Групповые технологии
статья по английскому языку на тему

Групповые технологии на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon групповые технологии59.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Групповые технологии на уроках английского языка

В течение многих лет школьное обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение носит односторонний характер. Для ученика главным становится личный успех, который противопоставляется неудачам другого ученика. Безусловно, умение работать самостоятельно и достигать поставленных целей очень важно.

Но мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Стремительное развитие экономики, возможно, прежде всего, благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации, и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку.Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Меняется  роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

 Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т.е. содержать в себе различные формы:

        групповую (когда один обучает многих)

        парную

        индивидуальную.

При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

     К групповым способам обучения можно отнести:

        классно-урочную организацию;

        лекционно-семинарскую систему;

        формы дифференциации учебного процесса;

        дидактические игры;

        бригадно-лабораторный метод;

        метод проектов.

Классификационные параметры групповой технологии:

По уровню применения: все уровни

По философской основе: приспосабливающая

По основному фактору развития: социогенная

По концепции усвоения: приспосабливающаяся

По ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся

По характеру содержания: проникающая

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп

По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая

По подходу к ребенку: сотрудничество

По преобладающему методу: диалогическая

По категории обучаемых: все категории.

Таким образом можно сделать вывод, что данная педтехнология отвечает всем современным требованиям учебно-воспитательного процесса.

Концептуальные позиции

Гипотеза: способ организации деятельности детей является особой формой совместной деятельности, которая оказывает мощное действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность представляют:

Эффективное средство взаимного обогащения учащихся в группе;

Организация совместных действий, ведущая к активизации учебно-познавательных процессов;

Распределение действий и операций;

Коммуникация, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание людей;

Обмен способами действия задается необходимостью совместного решения проблемы;

Взаимопонимание диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

Рефлексия обеспечивает адекватную самооценку учащихся.

Акценты целей:

1)        обеспечение активности учебного процесса

2)        достижение высокого уровня усвоения содержания.

Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

        взаимное обогащение учащихся в группах;

        организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

        распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта;

        коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

        обмен способами действия – задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;

        взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

        рефлексию, через которую устанавливается отношение  участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся

                                        на уроке является:

1)        класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

2)        Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

3)        Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

4)        Состав группы непостоянный, он подбирается я с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Элементы технологического процесса групповой работы:

I Подготовка к выполнению группового задания.

1.        Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

2.        Инструктаж о последовательности работы.

3.        Раздача дидактического материала по группам.

II        Групповая работа.

4.        Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

5.        Распределение заданий внутри группы.

6.  Индивидуальное выполнение заданий.

7.        Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

8.        Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

9.        Подведение итогов группового задания.

III Заключительная часть.

10.        Сообщение о результатах работы в группах.

11.        Анализ познавательной задачи, рефлексия.

12.        Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя для групп.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них познавательной активности во время учебного процесса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными.

Мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Меняется  роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

Первое время я опасалась, что учащиеся будут обращать больше внимания на сам процесс работы в ущерб содержанию, таким образом, тратить больше времени на выполнение того или иного задания по сравнению с традиционным уроком. Однако результаты работы доказывают обратное. Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени.Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе.

Каково оптимальное количество учеников в группе? Это очень важный вопрос, от которого порой зависит работа учителя по составлению заданий.

Практика показывает, что предпочтительно формировать группы по четыре человека. Такое деление позволяет организовать наиболее эффективную работу в парах внутри одной группы: каждый из участников группы может последовательно работать в трех разных парах (принцип социального взаимодействия).    

При организации группового обучения на стадии формирования групп учителю приходится выбирать наиболее подходящий для данного вида работы тип группы.

 Как сделать правильный выбор, чтобы обеспечить наиболее эффективную работу групп? Существует множество разных типов групп.

 Разнородные группы обычно формируются по принципу: один “сильный”, два “средних” и один “слабый” ученик, при этом желательно в группу поместить как девочек, так и мальчиков, а в случае если в классе есть ученики разных национальностей, разнообразить состав группы и по этому признаку. Следующие достоинства данного типа группы:

        учитель сам формирует группы, обеспечивая баланс в каждой группе;

        обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;

        “слабые” ученики попадают под опеку “сильных” и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;         

        в каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах.

 Базовая группа - это группа, формируемая учителем на длительный срок (например, на полугодие), участие в ней чередуется с участием в других типах групп.

        группы формируются  в начале учебного года/четверти;

        группы преимущественно разнородные;

      принимается во внимание психологическая совместимость учеников, поскольку им предстоит работать в одной группе в течение длительного времени; в то же время необходимо по возможности избегать наличия в одной группе учеников, которые своим чрезмерным общением друг с другом могут помешать эффективной работе.

Произвольные  группы подразумевают деление на группы по произвольному признаку (месяц рождения, любимый цвет волос, размер обуви и т.п.). У такого способа есть свои преимущества и недостатки, и именно по причине наличия серьезных недостатков нет необходимости использовать этот способ для формирования групп на длительный срок. Но детям такое деление очень нравится. Отметить можно следующие преимущества:  

        гарантируется максимальная объективность деления на группы, поскольку оно носит случайный характер;

        уместно использовать такой способ формирования групп в начале первого года обучения, когда ученики еще плохо знают друг друга;

        сам процесс формирования групп таким способом вносит разнообразие и элемент игры в монотонное течение урока;

        при временном переходе из базовой группы в произвольную ученики получают разные социальные роли.

