В рамках реализации программы определяются исходные нормативно-правовые, материально-технические, финансово-экономические, научно-методические, информационные, кадровые условия организации образовател...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пакет документов  по нормативно - правовому обеспечению введения Федеральных Государственных образовательных стандартов основного общего образования...

Особенности введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Особенности введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...