«Повышение эффективности работы МО учителей иностранных языков как средство управления качеством образования обучающихся»
статья по английскому языку на тему

Описание системы работы МО учителей иностранных языков Гимназии № 2 г. Георгиевска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_effenktivnosti_raboty_mo.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е. В. Марченко,

учитель английского языка, руководитель

МО учителей иностранных языков

МБОУ гимназии № 2 г. Георгиевска

Ставропольского края

                                                      Выступление на стажировочной площадке по теме

Повышение эффективности работы МО учителей иностранных языков как средство управления качеством образования обучающихся.

Изучение двух иностранных языков в условиях гимназии - задача, над решением которой работают учителя иностранных языков нашего учебного заведения.

С момента реорганизации администрацией гимназии была начата работа по созданию учебного плана, который включил бы в себя все компоненты гимназического образования. С этой целью в гимназии помимо первого английского языка изучаются в качестве второго немецкий, французский, испанский.

         Преподавание иностранных языков и спецпредметов проводится как по традиционным отечественным, так и по зарубежным учебно-методическим комплектам. Они успешно прошли экспертизу и апробацию в ряде регионов России и были рекомендованы министерством образования РФ в качестве альтернативных УМК для школ/гимназий/лицеев России.

           Учителями иностранных языков проводится работа по развитию иноязычной  коммуникативной компетенции учащихся, готовящей их к сдаче ЕГЭ как по традиционным российским УМК  нового поколения авторов Верещагиной,  Афанасьевой, Михеевой, Притыкиной, Бондаренко, так и по  УМК «Rising Star» и «First Certificate Star» автора Люка Продрому,  который включает все виды заданий, предусмотренных ЕГЭ.    

 В качестве элемента предпрофильного обучения в базовый учебный план гимназии в течение ряда лет входят спецпредметы, преподавание которых проводится на английском языке. Это «Культура и искусство Великобритании » и «Основы перевода» в 8-х – 9-х  классах, «Литература Великобритании и США», «Страноведение Великобритании и США» «Деловой английский», «Информационные технологии» в 10-х – 11-х классах с использованием УМК нового поколения, которые  направлены на формирование практических языковых навыков на материале реальных ситуаций общения в мире бизнеса и информационных технологий.

Переход на УМК нового поколения и внедрение инновационных методик потребовали от нас изменений в форме проведения итогового контроля. Поэтому мы ввели новые формы итогового контроля ЗУН выпускников по английскому языку. Заместителем директора по учебно-воспитательной работе по иностранным языкам составлены задания итоговой аттестации, которые имеют комплексный характер и состоят из преэдэкзаменационного зачета и экзамена. Предэкзаменационный зачет традиционно проводится в марте и включает проверку навыков аудирования, лексико-грамматической компетенции, чтения и письма в формате и по материалам ГИА. Экзамен для учащихся 9 классов проводится в июне и включает проверку уровня развития коммуникативных умений участвовать в устном иноязычном общении.

        Экспериментальная работа учителей ИЯ  по использованию зарубежных учебных комплексов на старшей ступени обучения дала положительные результаты, о чём свидетельствуют успехи, достигнутые учителями иностранных языков на конец 2011-2012 учебного года. (См. нижеприведенную таблицу).

Предметы

Классы

Всего учащихся

УО

КЗ

Английский язык

3-и – 11-е

625

100

85

Немецкий язык

5-е – 11-е

166

100

91

Литература Великобритании и   США

10-е

47

100

100

Страноведение Великобритании и  США

10-е – 11-е

84

100

100

Информационные технологии

10-е – 11-е

48

100

100

Деловой  английский

10-е – 11-е

37

100

100

Культура и искусство Великобритании

8-е

70

100

100

Основы перевода

8-е – 9-е

127

100

86

Французский язык

5-е – 11-е

136

100

87

Испанский язык

5-е – 11-е

160

100

90

Сопоставительный анализ достигнутых результатов по английскому языку с итогами прошлого года показал повышения качества знаний с 81 % до 85 %, по немецкому языку качество знаний повысилось с 86% до 91 %, по Культуре и искусству Великобритании качество знаний повысилось на 13 % (с 87% на 100%), по основам перевода снизилось на 1% (с 87% до 86%), по французскому языку повысилось на 13% (с 74% до 87%), по испанскому языку выросло на 3 % (с 87% до 90%). По остальным предметам уровень обученности и качество знаний остались прежними (100%).

Из 39 выпускников гимназии в прошлом учебном году 25 выбрали сдачу экзамена по английскому языку в форме и по материалам ЕГЭ  и весьма успешно сдали его: средний балл по итогам ЕГЭ составляет 77,7. Считаю нужным отметить, что количество детей, выбирающих ЕГЭ по английскому языку, остаётся стабильным, а результат на протяжении уже нескольких лет растёт.

