Главные вкладки

    «Требования к современному уроку английского языка в условиях введения ФГОС»
    статья по английскому языку на тему

    Шевякова Марина Геннадьевна

     Основные отличия традиционного урока от урока по ФГОС. Приёмы, актуальные для современного урока английского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trebovaniya_k_sovremennomu_uroku_v_ramkakh_fgos.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Требования к современному уроку английского языка

    в условиях введения ФГОС»

           Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет”.

     (Н. Рерих)

    Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности, его развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы, эффективно применяя на практике полученные знания.

    Возможно ли в нашем современном мире осуществить это, работая по старой системе, ведя наши старые, добрые традиционные уроки? Давайте ответим на вопрос, опираясь на ситуацию.

    Решение проблем в жизни

    Структура традиционного урока

    1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»

    Учитель проверяет д/з учеников.

    2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.

    Учитель объявляет новую тему.

    3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)

    Учитель объясняет новую тему.

    4. Получив результат,  мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. 

    Учитель организует закрепление знаний учениками.

    Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу,  которая не может плавать.

     А.Л. Минц

    Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о мудреце и  бедных. Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

    Стандарт нового поколения нацелен помочь научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями (УУД), которые создадут возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, умения учиться,  формируя фундаментальное ядро образования.

    Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

                В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС?

    Новое в том, что чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке, постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

    Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

    1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

    2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

    3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

    4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

    5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

    6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

    7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

    8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

    9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

    10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

    11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

       ФГОС  вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

    Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

    • проблемный вопрос (Почему вы думаете... ? В чем разница... ? Предположите, что будет, если... ? и др.)
    • предъявление противоречивых фактов, теорий;
    • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
    • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

         Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

    Примеры учебных ситуаций:

    Представь, что ты получил приз – путёвку в Лондон. Какие достопримечательности ты посмотрел бы в первую очередь, о каких бы хотел бы узнать больше?

                                   

     Вы познакомились с учениками лесной школы. Расскажи об ученике, который тебе особенно понравился, не называя его.

    Примером учебной ситуации может послужить «прогулка в поисках буквы или слова», во время которой учитель, обходя с малышами классную комнату или школьное здание,  с помощью «волшебной палочки» обнаруживает важное слово (знак, надпись, имя и т.п.), которое затем прочитывается и заносится в классную книгу знакомых слов и знаков.

    Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или приём «ЗХУ» (знаю, хочу узнать узнал), выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса».

     Ситуация стимулирования. 

    Приём «Коммуникативная атака» The motto of our lesson:  we see, hear, speak, do and all will be OK! All together!

    Приём «Дорифмовка».         Учитель предлагает учащимся подобрать соответствующую рифму из ранее изученных слов

    Чтобы выучить весь счет,

    В сад меня сестра зовет.

    1. Распускается тюльпан.

    Я считаю - это (one).

    2. Вот и лилия в цвету.

    Это 2, а значит (two).

    3. Мне сестра кричит:

    Смотри,

    Куст жасмина - это (three).

    4. Про деревья не забыли.

    Это будет (four) - четыре.

    5. Вот сирень в сторонке.

    Это (five) - пятерка.

    Проблемная ситуация. Приём «Яркое пятно» (Учитель приходит на урок с атрибутами Рождества и Нового года. Ученикам предлагается объяснить, почему учитель принёс именно эти предметы.)

    Ситуация помощи и взаимопомощи. Прием «Взаимопроверка»

    Ситуация критики и самокритики. Прием «Только мои плюсы». Обучающиеся в конце урока называют только то, что у них получилось лучше всего.

         Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.

      Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Виды заданий для формирования УУД:

    - участие в проектах;

    - творческие задания;

    - «найди отличия» (можно задать их «количество»);

    - поиск лишнего;

    - лабиринты;

    - упорядочивание;

    - цепочки;

    - составление схем-опор;

    - работа с разного вида таблицами, словарями.

    - «преднамеренные ошибки»;

    - взаимоконтроль;

    - взаимный диктант

    - диспут;

    В старших классах добавляются приёмы: «Кластер», «Синквейн», «Фишбон» и др.

    Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.

    Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие, мотивирующих их.

    Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной, развивая творческий потенциал ребёнка.

           Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М.М. Поташник)

    Как бы ни было сложно, учитель с его отношением к учебному процессу, его творчеством и профессионализмом сможет  реализовать новые требования   ФГОС.  

     

    Список литературы:

    1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Просвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;

    О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка в условиях введения ФГОС ООО»

    Современные педагогические технологии, такие, как использование новых информационных технологий, Интернет — ресурсов позволяют реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают и...

    Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС и его анализ.

    Анализ урока должен начинаться самоанализом, конкретными требованиями к самому себе. Совершенствование мастерства учителя во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоана...

    Информационно – коммуникационные технологии на уроках английского языка в условиях введения ФГОС

    Использование информационно - коммуникационных технологий играет важную роль в современном мире в том числе и в сфере образования. Информационные технологии существенно расширяют возможности преподава...

    Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС

    Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: • применение активных...

    Основные виды и типы фонетической зарядки на уроке английского языка в условиях введения ФГОС ООО.

    На начальном этапе обучения рекомендуется использовать фонетическую зарядку для развития произносительных навыков, то есть способность правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значе...