Современные технологии обучения ИЯ на примере игрового метода
методическая разработка по английскому языку на тему

Методическая разработка о роли игрового метода в учебно-воспитательном процессе. В работе говорится о функциях игровой деятельности, классификации игр,роли  ролевой игры на уроках АЯ.

В практической части представлены примеры игр из опыта преподавателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota_kpk.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

на примере игрового метода

ВЫПОЛНИЛ СЛУШАТЕЛЬ ГРУППЫ ИЯ 6

                                                                                          СПИРИДОНОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

                                                                                     ПРОВЕРИЛ КУРАТОР ГРУППЫ ИЯ 6

                                                                                 КРЮЧКОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

МОСКВА, 2012

Оглавление                                                    
                                                               
стр.

  1. Введение……………………………………………………..…………………3
  2. Основная часть.

Теоретическая часть.

  1. «Метод обучения» как методическая категория……………………..5
  2. Игровой метод обучения……………………………………………….9
  3. Ролевая игра на уроках иностранного языка…………………………17
  4. Практическая     часть.…………………………………………………22
  1. Заключение……………………………………………………………………..24
  2. Список использованной литературы………………………………………....25
  3. Приложение. ……………………………………………………………..……26

Введение

Изменения социально-экономических и политических условий неизбежно влекут за собой изменения  требований в системе образования по иностранному языку (ИЯ). Другими словами, социально-экономические и политические факторы определяют социальный заказ общества по отношению к уровню и качеству  владения его гражданами.

В связи с этим изменился статус иностранного языка как учебного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре.

Социальный заказ общества по отношению к ИЯ и в связи с наличием реального выхода на иную культуру и ее представителей выражается не просто в практическом знании языка, а в умении использовать этот язык в реальной коммуникации.

Социальный заказ – стратегический ориентир школьной языковой политики в области обучения ИЯ. В Программе основного общего образования кратко описаны цели и содержание обучения по ИЯ. «Целью обучения иностранному языку в основной школе (5-9) классы является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения…».

В то же время новая социально-экономическая и политическая ситуация обусловливает повышение требований к уровню языковой подготовки обучаемых всех категорий в том числе и учащихся образовательных учреждений.

В соответствии с минимальными требованиями к уровню подготовки учеников основной школы по иностранным языкам достижение обязательного уровня «подразумевает овладение ими коммуникативной компетенцией, то есть способностью и готовностью использовать иностранный язык в качестве средств общения, а также как базы для дальнейшего образования и самообразования».

Особое место в решении таких задач принадлежит методам обучения.

Так как универсального метода не существует, а каждый отдельно взятый метод имеет свои преимущества и недостатки, то опытный учитель комбинирует элементы разных методов на своих уроках. Я выбрала игровой метод и считаю эту тему актуальной, потому что и взрослые, и дети любят игру, она активизирует, заставляет думать и говорить на языке и является мощным стимулом изучения ИЯ.

Игра создает такое внутреннее напряженное состояние, при котором нужно сосредоточиться для решения какой-либо задачи, в любом случае, она требует внимания. Игра служит реализации развивающей цели: развивает память, внимание, мышление, творческие способности, воспитывает чувство коллективизма.

Игра предполагает условно-речевые и речевые ситуации, где человеку необходимо будет использовать язык для выражения своих мыслей и общения с другими людьми.

Наконец, игра может просто использоваться как пауза для релаксации после напряженный работы и она оживляет урок, чтобы ученикам не стало скучно.

Целью данной курсовой работы является рассмотреть проблему метода обучения, критерии отбора эффективного метода. Далее я остановлюсь на особенностях игрового метода, функциях игровой деятельности, классификации игр. Также я планирую уделить внимание ролевой игре, так как она имеет большое значение для уроков иностранного языка. В приложении будут рассмотрены несколько игр как пример использования этого метода. В практической части представлены уроки с использованием игрового метода, которые я проводила в своей профессиональной деятельности.

