Главные вкладки

    Статья "Методы и приемы работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов".
    статья по английскому языку по теме

    Курзякова Антонина Петровна

    В данной статье говорится о методах и приёмах работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_lushpaeva_a.p.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методы и приемы работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов.

                                                                                           Лушпаева А. П.

                                                                                           учитель английского языка

                                                                           МБОУ СОШ № 40 г.Нижневартовск

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участников учебно-воспитательного процесса. В этой связи особое внимание уделяется качеству образования, которое определяется достигнутыми образовательными результатами, носящими не только предметный, но и надпредметный и личностный характер. Важное место этим требованиям отводится в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, в соответствии с которыми учебно-воспитательный  процесс должен быть построен на новых формах общности педагогов и учащихся, на  новых способах и техниках педагогической деятельности и мышления.

    Обновление содержания образования, его методической основы коснулось и изучения иностранного языка в школе. В первую очередь, происходит изменение    парадигмы школьного иноязычного образования,  ее  целостно-смысловой  структуры  в  условиях  начальной  школы.

    Тот факт, что иностранный язык изучается со 2-го класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач разностороннего развития личности в условиях полиязычного и поликультурного мира.

    Но существующее противоречие между традиционно организованным процессом обучения иностранному языку в начальной школе и недостаточным уровнем готовности учителя иностранного языка к выстраиванию образовательного процесса в условиях новых стандартов   снижает уровень качественной подготовки младшего школьника, степень овладения им ключевыми компетенциями.

    В этой связи задача педагога — выявить возможности используемого учебно-методического комплекта для формирования результатов, заданных стандартом, и спроектировать предлагаемые учебные задания для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

    Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального образования строится вокруг умения учиться и связано с формированием универсальных учебных действий. На моих уроках она проводится при помощи разных методических приёмов. Игры, игровые ситуации, наглядный материал создают прекрасные естественные условия  для овладения языком, приобщая к миру взрослых, являясь способом познания [2].

    Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейших для человека функции: средство развития мотивационно – потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средства произвольного поведения [8].

    Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Развивающее знание игры заложено в самой её природе, ибо игра-это всегда эмоции. А там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление [3].

    Используя игры необходимо помнить всегда:

    1. Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда знать цель использования игры.

    2. В игре должно быть задействовано как можно больше учащихся.

    3. Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей.

    4. Игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на иностранном языке [4].

    Личностные универсальные учебные действия – ведущие, поскольку делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения задач, связывая их с реальными жизненными ситуациями. С этой целью ставлю учащихся в такие условия, чтобы у них появилась необходимость, потребность, желание включиться в учебную деятельность на учебном занятии. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной речью как новым способом общения. Познавательные учебные универсальные действия включают общеучебные и логические действия, а также действия по постановке и решению проблемы. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальное взаимодействие, включающее учёт позиции партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. В процессе формирования этих учебных действий у учащихся вырабатываются такие умения, как работать в паре, умение работать в группе, умение слушать и вести диалог. Для формирования данных универсальных учебных действий на своих уроках мне представляется возможность организовывать игры – драматизации и инсценировки.  Для игр-драматизаций используются мягкие игрушки, а также готовые театры, которые имеются в продаже. Дети сами или с помощью или взрослых изготавливают персонажи для своих игр. Чаще всего нами используются маски, которые просто изготовить, используя плоскую картинку. Дети очень любят исполнять разные роли. Необходимо, чтобы эти роли были доступны детям, не отталкивали ребёнка трудными словами и мудрёными фразами. Тогда игра будет доставлять радость и удовольствие от проделанной работы. Самыми полюбившимися играми на уроках для детей стали: «Составь фоторобот», «Отгадай», «Добавь слово», «Назови букву», «Переводчики», «Какого цвета предмет?», «Фрукты», «Лото».

    Составь фоторобот.

    Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение полиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение полиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.

    Ведущий: ”I can`t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall. Her hair is dark. Неr eyes are blue. She has аred coat and a white hat on” [5].

    «Отгадай»

    Заранее в классе прячется игрушка или предмет.  Дети должны отгадать, что спрятано в классе и где. Вопросы задают как учащиеся, так и учитель.

    Учащиеся: Is it a bear? (a book, a ball, etc)

    Учитель: What colour is it?
    Учащиеся: Is the car blue?

    Учитель: Where is it?

    Учащиеся: Is the car under the desk?

    «Добавь слово»

    Учитель пишет на доске простое предложение: “I like”. Теперь надо расширить предложение, не нарушив смысла и правил грамматики. Каждый добавляет по слову и стремится продолжить фразу, так как побеждает ученик, сказавший последнее слово. Учитель следит за тем, чтобы не было пауз.

    Teacher:         I like… One, two…

    Ученик 1:         I like to…

    Ученик 2:         I like to play…

    Учитель:         One, two…

    Ученик 3:         I like to play football…

    Ученик 4:         I like to play football in the yard.

    Учитель:         One, two, three! You have won! One point to you!

    «Назови букву»

    Учащимся предлагается быстро просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.

    «Переводчики»

    Для игры следует подготовить большое количество карточек с буквами (например по 10 с буквами a, e, i; по 1 c буквами j, z, q, x; по 5 с буквами n, t и по 4 карточки с заглавными буквами A, B, P, K, N, L).

    Учитель раздает учащимся несколько карточек. Ученик у которого на карточке есть заглавная буква А, начинает игру. Он выходит к доске, и, держа карточку так, чтобы видели все, называет букву. За ним выходит его сосед по парте с буквой, которая может быть продолжением слова. Если у него нет подходящей буквы, слово должен продолжить ученик, сидящий за следующей партой, и т.д.