        Тем не менее, используя произвольный способ формирования групп, вы можете получить следующие нежелательные для группового обучения ситуации:

        возможны конфликты в результате наличия в группе двух или более учеников, у которых есть проблемы в общении друг с другом;

        вы можете получить группы, целиком состоящие из “слабых” или “сильных” учеников (однородные группы), это может отрицательно повлиять на работу в группах (поскольку работа в группах проходит с учетом ограничения по времени, группа “сильных” учеников может, например, закончить работу намного раньше); по этой же причине в группах, сформированных произвольно, может стать невозможной ситуация, в которой “сильный” ученик будет выступать в роли учителя и помогать более слабым ученикам.

Наиболее распространенным способом формирования произвольных групп является так называемая “шеренга”, когда ученики выстраиваются в один ряд по определенному признаку, например по цвету глаз, волос, по месяцам рождения или знакам Зодиака (на уроках иностранного языка это хорошая возможность повторить ту или иную лексику), и учитель делит их на необходимое количество групп. Также можно подготовить набор карточек разных цветов (количество цветов определяется предположительным числом групп, количество карточек - числом учеников) и предложить ученикам лотерею: все ученики с карточками одинакового цвета становятся участниками одной группы.

Во многих странах известна и с успехом практикуется структура, получившая название “пила”, или “американская мозаика” (jigsaw). Такая структура используется в основном на этапе введения нового дополнительного материала. Учитель готовит необходимые материалы в печатном виде, при этом поделив их на четыре более или менее равные части (по количеству учеников в группе). Каждый из участников группы получает часть заготовленного материала и в течение определенного времени его прорабатывает. По истечении времени учащиеся из разных групп, работавшие с одинаковым материалом, формируют пары или новые группы и обсуждают прочитанное, выделяют наиболее важные моменты и готовятся представить материал остальным ученикам своей группы. По возвращении в свою группу они представляют свою часть материала, выступая, таким образом, в роли учителя. К концу работы в группе каждый ученик получит информацию по всему материалу. Данная структура является классическим примером использования “структурного подхода” к групповому обучению, поскольку отвечает всем его требованиям: обеспечивает взаимодействие учеников в пределах группы и класса, их взаимозависимость, личную отчетность каждого и равное участие.

Большинство структур используется на этапе закрепления материала. Здесь учителю предстоит выбрать из множества структур те, которые будут наиболее уместны в преподавании того или иного предмета и обеспечат выполнение учащимися поставленной задачи.

Оценивая работу учащихся в рамках группового обучения, проводится четкая граница между оценкой уровня знаний учащегося, с одной стороны, и оценкой его работы в составе группы, с другой стороны. Выставляя ученику ту или иную оценку в журнал,  оценивается уровень знаний, продемонстрированный им к определенному моменту независимо от его товарищей по группе. Существует несколько вариантов подобной оценки, но особое внимание необходимо уделять системе поощрения. Поощрять учеников можно по-разному: это и грамоты, и сертификаты, отмечающие хорошую работу в группе, и похвала, как в устной, так и в письменной форме, значки, жетоны, а также любые другие поощрения, которые учитель сочтет уместными в той или иной ситуации.

 Все исследователи проблемы группового обучения приходят к выводу о том, что такой вид деятельности приносит положительные результаты лишь в комбинации с традиционными методами. Представляется целесообразным использование групповых форм и методов работы примерно в 10% учебного времени. К тому же нельзя забывать о том, что работа в группе - не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы на уроке, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они не просто играют во взрослых, а прежде всего учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний.

Важным условием успешной работы в группах является организация рабочего места каждой группы.  Одним из путей создания позитивной взаимозависимости является посадка учеников таким образом, чтобы каждая группа занимала отдельный стол. Это можно легко организовать, составив вместе несколько парт и посадив учеников лицом друг к другу. Очень важно, чтобы участники группы ощущали себя единым коллективом с общими целями и задачами. Для выполнения заданий в группах часто необходим определенный набор принадлежностей, например значки с индивидуальными номерами для каждого участника группы, маркеры и бумага  и т.д. Учитель должен позаботиться об этом заранее и, возможно, каждый раз назначать себе в помощники разные группы учащихся для организации класса для работы в группах. Так ученики почувствуют себя вовлеченными в совместную работу уже на подготовительном этапе.

Кроме того, хотелось бы отметить такой немаловажный факт, как активная поддержка идей группового обучения учащимися. Ученики в большинстве случаев считают групповую форму работы  эффективной, поскольку они ощущают личную ответственность за результаты работы всей группы, не просто получают информацию от учителя, но сами становятся исследователями, проводят анализ информации и делают соответствующие выводы (происходит присвоение знаний). Бывшие слабые ученики осознают, что они способны учиться лучше; с другой, стороны, более сильные ученики осваивают роль помощников-наставников. Наконец, все без исключения ученики подчеркивают важность взаимодействия, сотрудничества, поскольку считают эти навыки необходимыми в будущем.

          Обучение в коллективе можно назвать обучением на своем опыте или приобретением опыта. Все виды групповой деятельности дают возможность, используя подходящий момент, раскрыть в ребенке скрытые ценности, возможности, способности, творческую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповой технологии учителем английского языка

Использование различных форм организации урока английского языка....

конспект урока по теме: "Волейбол" с применением групповых технологий в 11 классе

Современные групповые технологии на уроках волейбола в школе....

Групповые технологии на уроке географии "Московский столичный регион"

Предлагается разработка урока в 9 классе по разделу "Центральная Россия" по теме Московский столичные регион". (по учебнику Баринова, Дронов. География России). Тип урока: изучение нового материала.Ис...

Использование групповых технологий на уроках истории и обществознания.

Чтобы развить  в школе активную   личностьс развитым интеллектом, способную  успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных по...

Групповые технологии на уроках технологии

Групповая работа - одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей....

Использование групповых технологий в предметной области «Технология»

Групповые технологии обучения, которые я применяю на урока, позволяют решать комплекс задач и, прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, спо...