1.«Метод обучения» как методическая категория

        Обучение – сложный процесс, он предполагает, прежде всего, деятельность учителя и деятельность учащихся. В современных условиях необходимо больше внимания уделять развитию творческих способностей учащихся, их познавательных потребностей и интересов. Обучение как руководство предполагает преподнесение, сообщение учителем определенных знаний и управление процессом их овладения всеми учащимися. Поэтому учитель не только преподносит информацию по своему предмету, но и планирует, организовывает и контролирует учебную деятельность ученика, развивает навыки учебного труда, мышление, способности, умение применять знания на практике. Особое место        в решении этих задач принадлежит методам обучения, которыми каждый учитель должен грамотно пользоваться. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью.
        Методы обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса. Без применения соответствующих методов невозможно реализовать спланированные учителем цели и задачи обучения своему предмету.

        Что же такое метод? Метод (от греч. methodos – «исследование») – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; прием, способ или образ действия; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Многие ученые считают, что метод – главный инструмент педагогической деятельности. Именно с его помощью производится продукт обучения, осуществляется взаимодействие учителя и учащихся.

        Другими словами, метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (преподавание) и организацию учебно-познавательной деятельности учащихся (учение) в их взаимосвязи, а также специфику их работы по достижению образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения. Отсюда следует, что основой понятия «метод обучения» выступает деятельность субъектов образовательного процесса. Метод обучения практически всегда предполагает активную деятельность учителя, сопровождающую деятельность ученика. Стоит принять во внимание, что чем сложнее деятельность, тем разнообразнее должны быть методы. Метод преподавания не может быть изобретен, он развивается постепенно. Практика доказала, что разные возможности обучения имеют свои и достоинства и недостатки. А накопившийся опыт обучения иностранному языку можно рассматривать с позиции сменявших друг друга методов в широком понимании этого слова.

Как известно, в работах по истории методики выделяются следующие методы:

  1. переводные (грамматико-переводной и лексико-переводной);
  2. прямой и натуральный методы и их модификации;
  3. смешанные методы;
  4. сознательно-сопоставительный метод;
  5. деятельностно-личностно-коммуникативный.

Каждый метод обучения служит достижению определенной цели, рассчитан на определенное время, на учащихся определенного возраста, с определенным уровнем развития и подготовкой, на учителей, умеющих работать этим методом, и на те условия, которые имеются в школе и в обществе в целом.

        С учетом количества времени, отводимого на изучение языка, возраста учащихся и практической цели изучения языка возникает необходимость в создании курса интересного и тщательно продуманного. Для того, чтобы осуществить обоснование выбора методов, необходимо знать возможности и ограничения всех методов обучения иностранному языку, понимать, какие задачи и при каких условиях успешно решаются с помощью тех или иных методов, а для решения каких задач они бесполезны или малоэффективны.

        Ориентируясь на цель обучения как формирование у учащихся основных черт вторичной языковой личности в отборе методов определились новые тенденции.

        При отборе современных методов обучения (способов, приемов, форм обучения) необходимо учитывать нижеперечисленные критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:

- создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать ИЯ, а также потребность учиться, делая тем самым реальным достижение школьником успеха в овладении предметом;

- затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;

- активизировать школьника, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;

- создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознать, что изучение ИЯ в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;

-  учить школьника работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

- предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность, творчество и т.п.

        Усваиваемый с их (методов) помощью ИЯ должен восприниматься учащимися как инструмент и средство социального взаимодействия с партнерами по общению.

        Каждый метод включает в себя разнообразные приемы обучения. Каждый из приемов рассчитан на то, чтобы приблизить учащихся к конечной цели обучения. Прием – это не что иное, как элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи на определенном этапе, иными словами, прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Благодаря умелому сочетанию взаимосвязанных приемов учителю удается повысить эффективность учебного процесса, показать свое методическое мастерство. Работа с изолированными лексическими единицами на доске, анализ строя написанных предложений, контрольное громкое проговаривание слов, словосочетаний, название предметов на картинках – все это примеры приемов, благодаря которым достигается решение отдельно поставленных задач.

        В отличие от приема метод следует рассматривать в качестве второй и более высокой по силе обобщенности ступени.

        Стоит принимать во внимание тот факт, что каждый метод имеет определенную структуру и обеспечивает определенный вид деятельности и уровень умственного восприятия и знаний. Во время урока можно использовать комбинацию методов.

        Но имеются некоторые основные принципы, определяющие метод и приемы любого, хорошо разработанного плана обучения.

