Применение нетрадиционных методов обучения английскому языку учащихся 5-6 классов с целью повышения мотивации учения.
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Самарцева Екатерина Андреевна

Одной из самых актуальных проблем в обучении иностранному языку является потеря учащимися интереса к образовательному процессу и, как следствие, снижение уровня успеваемости. Многие учителя сталкиваются с данной проблемой. И поскольку задача современной школы заключается в том, чтобы научить добывать знания, уметь перерабатывать полученные знания, критически оценивать информацию и продуцировать собственные умозаключения, современному учителю иностранного языка необходимо обеспечить учащегося всеми условиями, которые смогут актуализировать и поддерживать его активную позицию в образовательном процессе, которые будут его мотивировать к самостоятельной деятельности в учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение нетрадиционных методов обучения английскому языку учащихся 5-6 классов с целью повышения мотивации учения.

Самарцева Е.А.

        Одной из самых актуальных проблем в обучении иностранному языку является потеря учащимися интереса к образовательному процессу и, как следствие, снижение уровня успеваемости. Многие учителя сталкиваются с данной проблемой. И поскольку задача современной школы заключается в том, чтобы научить добывать знания, уметь перерабатывать полученные знания, критически оценивать информацию и продуцировать собственные умозаключения, современному учителю иностранного языка необходимо обеспечить учащегося всеми условиями, которые смогут актуализировать и поддерживать его активную позицию в образовательном процессе, которые будут его мотивировать к самостоятельной деятельности в учебном процессе.

К сожалению, данная ситуация складывается во многих школах, поэтому перед каждым педагогом стоит задача – как повысить мотивацию и сделать уроки интересными для ребенка? Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Эта проблема широко обсуждается в методической литературе последних лет.

        Но прежде чем познакомиться с различными способами повышения мотивации и поддержания интереса учащихся к изучению языка, следует сказать несколько слов о том, что же такое мотивация. Глубокое знание мотивов учения школьника, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими важно для оптимальной организации учебного процесса. По мнению современных психологов и педагогов, качество выполнения деятельности и ее результат зависит, прежде всего, от побуждения и потребности индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей.

        Как считает И.А.Зимняя (Зимняя 1978), мотивацией является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Мотивация – это некое объединение движущих сил поведения, которые представлены в виде потребностей, интересов, увлечений, целей, идеалов, которые непосредственно определяют человеческую деятельность, или, если другими словами, мотивация – эта некая «внутренняя энергия» (микростратегия) человека, которая разрешает ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает и длительно настраивается.

        Мотивация непосредственно сопряжена с эмоциями и эмоциональными состояниями. Именно эмоции обуславливают наше стремление или отвращение. Именно в эмоциях в бесповоротном итоге проявляются все внутренние мотивы, и именно они являются пусковым механизмом для действий. С точки зрения эмоций мотивацию можно разделить на позитивную и негативную. Позитивная мотивация накапливает позитивные эмоции, и, когда их интенсивность становится безграничной, люди переходят к действиям.

        Ещё в конце прошлого века Б.И.Додонов (Додонов 1982) выделил в мотивации её структурные компоненты: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного ее результата «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность, принуждающее давление на личность.

        Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три – ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. При этом на каждый из этих компонентов можно воздействовать. При воздействии на последний компонент, мотивация будет формироваться благодаря накоплению отрицательных эмоций, т.е. будет формироваться негативная мотивация. Мотивация, сформированная путём воздействия на третий компонент (сила вознаграждения за деятельность), является недолговременным и, сразу, как только исчезает мотивирующая сила (сила вознаграждения), пропадает и мотивация. Поэтому сегодня мы рассмотрим некоторые способы воздействия на первые два компонента мотивации (удовольствие от деятельности и значимость конечного результата).

        Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, при выборе методов обучения, следует учитывать необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культуры, умениями самостоятельно гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. Пути и способы решения этой задачи должны быть в значительной степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными. Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу новизны, праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

        Одним из эффективных приемов обучения является использование аутентичных видеоматериалов. Возможности использования видео для начинающих несколько ограничены в силу малого объема их словаря и знаний грамматики. Однако использование видео время от времени приятно разнообразит занятие, вносит в него элемент настоящей жизни, пусть даже на экране, ученик видит, что на этом языке действительно говорят, слышит настоящую живую речь.

        Практика показывает, что особенно эффективными на начальном этапе обучения иностранному языку являются видеомультипликации. Их использование позволяет развивать речевую активность школьников. Мультипликация дает возможность легко проникнуть в суть реальных вещей и явлений и в простой наглядной форме донести информацию до учащихся. Методически важно и то, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечивает эффективность его восприятия. Очень важно также, учитывая возраст учащихся, дозировать время показа, т.к. дети могут устать от длительного просмотра видео на языке, который для них еще не совсем понятен. Чрезвычайно важной является и грамотная работа над текстом мультфильма – на предтекстовом этапе необходимо мотивировать учащихся снять лексико-грамматические трудности, выбрав из текста и отработав с учащимися незнакомые лексические единицы и словосочетания. Для поддержания интереса учеников следует совмещать просмотр с различными заданиями (например, различные тексты, задания на сопоставление, воспроизведение песни из мультфильма/фильма и т.д.). На практике данный метод повышения мотивации был опробован на примере мультфильма «Winnie-The-Pooh».

        Другим нетрадиционным приемом обучения является прием коллажирования. Коллаж (от французского collage) обозначает наклеивание. Он используется, чаще всего на заключительном этапе работы над темой. Хотя его оформление проводится на протяжении всего периода изучения темы. Работа над коллажем проводится в три этапа:

  1. Отбор экстралингвистической и языковой наглядности, раскрывающей все значения и понятия.
  2. Распределения отобранных материалов в коллаже.
  3. Учебная работа с коллажем.

Все элементы коллажа объединены каким-либо общим понятием (словом,

темой, героем), от которого в виде лучей отходит дополнительная информация о центральном понятии. Коллаж может содержать языковую наглядность в виде схем. Для оформления коллажа могут также использоваться картины, фотографии, рисунки, кроки, вырезки из газет, журналов, а также картины, нарисованные самим автором коллажа. На коллаже могут быть отмечены трудно произносимые слова; могут быть выделены другим цветом фломастера звуки в транскрипции.

        В 6 классе проводилась работа над коллажем на основе вышеупомянутого мультипликационного фильма «Winnie-The-Pooh». Ученикам заранее был дан план коллажа: в центре медвежонок, а от него, в виде лучей, отходили его друзья, о которых говорилось в мультфильме. Ученики должны были дома подготовить различные картинки, продумать ключевые фразы, которые смогли бы отразить характер героев. Составлением коллажа ученики занимались в классе. Для коллажа также использовались буквы и вырезки из англоязычных газет и журналов. Благодаря проведенным после просмотра играм и заданиям, ребята запомнили выражения героев, инсценировали понравившиеся диалоги, пополнили свой словарный запас, так что с заданием ученики справились без особых трудностей.

Литература

Додонов Б.И. Проблема соотношения деятельности и эмоциональных характеристик личности. В кн.: Проблемы психологии личности. М., 1982, с. 115-121.

Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., Просвещение, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке

Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...

Практическое применение коммуникативного метода обучения иностранному языку

  Урок.Тема: “When you have time to spare…” «Когда у тебя есть свободное время…»...

«Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку»

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая...

Специфика игрового метода в рамках реализации ФГОС при обучении английскому языку учащихся общеобразовательного учреждения

Статья, повсященная использованию игровых методов при обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС...

Применение интерактивных методов обучения английскому языку для достижения планируемых результатов ФГОС.

В основе современных инновационных технологий лежит личностно – ориентированное обучение. Технология интерактивного обучения одна из них. Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаим...

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных  классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучени...