ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
статья по теме

Клеткина Ирина Анатольевна

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компетенции происходит благодаря метапредметному подходу в обучении иностранному языку. Главным образом, обучение детей должно осуществляться на основе принципа осознанности, ориентируясь при этом на реализацию практической цели обучения, а именно: научить школьника  общаться не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Клеткина Ирина Анатольевна

Муниципальное Образовательное Учреждение  «Ериковская основная общеобразовательная школа»

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компетенции происходит благодаря метапредметному подходу в обучении иностранному языку. Главным образом, обучение детей должно осуществляться на основе принципа осознанности, ориентируясь при этом на реализацию практической цели обучения, а именно: научить школьника  общаться не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях.

В современном мире в связи с укреплением международных отношений и потребностью в специалистах, владеющих иностранными языками, повысился интерес к раннему обучению детей языкам не только со стороны педагогов и психологов, но и со стороны общественности.

В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как его применять. Но ещё важнее-знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать, или создавать.

На занятиях по иностранному языку формируются и развиваются навыки и умения аудирования, говорения, чтения и письма. При этом остаются без внимания, так называемые, универсальные учебные умения, носящие характер надпредметности.

В работе над универсальными учебными способами действий. В периориентации огбразовательного процесса на личность ученика и состоит  суть метапредметного подхода  в обучении, сближающего позиции учителя и учащегося как исследователей, активно преобразующих содержание предмета «английский язык».

Как в отечественной (Л. С. Выготский, С. Л. Рубенштейн), так и в зарубежной психологии (Б. Уайт, Дж. Брунер) есть данные о том, что ребёнок овладевает иностранными языками легче, чем взрослый. Физиологи считают, что существуют «биологические часы мозга». Ребёнок до 10 лет – это специалист в овладении речью.  После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям.

Младшие школьники поначалу с большой радостью приходят на первые занятия по иностранному языку. Одним это просто любопытно, других на изучение иностранного языка нацеливают родители.

Но вот проходит несколько занятий, и некоторые дети начинают терять интерес к изучению языка.  Ребёнку интересно знать только то, что он хочет знать. Здесь и возникает противоречие между желанием школьника и необходимостью обогащения его мира новыми знаниями, умениями и новыми правилами поведения. Как же сделать так, чтобы ребёнок принял обучение и чтобы его интерес к другому языку не падал, а становился более живым? Ответ на этот вопрос я нашла в использовании и применении лингвострановедческого материала при обучении детей английскому языку. Ведь познать чужой язык невозможно, не знакомясь с  историей стран и народов, говорящих на нём, с их культурой и бытом, традициями и обычаями. На уроках окружающего мира дети получают первоначальное представление о многообразии стран, народов и языков.Но практика же показывает, что больше половины школьников не владеют страноведческими знаниями об англоговорящих странах. В этой связи особую значимость приобретает поиск решений, обеспечивающих результативность обучения школьников английскому языку, и построение системы обучения с использованием лингвострановедческого материала.

 В возрасте 3-4 летребёнок запоминает стихи  С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. Для него становится открытием, что знакомые с детства строки являются частью английского фольклора. Младший школьник с удовольствием разучивает английские стихи, которые знал до этого в переводе С. Я. Маршака и К. И. Чуковского.  

Использование в работе при обучении школьников английскому языку стихов, считалочек, рифмовок, народных песен и игр, имеющих большую лингвострановедческую ценность, а также применениестрановедческого материала о традициях и обычаях, культуре и быте коренных жителей англоговорящих стран, всесторонне обогащают ребёнка, расширяют кругозор, способствует развитию речевых навыков, накоплению лексического запаса, а также вызывают интерес и потребность к изучению английского языка.

Уроки я стараюсь проводить в игровой форме, где основное место  занимает общение, максимально приближенное к естественному общению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий.