        Любой метод должен всегда быть гибким. Следовательно, метод – это определенный комплекс приемов обучения, направленных на достижение определенной цели в течение определенного периода времени, при наличии определенных учебных пособий, с учетом возраста, общего развития учащегося, а также школы и общества. Метод никогда не бывает неизменно застывшим. Он должен меняться при изменении условий преподавания. Метод – это чувствительный прибор, который можно легко использовать в любой группе и приспособить к особенностям отдельных учащихся.

        Учитель сам вправе решать, какой метод ему лучше выбрать. Если учитель имеет определенный талант легко общаться и вовлекать в общение других, если он умеет петь и танцевать, то не стоит бояться уронить свой авторитет. Увлеченно играя на уроке с учениками. Там, где это хорошо проходит, целесообразно делать ставку на развитие устной речи, хоровую работу, инсценировки, подвижные и ролевые игры. Если же учитель больше любит сам язык, литературу, если у него лингвистические наклонности, то естественнее будет именно этим делиться со своими учениками, ставить перед ними преимущественно цели, связанные с овладением чтением на иностранном языке, наблюдением лингвистических фактов, выделением в текстах фактологических и информативных признаков.

        Среди современных технологий обучения можно выделить следующие:

  1. коммуникативный метод обучения.
  2. игровой метод обучения.
  3. программированный метод обучения с использованием компьютера.
  4. групповой метод обучения.
  5. проблемный метод обучения.
  6. проектный метод обучения.
  7. модульное обучение.
  8. дальтон-план в обучении иностранному языку.
  9. нетрадиционный урок иностранного языка.
  10. использование межпредметных связей на уроках.

Далее я остановлюсь на особенностях игрового метода.

2.Игровой метод обучения

        Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляется особенно полно и, порой неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. Й.Хейзинга отмечал, что человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

        По определению М.Ф.Стронина, «игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности  в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции и самореализации.

        Игра – разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.

        Игра –древнее достижение культуры. Она существует столько, сколько существует общество. И жизнь каждого отдельного человека также сопровождается игрой. Основная функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно-познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

        В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить  интерес);
  • коммуникативную (освоение диалектики общения\);
  • диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
  • игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
  • самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей)
  • межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
  • социализации (включение в систему общественных отношений).

        Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;
  2. как элементы (иногда весьма существенные) какого-то другого метода;
  3. в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения);
  4. возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.

При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит прежде всего    в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие.

Игра всегда предполагает определенного напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения  принятия решения (как поступить, что сказать, как выиграть?). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что при этом ученик говорит еще и на иностранном языке. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и иностранного языка. Но значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

                    Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный          процесс           более содержательным и более качественным, так как:

            - игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;

           - обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящей характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;

        - игра – свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;

        - игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

        - в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников; есть только играющие); результат зависит от  самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;

        - обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;

        - состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;

         - в игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;

        - игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

        Все сказанное позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности. И это объясняется следующими особенностями.

         В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это делает возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик может уже говорить наравне со всеми.

                Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:

  • создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся. Ситуация может напоминать драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игрового занятия ситуация может проигрываться несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным конфликтом игры – соревнованием. Желание принять участие в такой игре мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности. Несмотря на четкие условия игровой ситуации и ограниченность использования языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственную речь, но и жесты, мимику и т.д., имеет ярко выраженную целенаправленность.

        Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

                     Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов       игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций     различного рода игр.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

Рассмотрим подробнее особенности всех этих функций.

  1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятия информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение.
  2. Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества как вежливость.
  3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроках, превращении уроков в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой, и в сказочный мир.
  4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
  5. Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
  6. Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности в игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям (в этом случае речь может идти о ролевой игре).
  7. Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр. Теперь рассмотрим классификацию непосредственно самих игр.

Игры делятся по виду деятельности на:

- физические (двигательные);

- интеллектуальные (умственные);

- трудовые;

- социальные;

- психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  2. познавательные, воспитательные, развивающие;
  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
  4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

- предметные;

- сюжетные;

- ролевые;

- деловые;

- имитационные;

- игры – драматизации.

Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то в этом случае можно разделить игры на:

  1. Дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности,  в ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки.    Дидактические игры открыты, т.е. исход игры нельзя предугадать; они повторяемы, игру можно в любое время прервать и начать заново; дидактические игры следуют определенным правилам, которые могут быть и изменены участниками игры; дидактические игры должны приносить удовлетворение и радость.
  2. Воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность, формируют определенные подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки.
  3. Развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание. память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, эмпатию, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения.
  4. Социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие общению. Г. Хайд считает, что на уроке иностранного языка можно применять «игры с языком», «игры на языке» и «игры по плану». Рассмотрим подробно его концепцию.

- «Игры с языком» используют в качестве материала язык. Чаще всего эти игры вводятся для тренировки правописания, лексики или синтаксиса. Если игры такого рода используются для заучивания форм, правил и структур, тогда они полностью теряют свой характер игры и сводятся к упражнениям на автоматизацию.

           - В «играх по плану» определяются функции фрагмента действительности, которые     представлены в модели действительности. В игре дается задание, которое играющие должны выполнить на основании определенных условий. Учащиеся используют эти данные. При этом игроки оказывают влияние на ход игры и приобретают опыт использованных в игре функций.

          - К «играм на языке», прежде всего, относится ролевая игра. Во время ролевой игры происходит взаимовлияние, взаимосвязь партнеров. Ролевая игра доставляет удовольствие детям, и они готовы играть спонтанно.

        Другие исследователи – А.Мейли и А.Дафф – наиболее адекватным приемом обучения говорению считают различные формы драматизации. Они выделяют следующие формы драматизации как разновидности ролевой игры:

- пересказ текста от имени действующих лиц;

- диалог;

- импровизация;

- ролевая игра.

Итак, учитывая точки зрения разных исследователей, можно предложить следующую классификацию. Все игры можно подразделить на:

- подвижные;                              - интеллектуальные;

- строительные;                          - условные.

При этом мы особое внимание уделяем дидактическим играм, в которые входят языковые или подготовительные, и речевые, или творческие. Языковыми играми являются орфографические, лексические, фонетические и грамматические, целью которых является формирование соответствующих навыков, а речевыми играми являются:

- ситуационные, в основе которых лежит ситуация из жизни, для решения которой применяются знания реального учебного предмета;

- ролевые, предполагающие выполнение определенных ролей индивидуально каждым участником игры или в группе;

- деловые – предполагается конкретная проблема, имеется дело; роли и правила игры вырабатываются участниками в ходе самой игры.

Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.

Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят быстрого удовлетворения. Применение игровых методов обучения поможет сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Например, ряд грамматических игр могут быть эффективны при введении нового материала.

Формированию и развитию лексических и произносительных навыков способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и  вторичного закрепления.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но все зависит конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо соблюдать чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Успех использования игр  зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса.

3. Ролевая игра на уроках иностранного языка.

В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Являясь учебной моделью межличностного группового общения, специфической организационной формой обучения устно-речевому общению, основанному на коммуникативном принципе, ролевые игры легко вписываются в урок и, кроме всего прочего, доставляют учащимся неподдельное удовольствие.

Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. Она дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Социальная значимость ролевых игр в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. Что касается собственно ролевых игр, то их вид и свойства можно представить следующей таблицей:

Вид ролевой игры                                    Свойства ролевой игры

1.Контролируемая                                              Участники получают необходимые реплики

2.Умеренно контролируемая                            Учащиеся получают общее описание сюжета

                                                                  и описание своих ролей

3.Свободная                                                         Учащиеся получают обстоятельства

                                                                               общения

4. Эпизодическая                                                Разыгрывается отдельный эпизод

Контролируемая ролевая игра является более простым видом и может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого этикета и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры. Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов и ответов, диалог этот может быть короче или длиннее базового. Кроме того, по мере необходимости учитель может давать инструкции по ходу ролевой игры.

Вторым видом контролируемой ролевой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом учитель может предложить одному из учеников сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим ученикам взять у него интервью. Причем ученики-репортеры могут задавать не только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие их интересующие, а ученик, исполняющий роль персонажа, может проявить свою фантазию при ответе на эти вопросы. Как и в первом случае, учитель может давать инструкции,  помогая учащимся по ходу ролевой игры.

Более сложной является умеренно контролируемая ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.

Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества.

Творческое ролевое общение требует развития социальных умений. Поэтому ролевые игры нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении).