        Успешно прошла итоговая аттестация учащихся 9-х классов по английскому языку, что видно из приведенной ниже таблицы.

Предметы

Кол-во учащихся

УО

КЗ

 Английский язык

40

100%

93%

 Французский язык

1

100%

100%

 Немецкий язык

4

100%

100%

 Испанский язык

2

100%

100%

            Проведенные в текущем учебном году контрольные работы  по английскому языку по текстам отдела образования  также показали высокий уровень обученности  и качество знаний учащихся в 5-х  и 8-х классах. Уровень обученности учащихся в проверенных параллелях составляет от 98% до 100%, качество знаний учащихся от 70% до 95%.

В течение учебного года администрацией гимназии проводятся как проверки преподавания первого и второго  иностранного языка, таких спецпредметов, как: литература Великобритании и США, страноведение Великобритании и США, и культура и искусство Великобритании.

Совершенствование учебного процесса, системы внутришкольного контроля, методической и воспитательной работы, реализация программы «Одарённые дети» - всё это позволяет решать проблему, стоящую перед гимназией в сфере преподавания иностранных языков.

            Планомерно реализовывать цели, стоящие перед педагогическим коллективом, позволяет система методической работы гимназии. В гимназии работает сильный педагогический коллектив учителей иностранных языков. Из 23 учителей иностранных языков гимназии 14 педагогов - учителя высшей квалификационной категории, 7  учителей первой, 1 учитель второй квалификационной категории, 1 без категории после окончания ПГЛУ. Двое учителей иностранных языков имеют звание «Отличник народного просвещения», двое «Почётный работник общего образования».

         Решая кадровые вопросы, администрация делает ставку на молодых учителей, привлекая в школу её выпускников, знающих традиции и обычаи гимназии. В настоящее время здесь трудится 8 учителей иностранных языков, бывших её выпускников. Бережное отношение к опытным педагогам, рациональная расстановка кадров и распределение учебной нагрузки позволяет избегать текучести кадров и сохранять стабильный контингент педагогических работников, способных эффективно решать проблему «Изучение двух иностранных языков в условиях гимназии».

Администрация гимназии в течение многих лет совершенствует систему методической работы. С 1997 года педагогический коллектив первым в городе стал работать над темой «Проблемы личностно-ориентированного обучения», с 2002 - «Использование принципов интерактивного обучения. Проблемный урок». Несколько лет мы работали над темой «Использование ИКТ в образовательном процессе». В настоящее время акцентируется внимание на использование электронных образовательных ресурсов. В двух кабинетах иностранных языков установлены интерактивные доски. Практически все учителя иностранных языков не только пользуются, но и создают мультимедийное сопровождение к урокам. Ведётся работа по созданию электронной методической копилки, состоящей из презентаций к урокам, проектов учащихся, видеоресурсов и т. д. Учителя делятся опытом по использованию цифровых образовательных ресурсов и информационно-компьютерных технологий при обучении иностранным языкам на научно-практических заседаниях методического объёдинения, педагогических советах.

Серьёзное внимание  уделяется повышению квалификации и аттестации педагогических работников. Педагоги гимназии регулярно проходят обучение в СКИПКРО, посещают краевые семинары, научно-практические конференции, проводимые ПГЛУ. Практически все учителя иностранных языков прошли обучение на курсах в Центре Интернет-образования и широко применяют компьютерные технологии в учебном процессе и внеклассной деятельности. Трое учителей иностранных языков обучались на курсах по профильному обучению в г. Ставрополе. Опыт работы учителей иностранных языков обобщается на страницах гимназических сборников и альманахов, научно-практических конференциях учителей. В прошлом учебном году учителя немецкого языка Соловых Н. Н. И Соболева О. А. приняли участие во 2-ой научно-практической конференции «Инновационные технологии и креативность в исследовании и преподавании языков и культур» и опубликовали свои статьи  по темам «Флэш-среда как мотивационный компонент обучения немецкому языку» и «Принципы метапредметности в обучении немецкому языку».

Опыт работы учителей, планы-конспекты уроков, внеклассных мероприятий, научно-исследовательские работы учащихся опубликованы не только в гимназических сборниках, но и на страницах сайта гимназии, сайта «Педсовет», «Открытый урок».

        Учителя иностранных языков неоднократно и весьма успешно участвовали в конкурсе «Учитель года». В 2005 и 2008 году учителя английского языка Марченко Е. В. и Басанова Е. Н. стали победителями городского и лауреатами краевого конкурса «Учитель года».

В гимназии в течение многих лет функционирует «Школа повышения методического мастерства», которая помогает многим учителям стать настоящими профессионалами. В гимназии эффективно работает методическое объединение учителей иностранных языков. Формы работы методического объединения самые разнообразные: это научно-практические семинары по вопросам инноваций, использования новых технологий  и ИКТ в  преподавании  иностранных языков, круглые столы, обобщение и распространение передового опыта, конференции и т.д.. Систематически проводится мониторинг достигнутых результатов  уровня обученности и качества знаний учащихся с их последующим  анализом, ведётся работа с  учителями  по параллелям, подводятся итоги проводимых в гимназии проверок уровня обученности и качества знаний учащихся по иностранным языкам и спецпредметам. Традиционный методический месячник иностранных языков, стал настоящей школой повышения методического мастерства учителей. В ходе месячника проводятся круглые столы, открытые уроки, внеклассные мероприятия на иностранных языках, ведется активная подготовка учащихся старших классов к участию в олимпиадах разного уровня. Учителя гимназии делятся опытом со своими коллегами из других школ города, и даже края. Так например в прошлом учебном году с обобщением опыта на научно-практической конференции учителей выступила Козырева Алла Викторовна и Загайная Елена Ивановна по темам «Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка» и «Приёмы повышения эффективности изучения лексики на уроках английского языка». В ноябре на заседании городского методического объединения выступила Козырева А. В. по теме «ФГОС 2-го поколения - гарант реализации вариативности содержания  языкового образования». В мае заместитель директора по УВР по ИЯ Ярикова Н. Н. выступила на фестивале экспериментальных площадок по теме «Система внешних связей как средство формирования лингво-страноведческой компетенций у обучающихся». А также были заслушаны выступления учителей иностранных языков  Улезко О. К.,  Козыревой А. В., Чистяковой Н. А., Козырева Б. Б и Басановой Е. Н. по темам самообразования «Элементы подготовки к ЕГЭ на среднем этапе обучения английскому языку», «Использование ИКТ на среднем этапе обучения английскому языку»,  «Системность и многоступенчатость в обучении письму в рамках подготовке к сдаче к ЕГЭ» и «Способы повышения мотивации к обучению иностранному языку»  на заседаниях гимназических  МО.

Данная система научно-методической подготовки учителей дает возможность учителям овладеть такими видами деятельности, как разработка авторских программ, их апробация, подготовка методического обеспечения. Наряду с заместителем директора по учебно-воспитательной работе по иностранным языкам, целой группой учителей высшей категории разработаны авторские программы, которые активно используются в учебном процессе.  

В гимназии выработана эффективная система внутришкольного контроля, позволяющая проводить мониторинг качества знаний, диагностику общеучебных умений и навыков, оперативно решать выявленные проблемы, своевременно корректировать ЗУН учащихся. Для проведения эффективного контроля ЗУН учащихся в чтении и письменной речи разработаны сборники контрольных работ для 3 - 9-х классов к действующим УМК авторов Н.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой. Кроме того, создан постоянно обновляющийся банк контрольных работ по иностранным языкам и спецпредметам, заданий рейтингового зачета и интеллектуального марафона.

        Система работы с одарёнными детьми, вовлечение их в научно- исследовательскую работу, позволяет добиваться высоких результатов в олимпиадном движении, высокого уровня подготовки для поступления в лучшие вузы страны, а также успешно участвовать во Всероссийских и Международных конкурсах. Эта система принесла свои плоды. Начиная с 2004 года, учащиеся 8 - 9 старших классов занимают призовые места в краевых олимпиадах по иностранным языкам: английскому, немецкому, французскому и испанскому. Следует отметить, что учащиеся 9-х - 11-x классов (победители олимпиад) изучают французский и испанский языки как второй и третий иностранный по выбору.

Внеклассная работа с одарёнными детьми в гимназии многообразна. Это участие в проектной и исследовательской деятельности, участие во Всероссийской заочной олимпиаде «Интеллектуально-творческий потенциал России», заочной олимпиаде «Поиск», Молодёжных предметных чемпионатов (Пермь), подготовка к ежегодной  гимназической научно-практической конференции, подготовка к предметным олимпиадам,  проведение рейтингов и интеллектуальных марафонов. Только в прошлом учебном году 78 учащихся 5-11 классов приняли участие в Пермском Молодёжном чемпионате по английскому языку, 241 учащихся 3-11 классов в международном игре-конкурсе по английскому языку «Британский бульдог» (1 победитель), 127 учащихся в  дистанционной олимпиаде по английскому языку «Золотое руно" (7 победителей), 157 учащихся 2-9 классов во Всероссийском конкурсе – мультитесте по английскому языку «Олимпус» (г. Калининград) (7 победителей, 17 призёров, 49 лауреатов), 6 учащихся во Всероссийской заочной олимпиаде «Интеллектуально-творческий потенциал России» (4 призёра). 1 учащаяся 11 класса приняла участие  в заочном туре Всероссийской олимпиады «Ломоносов» по английскому языку, проводимом МГУ. 5 учащихся приняли участие в олмпиаде при ПГЛУ по английскому, немецкому и французскому языкам. 3 учащихся 11 классов стали призёрами Всероссийской олимпиады при РГГУ (региональный этап).

