Главные вкладки

    Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС и его анализ.
    материал по английскому языку на тему

    Жученко Антонина Алексеевна

     Анализ урока должен начинаться самоанализом, конкретными требованиями к самому себе. Совершенствование мастерства учителя во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя.  В докладе приводятся требования, предъявляемые к современному уроку и  примерные планы анализа и самоанализа урока в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке  рассматривается и оценивается отдельно деятельность учителя и деятельность обучающихся. Именно анализ позволяет учителю выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем планировании учебно-воспитательного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл analiz_uroka_angliyskogo_yazyka_po_fgos.rar1.17 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  

    «Средняя общеобразовательная школа № 17»

    Доклад по теме:

    «Анализ урока английского языка в условиях реализации ФГОС»

                                                            Подготовила: учитель английского языка

                                                            МКОУ СОШ №17 с.Сунжа

                                                            Жученко Антонина Алексеевна

    2015-2016 учебный год

    Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС и его анализ

    В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

    Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

     • применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

     • создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

     Требования предъявляемые к современному уроку:

     1. хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

     2. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока

     3. урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

     4. учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

     5. вывод делают сами учащиеся;

     6. минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

     7. здоровьесбережение;

     8. в центре внимания урока - дети;

    9. учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

    10. умение демонстрировать методическое искусство учителя;

     11. планирование обратной связи;

     В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. И это, конечно, никак не может обойтись без использования технологий. Использование технологий позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.

    Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

                Самоанализ урока дает возможность:

    - правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

    - развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

    - формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

    - формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

    Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя .

                                           План самоанализа урока

    1. Характеристика класса:

    - межличностные отношения;

    - недостатки биологического и психического развития;

    - недостатки подготовленности класса.

    2. Место урока в изучаемой теме:

    - характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

    3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

    4. Характеристика плана урока:

    - содержание учебного материала;

    - методы обучения;

    - приёмы обучения;

    - формы организации познавательной деятельности.

    5. Как был построен урок в соответствии с планом:

    - разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

    6. Структурный аспект самоанализа урока:

    - анализ каждого элемента урока;

    - его вклад в достижение результата;

    - доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

    7. Функциональный аспект:

    - насколько структура урока соответствовала общей цели;

    - соответствие возможностям класса;

    - анализ стиля отношений учителя и учащихся;

    - влияние на конечный результат урока.

    8. Аспект оценки конечного результата урока:

    - формирование универсальных учебных действий на уроке;

    - определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

    - причины разрыва;

    - выводы и самооценка.

    Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При самоанализе он дает краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их достижение, объем содержания материала и качества усвоения, применяемые методы и их оценку, активность учащихся, их приемы и организация их труда, самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, характер отношений с учениками). В заключение учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства. Но педагог может объяснить при этом почему именно так решил провести урок что его заставило выбрать данную методику, стиль и характер собственной деятельности, работы учащихся. Всякая методика урока оправдана, если дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям данного учителя.

    Анализ урока с позиций требований ФГОС.

    1. Целеполагание.

    а). Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.

    б). Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.

    в). Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.

    2. Содержание.

    а). Содержание учебного материала не вполне адекватно целям и дидактическим принципам выбранного УМК.

    б). Содержание соответствует целям и задачам, дидактическим принципам УМК.

    в). Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный (воспитывающий) и развивающий компоненты.

    3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).

    а). Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.

    б). Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.

    в). Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.

    4. Методы организации УД.

    а). Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не обоснованно.

    б). Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются

    продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.

    в). Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально

    стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.

    5. Формы организации УД.

    а). Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.

    б). Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную)

    в). Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.

    6. Организация контрольно-оценочной деятельности.

    а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или имеют общий характер.

    б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.

    в) Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.

    7. Результаты проведенного урока.

    а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо.

    б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.

    в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.

    Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

    Количественные показатели оценки урока:

    а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла;

    Возможно оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя.

    1,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту б);

    2,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту в);

    Максимальный балл – 21.

                                               Схема анализа урока

    Организация деятельности учителя

    Организация деятельности обучающегося

    Содержание наблюдения

    Оценка

    Содержание наблюдения

    Оценка

    1.Умение ставить цели и задачи урока

     

    1.Умение настроиться на урок

     

    2.Умение подбирать адекватные поставленным целям и задачам технологии, методы и формы работы

     

    2.Умение определять приоритеты обучения

     

    3.Умение адекватно оценивать результаты обучения

     

    3. Работоспособность обучающихся

     

    4.Умение анализировать свою деятельность

     

    4. Умения оценить свои возможности и способности, вера в свои силы

     

    5.Формирование УУД (универсальных учебных действий) на каждом уроке

     

    5.Позитивное отношение к предмету. Мотивация на изучение предмета

     

    6.Организация самостоятельной деятельности обучающегося

     

    6.Умение анализировать ситуацию

     

    7.% доминирования учителя на уроке

     

    7.Организация самостоятельной деятельности

     

    8.Владение программным материалом

     

    8.Результативность работы

     

    9.Темп работы

     

    9.Умение адекватно реагировать на требования учителя

     

    10.Учет индивидуальных психологических и интеллектуальных особенностей обучающихся

     

    10.Активность обучающихся на уроке

     

    11.Умение взаимодействовать с коллективом

     

    11.Прочность знаний

     

    12.Рациональное использование времени на уроке

     

    12.Владение УУД

     

    13.Умение видеть и слышать каждого обучающегося в классе

     

    13.Умение работать индивидуально и в группе

     

    14.Использование здоровьесберегающих технологий на уроке

     

    14.Умение продуцировать идеи

     

    15.Комфортность обучающихся на уроке

     

    15.Умение добиваться результата усвоения темы (серьезность отношения к обучению как процессу)

     

    16.Умение продуктивно переключать обучающихся с одного вида деятельности на другой

     

    16.Отношение к учителю, предмету

     

    17.Настроение, уверенность учителя на уроке

     

    17.Принятие учителя как партнера

     

    18.Продуктивность (эффективность) урока

     

    18.Умение продвигаться к цели, планировать свою учебную деятельность

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Требования к современному уроку английского языка в условиях введения ФГОС»

    Основные отличия традиционного урока от урока по ФГОС. Приёмы, актуальные для современного урока английского языка....

    «Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка в условиях введения ФГОС ООО»

    Современные педагогические технологии, такие, как использование новых информационных технологий, Интернет — ресурсов позволяют реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают и...

    Информационно – коммуникационные технологии на уроках английского языка в условиях введения ФГОС

    Использование информационно - коммуникационных технологий играет важную роль в современном мире в том числе и в сфере образования. Информационные технологии существенно расширяют возможности преподава...

    Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС

    Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: • применение активных...

    Основные виды и типы фонетической зарядки на уроке английского языка в условиях введения ФГОС ООО.

    На начальном этапе обучения рекомендуется использовать фонетическую зарядку для развития произносительных навыков, то есть способность правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значе...