Уроки по английскому языку целесообразно объединять общей темой. Например, дети приходят на день рождения Винни-Пуха и на протяжении всего занятия играют с именинником, выполняя ряд определённых заданий. Таким образом, цели обучения соответствуют и соединяются с тем миром, в котором  живёт младший школьник. На уроках я использую как оригинальные игры, специфичные для детей страны изучаемого языка («Goose, goose, duck», «Simonsays», «Londonbridge»), так и русские игры, знакомые уже детям по содержанию, но с английским текстом («Садовник», «Чудесный мешочек»).  

Яркая, красочная наглядность является хорошим помощником при обучении детей младшего возраста. Ребёнок гораздо быстрее усваивает английское слово, если оно связано непосредственно с предметом, картинкой или действием, которое он видит или выполняет сам.

Выработке навыков устной речи по конкретным темам помогают различные раздаточные материалы, с реалиями англоговорящих стран:наборы игрушечной мебели, посуды, одежды, всё то, с чем дети любят играть. К тому же разнообразные забавные игрушки и картинки вносят элемент новизны в занятие, создают необычную ситуацию.

Бесспорно, ведущее место в обучении детей английскому языку занимают игры. Интеграция английского языка в образовательную и воспитательную работу осуществляется в самых привычных формах игровой деятельности: дидактические игры, игры-драматизации, музыкально-подвижные игры.

Особое место в обучении английскому языку я отвожу играм-драматизациям. Для драматизации самым лучшим материалом являются известные детям сказки, мультфильмы, стихи из английского фольклора: «Thethreelittlepigs», «Theturnip,», «Littlemouse», «OldMacDonald» и др.

Иры-драматизации способствуют повышению языковой компетенции школьников, помогают им намного быстрее  чувствовать язык, знакомиться с литературой, с культурой англоязычных стран.

В программе основная цель обучения иностранному языку формируется следующим образом: «… развитие способностей школьников использовать иностранный язык как инструмент общение в диалоге культур и цивилизаций современного мира».  Причём «диалог культур» понимается не только как знакомство с культурой англоговорящих стран, но и как «ознакомление» с особенностями жизни и быта россиян, духовным наследием России и её вкладом в мировую культуру.

Школьники очень любят инсценировать различные русские народные сказки. Большой популярностью пользуется кукольный театр. Чаще всего ставятся такие спектакли, как «Репка», «Теремок».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обучение детей английскому языку с использованием лингвострановедческого материала предъявляет ребёнку требования, адекватные его возможностям и в определённой степени даёт установку опережающего развития, являясь условием для полноценного гармоничного всестороннего развития личности каждого школьника.

Такой социокультурный акцент в обучении иностранным языкам способствует также развитию толерантного отношения к традициям другой культуры, помогает лучшему пониманию особенностей культуры своей страны.

Таким образом, к  метапредметным результатам обучающихся относятся  освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Литература

  1. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников  при обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе.1999г № 6
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000г
  3. Красильникова В.С. Детские игры в Великобритании. М.: 1994г.
  4. Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. Сталкер, 2001г
  5. Негневицкая Е.И. Книга для учителя. М.:Просвещение, 1994г
  6. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. Иностранные языки в школе. 2000г № 2-3
  7. Шабельникова Е.Ю. Обучение детей иностранному языку. М.: Издательство: Учитель, 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика ЗУН при формировании лексической компетенции младшего школьника на уроках английского языка через применение средств ИКТ

компьютерные программы- праобраз электронных учебнико-помогают  нам замотивировать ребёнка-дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь-дают возможность многократного повто...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Компетенция — это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределенности....

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Формирование социокультурной осведомлённости младших школьников на уроках немецкого языка

Материал для выступления на методическом объединении учителей иностранного языка...

Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Особенности формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках английского языка...

Презентации для формирования социокультурной компетенции у школьников при изучении английского языка.

Эта работа представляет собой сборник коротких презентаций, которые я использовала на уроках для того, чтобы поближе познакомить учеников с культурными, социальными, политическими реалиями стран изуча...