        С 1966 года стало традиционным проведение научно-практическux конференций старшеклассников под общим девизом «Россия - Родина моя», на которых старшеклассники выступают с докладами на английском, французском, испанском и немецком языках. Подготовка и проведение научно-практических конференций способствует активизации исследовательской деятельности, развитию ораторского искусства, культуроведческому обогащению школьников, а также воспитанию патриотизма. Более того, пятый год наши гимназисты принимают участие в региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодая наука». В этом году она проходила 17 апреля 2012 года в Пятигорском государственном лингвистическом университете.

В 2008 году в конференции приняли участие  трое учащихся нашей гимназии, в 2009 - 11, в 2010  - 27, в 2011 – 23, в 2012 - 8 учеников изъявили желание заняться научно-исследовательской работой.

Гимназисты представили интересные темы, такие как «Cockney rhyming slang», «Адаптация при переводе кинозаголовков», «Употребление фразеологизмов в трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», «Лексические особенности австралийского варианта английского языка в разговорной речи», «Особенности перевода афроамериканской разговорной речи», «Анализ заимствования англоязычной лексики в современном русском сленге», «Праздники в Испании как стиль жизни», «Особенности перевода спортивной лексики с английского языка на русский».  Жюри фестиваля были отмечены работы Яковенко Полины (2 место) и Шаповал Ксении (1 место). В гимназии был опубликован сборник научных работ учащихся.

Безусловно, огромную роль в подготовке молодых ученых, генерации идей для их докладов и публикаций, играют научные руководители: Улезко О. К., Гущина М. Н., Марченко Е. В., Гатальская О. А., Ярикова Н. Н. Также ещё 11 учащиеся 9 – 11 классов в прошлом учебном году окончили обучение в школе Юного переводчика, организованного совместно с преподавателями ПГЛУ и получили сертификаты. Это уже не первый выпуск школы Юного переводчика.

Мы стараемся повысить интерес к иностранным языкам, к олимпиадному движению уже в начальной школе. В течение пятнадцати лет в начальной школе и среднем звене проводятся интеллектуальные марафоны с набором заданий разного уровня сложности, начиная с 3 класса. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся, уделять внимание развитию их способностей. Для наших учащихся - это опыт участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. В 10 - 11х классах проводятся рейтинговые зачётные недели (декабрь, май), которые дают свои положительные результаты, позволяют повторить, углубить и систематизировать знания учащихся, заинтересовать их в получении лучшего для себя результата.

        Ежегодно, начиная с 1991 года, наши старшеклассники участвуют в

международной программе FLEX (Freedom Sиpport Act - Fиtиre Learners Exchange Programme), которая проводится Ассоциацией преподавателей русского языка США и, выиграв конкурс, в течение учебного года обучаются в школах различных штатов США, имея возможность активного речевого и социо-культурного общения на иностранном языке. Данная программа помогает нашим учащимся посмотреть «изнутри» как живут простые американцы, познакомиться с их образом жизни и культурными ценностями, а также познакомить их с культурными традициями своей страны. Много наших выпускников в данный момент живёт и работает в США.

Погружение в языковую среду, посещение стран  изучаемого языка позволяет учащимся знакомиться с их историей и культурой, эффективно повышать лексико-грамматическую компетенцию, завязывать дружеские контакты с подростками из разных стран мира.  Этому не в малой мере способствуют образовательные поездки учащихся в страны изучаемых  языков. Летом 2004, 2006, 2008 и 20011 гг. были организованы учебные экскурсионные поездки групп учащихся гимназии в Великобританию. Там они прошли в 2004 г. трёхнедельное обучение по классической программе «Berlitz-school» в количестве 60 часов и получили сертификаты, подтверждающие высокий уровень владения английским языком, а в 2006, 2008 и 2011 двухнедельное обучение по программе «Embassy CES school». Также были проведены экскурсионные поездки по странам Европы в марте 2008 года, в Испанию в октябре 2008 года и Германию в марте 2009 года, Скандинавские страны в 2012 году.