В процессе обучения иностранному языку старших школьников применяется деловая игра, в основе которой лежит модель некой реальной деятельности. Широко известны такие игры, как «Суд», «Дискуссия», «Выборы» и другие.  Игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям порождения потребности в знаниях и их практическом применении, что обеспечивает личностную познавательную активность школьников.

Рассмотрим  свойства ролевой игры и ее характеристики. Ролевая игра характеризуется:

  1. особым отношением к окружающему миру (каждый участник игры одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры);
  2. субъективной деятельностью участников (каждый участник имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я» и во всей системе межличностных отношений);
  3. социально значимым видом деятельности (участник «обязан» играть, так как сами условия исключают пассивную позицию).
  4. Особыми условиями процесса усвоения знаний (теоретические и практические знания предлагаются в ненавязчивой форме естественного общения).

Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности и потребности учащихся. Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является важной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и их психологические особенности. На начальном этапе ролевого общения целесообразно давать учащимся роли, наиболее полно соответствующие их темпераменту. Важную роль при распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива ( в психологии их называют «звездами») поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра и т.п.) Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в классе (так называемые «отверженные»). Такие ученики должны получать роли положительных личностей, имеющих влияние и популярность по сюжету игры.

Ролевая игра выполняет определенные функции:

- обучающую;                                                      - компенсаторную;

- мотивационно-побудительную;                      - ориентирующую.

- воспитательную;

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию. Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу. Найти оптимальное решение в определенных условиях. Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Таким образом, ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию. Компенсаторная функция ролевой игры проявляется в том, что именно в игре разрешается противоречие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление.

С позиции учителя ролевая игра выступает как форма организации учебного процесса, цель которой заключается в формировании и развитии речевых навыков и умений у учащихся. В игре учитель может занимать следующие позиции: руководитель (сценарист, режиссер), участник (партнер учеников по игре), наблюдатель (контролер за ходом игры в классе) и отсутствующий (уходит из класса, оставив играющих).

Ролевые отношения между участниками общения являются основным параметром, определяющим характер ситуации.

Технология ролевой игры состоит из следующих этапов:

  1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.
  2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения.
  3. Этап проведения – процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.
  4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд получилось, а над чем еще надо поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока.

Ролевые игры используются как тестовые задания для проверки:

- определенных функций общения;

- определенных структур (например, сообщение о краже, когда проверяется использование пассивных конструкций);

- определенных лексических единиц по какой-либо теме (например, заказ билетов).

Наиболее широко используемыми вариантами ролевых игр являются интервью и  импровизация. Один участник игры исполняет воображаемую роль, предварительно придумав историю. Второй ученик готовит интересные вопросы, которые затем задает в интервью. Что касается импровизации, то данный прем эффективен при обучении иноязычному общению, так как импровизация предполагает активную работу воображения школьников. Можно использовать телепередачу как опору для организации ролевой игры. Необходимо решить, что будет использоваться: содержание передачи, ее форма или только персонажи. Затем распределяются роли и осуществляется специальная языковая подготовка. Следующий шаг – игра, которая при максимально точном следовании передаче занимает урок. Обсуждение ошибок и работа над ними, обмен мнениями, впечатлениями и анализ игры занимают часть следующего урока. Другие методисты предлагают использовать ролевые игры по работе с газетой. Подготовка требует адаптирование газетного материала учащимися, комментирование и продуцирование текста на данную тему, умение вести диалоги и полилоги. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки при работе над ролью. При завершении ролевой игры следует мотивированная  оценка учителем участия каждого ученика. Кроме языковой правильности, учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность школьников на всех этапах игры.

Итак, ролевая игра – ситуативно-управляемое речевое упражнение, направленное на совершенствование речевых навыков и на развитие умения говорения. Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. В ролевой игре партнеры вступают во взаимодействие и высказывают собственную точку зрения. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему.ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. И, также ролевая игра имеет образовательное значение.

Положительным в проведении ролевой игры является следующее:

  • создается благоприятный психологический климат на уроке;
  • учащиеся испытывают удовольствие при проведении игры;
  • урок проходит на высоком эмоциональном уровне;
  • в процессе игры учащиеся имитируют определенную деятельность, что формирует умения и навыки, а также учащиеся учатся применять свои знания;
  • послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.

Отрицательными моментами являются:

      - высокая трудоемкость подготовки к уроку (для учителя);

     - большая напряженность для учителя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом поиске. Учитель должен быть «хорошим сценаристом, режиссером и актером» (Е.И.Пассов).