    Тот, кто закончит слово и прочитает его, получает право начать другое слово.

    «Какого цвета предмет?»

    Цель данной игры закрепить названия цветов, названия предметов, развивать мышление, обучение описанию картинки.

    Для проведения игры заранее заготавливаем картинки с изображением разноцветных предметов. Можно использовать черно-белые картинки для закрепления черного и белого цветов. Дети могут сами приготовить такие картинки (раскраски).

    Учитель: What is green in the picture (blue, yellow, pink, etc.)?

    Ученик: a tree, grass…

            Эта игра готовит учащихся к более сложной игре без картинок.

    Учитель: What is yellow (blue, green, pink, etc.)

    Ученик: The sun, an apple, the moon, a lemon…

    «Фрукты»

    Учитель раздает каждому ученику картинку с изображением фрукта. Вызываются два “садовника”. Они по очереди называют названия фруктов, ученики, чей фрукт был назван, выходят к своему “садовнику”. Выигрывает “садовник”, набравший больше фруктов.

    Лото.

    Лото «Глаголы в картинках» является хорошим наглядным пособием для тренировки грамматических форм. На картах несколько картинок, изображающих какие-либо действия человека, например: катание на коньках, игра в шахматы, чтение книги и т.д. На фишке – одна картинка. Учитель показывает фишку с картинкой и спрашивает: “What is he doing?” Учащиеся находят у себя такую же картинку и отвечают:

    “He is skating”.

    При правильном ответе он получает фишку.

    Также нами используется огромное количество игр на закрепление алфавита. Например: «5 карточек», «Какую букву я пишу», «Угадай, какой буквы не хватает», «Узнай букву по её половине», «Телеграмма».

    Телеграмма.

     Класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова.

    5 карточек.

     Цель: контроль усвоения алфавита.

     Ход игры: учитель показывает каждому из участников игры 5 карточек с буквами английского алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называет все 5 букв.

    Нельзя забывать о наглядности. Она стимулирует создание смысловых образов. Все средства наглядности (вербальные, иллюстрированные, жесты) создают эффект присутствия в какой-то конкретной ситуации, помогают сохранить в памяти тот смысл, который нужно им передать и воспринять. Для этого используются игрушки, картинки, пособие, маски, карточки, таблички, домино. Значение наглядности состоит в том, что она мобилизует психическую активность обучающихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, развивает внимание, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения. Наглядное обучение должно придерживаться строгих правил:

    1. Раскрывать сущность показываемого предмета систематически и по частям, чтобы новое основывалось на известном;

    2. Переходить к новому только тогда, когда усвоено предыдущее;

    3. Сначала обозревать предмет в целом, а затем переходить к анализу его частей;

    4. Всякий показ сопровождать объяснением, чтобы помочь учащимся правильно увидеть и понять предмет;

    5. Следует пользоваться не только предметной, но и изобразительной наглядностью.

    В процессе обучения иностранному языку наглядный материал мною используется как при изложении нового материала, так и при проверке освоения учебного материала. Например, при изучении природы (темы «Времена года», «Погода» и др.), наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре. Используя картинки на уроках, мною было замечено, что дети быстрее усваивают те или иные явления, более активно ведут себя на уроках. Картина всегда вносит оживление в урок. Дети с интересом слушают рассказ по картинке, которая помогает им понять смысл иностранной речи, они сами загораются желанием высказаться или ответить на вопросы по содержанию картины. Для введения предлогов места используется игрушка. По ее расположению дети догадываются о переводе предлогов. После этого закрепляем эти предлоги в словосочетаниях и предложениях, описываем картинки. В данном случае предметная наглядность способствует установлению связи слова с представлением. При объяснении материала можно размещать на доске карточки с новыми словами, а рядом с ними соответствующие картинки. Учащиеся читают слова и по картинке догадываются об их значении. Пользуясь картинками, мы заставляем учащихся работать и активизируем их моторную память.

    На уроках грамматики удобнее применение условных изображений, выражающих отношения между словами, частями предложения с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т.п.

    В заключении следует обратить внимание на принципы методики Ш.А. Амонашвили, данные в его книге “Здравствуйте, дети!”:

    1. Детям должно казаться, что научиться говорить на чужом языке не трудно, хотя на самом деле это не так просто.

    2. Нужно, чтобы у детей как можно быстрее возникло чувство, что они понимают иноязычную речь и уже объясняются на иностранном языке.

    3. В процессе обучения как можно чаще создавать речевые ситуации “не учебного характера”, то есть такие, когда ребёнок не чувствует что его обучают иностранной речи, и тогда ребёнок начнёт общаться потому что ему захочется что-то сообщить, поговорить с учителем, друзьями.

    Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Для самопроверки учащихся предлагаю тесты, которые позволяют им самостоятельно оценивать степень освоения пройденного материала при подведении итогов четверти до проведения контрольной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приемы обучению чтения младших школьников на уроках английского языка

    Методические рекомендации помогут учителям,работающим в начальной школе...

    Динамика ЗУН при формировании лексической компетенции младшего школьника на уроках английского языка через применение средств ИКТ

    компьютерные программы- праобраз электронных учебнико-помогают  нам замотивировать ребёнка-дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь-дают возможность многократного повто...

    ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компете...

    Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

    В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

    Проектная деятельность на уроках английского языка, как средство формирования метапредметных результатов.

    Проектная деятельность.Определение, цель, этапы и реализация на практике....

    Эффективные приемы работы для развития устной речи младших школьников на уроках английского языка

    Эффективные приемы и способы организации этапов урока для развития речи обучающихся в начальной школе...