Следует также отметить, что ежегодно большая группа выпускников поступает и успешно обучается в языковых вузах на специализированных факультетах: ПГЛУ, СГУ, МГУ, Институт стран Азии и Африки при МГУ, Университет Дружбы народов, Институт иностранных языков им. Мориса Тореза и др. Многие выпускники гимназии, успешно окончив выше названные вузы, приумножают славу России, работая в российских фирмах и их представительствах за рубежом.

В настоящее время гимназия выбрала мультилингвистическое направление развития. В гимназии продумана система выбора второго (обязательного для изучения) иностранного языка (немецкого, французского, испанского). С целью облегчения оптимального для родителей и учащихся 5 класса выбора второго иностранного языка в конце учебного года мы проводим родительские и классные собрания с презентациями на изучаемых в гимназии иностранных языках.

Основной формой популяризации предмета являются внеклассные мероприятия. Традиционными стали вечера, посвящённые празднованию «Рождества», «Дня Благодарения», «Дня Святого Валентина», «Пасхи» фестиваль «Путешествие по странам изучаемых языков», викторины по истории и культуре Великобритании, конкурсы стенгазет, циклы радиопередач. Также учащиеся принимают участие и в городских внеклассных мероприятиях по английскому и немецкому языкам.

Одной из наиболее приемлемых форм работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка является художественный поэтический перевод. Дети не только учатся переводить с иностранного языка на родной язык, но и знакомятся с творчеством переводимых поэтов, с многообразием поэтических жанров и литературных направлений. Совершенно естественно, что этой работой недостаточно заниматься на уроках, целесообразно проводить такие занятия во внеурочное время, в системе дополнительного образования детей. Среди учащихся старших классов нашей гимназии есть немало способных учеников, проявляющих интерес к поэзии. Некоторые такие работы опубликованы в гимназическом сборнике. Кроме того, дети пишут стихи сами не только на своём родном, но и на иностранных языках, изучаемых в гимназии. Многие из них опубликованы в сборниках, а также на страницах местных газет.

Нужно отметить, что учителя иностранных языков  нашей гимназии уже давно занимаются проектной методикой. Уже в младших классах ученики делают проекты о своей семье, любимом домашнем животном, традиционных праздниках своей семьи. Они могут выполняться как на бумажных, так и на электронных носителях в виде красочных презентаций. Почти что все блоки наших учебников заканчиваются проектной работой. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Защита проектов проходят не только на уроках английского, немецкого языков, но также и страноведения, культуры Великобритании, информационных технологий. В гимназии уже создана копилка таких работ учащихся.

В гимназии развита система оказания дополнительных платных образовательных услуг, которой охвачено около 350 учащихся (43%). Обучение английскому языку с 1 класса помогает созданию условий для адаптации школьников к новому языковому миру. Знакомство с зарубежными детскими песнями, рифмовками, стихами, сказочным фольклором является ключом в новый мир иноязычной культуры. Кружок« Путешествие в мир волшебных сказок» на английском языке во 2-х - 4х классах помогает привить учащимся интерес и «вкус» к внеклассному чтению на иностранном языке, сохранить мотивацию к его изучению.

В результате всего этого мы получили возможность не только обогатить содержание образования в гимназии, но и подготовить к работе в инновационном учебном заведении не просто учителя-исполнителя, но учителя-исследователя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы ШМО учителей иностранного языка за 2010-2011 уч.год

Аналитический отчет работы ШМО учителей иностранного языка по всем направлениям....

Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО

Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....

«Специфика формирования профессиональной речи будущего учителя иностранного языка (для ранней ступени иноязычного образования в средней школе)».

Профессиональная речь является одним из важнейших параметров профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка, значимыми составляющими которой являются коммуникативная и психолого-п...

План работы творческой группы «Система оценивания как механизм управления качеством образования в начальной и основной школе»

Цель работы ТГ: Создать эффективную систему оценки планируемых результатов учащихся повышения качества образования на этапе введения ФГОС.Задачи:1....

Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования

Статья посвящена истории возникновения, основным подходам к определению и функциям педагогического мониторинга. Мониторинг рассматривается как состема и как процесс. Делается вывод, что педагогический...

Выступление на городском методическом объединении учителей иностранного языка на тему "Задачи по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ" 16.10.2018

Цель выступления: рассказать о системе по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...

«Цифровая образовательная среда школы, как средство управления качеством образования».

Процесс реформирования школы зависит от общемировых тенденций. На данный момент отмечается подъем в обучении, обусловленный развитием информационных технологий, которые ускоряют информатизацию обществ...