    - трудности с заменой участников игры, если кто-то отсутствует в момент проведения игры;

    - необходимо учитывать те «подводные рифы», которые таит в себе проведение ролевой игры: некоторая неопределенность и непредсказуемость хода результатов;

    - возможное скрытое сопротивление отдельных участников.

4.Практическая часть.

На уроках я использую различные виды игр, но больше всего «языковые», т.е. лексические, грамматические, орфографические. Лексические игры я использую на этапе закрепления новой лексики или в качестве разминки в начале урока. Например, один из вариантов игры следующий: запомните как можно больше новых слов из списка и назовите по-английски все слова: ancient, noisy, old, famous, safe,crowded и т.д. Назвавший наибольшее количество слов является победителем. Или по цепочке каждый учащийся называет одно слово из списка, а следующий другое и т.д. Учащийся, не назвавший слово, а также повторивший слово, которое уже называли, выбывает из игры. А также учащийся по цепочке называет слово из списка (в этом случае они могут видеть слова), а другой дает его значение на русском языке, например: noisy-шумный, safe- безопасный. Если он не знает значение слова, он выбывает из игры. Оставшиеся учащиеся являются победителями и учитель им дает словесную оценку –“Well done”, “Very good”,Excellent”. Много различных заданий на поиск соответствия, синонимы, антонимы, словообразование дается на старших курсах, когда учащиеся работают с профессиональной лексикой юридического профиля. Победителями в таких игровых заданиях становятся те, кто быстрее и правильнее всех их выполнили.

Грамматические игры тоже очень оживляют урок и создают мотивацию к обучению. Учащиеся становятся активнее, ведь им все равно приходится что-то сказать, таковы правила игры. Приведу пример игры для закрепления сослагательного наклонения на старших курсах. Учащиеся делятся на группы. Каждой группе дается набор карточек, где написаны части предложений, например «If I lived on an island,…” или “If I won 1 mln pounds”, а также “This country would be a better place…” или “My mother would’t be worried…. Работая в группе, они должны соединить все части предложений, чтобы они были логически и грамматически верны.  Или первый ученик начинает предложение «If I won 1 mln pounds, I would buy a house”. Следующий ученик дает свой вариант завершения предложения «If I bought a house, I would marry”, и т.д. Иногда предложения бывают смешными, но все они должны быть грамотными. Интересно бывает сопоставить первое и последнее предложение, например, “If I won 1 mln pounds, I would be happy”. Скорее всего, они имеют смысл.

В роли орфографических игр обычно выступают кроссворды.

Также я провожу игровые уроки по страноведению. На обобщающем уроке по теме “Great Britain.The USA” учащиеся делятся на две команды и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Т.е. план урока  следующий:

  1. Приветствие команд.
  2. Подготовленные вопросы   друг другу о странах.  
  3. Проведение преподавателем “London quiz”. Команды делятся на группы.
  4. Конкурс капитанов команд. “The USA quiz”.
  5. Подведение итогов.

Примерный диалог ролевой игры  (Технологический колледж № 34)

Деловое общение менеджера.   “At the international fair

  • Good morning!
  • Good morning! Before you go to the expo, you need to get registered.
  • OK. Here is my card.
  • Thank you. Here is your badge  and a catalogue.
  • Thanks.
  • You  are welcome

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что игровой метод может быть использован на любом этапе урока, как небольшое звено в общей цепи, объединенной целями урока. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря общей игровой атмосфере, располагают школьников к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций, так как урок иностранного языка – это не только игра. Опыт убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения – способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения –могут быть проявлены во время проведения игр.

Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы/ практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться с друг другом. Поэтому использование ролевой игры на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения.

Формулируя выводы о роли  и месте игры в системе обучения, хочется подчеркнуть, что игра в определенном смысле универсальна: она взаимодействует практически со всеми методами и формами обучения. Это означает, что она «проникает» в них и, напротив, включает в себя в синтезированном виде следующее: дискуссию, «мозговой штурм», анализ конкретной ситуации, работу в парах и малых группах и т.д., поскольку игра является не только своеобразным методом, но и формой организации обучения. Здесь же можно говорить и об элементах проблемного обучения.

Тем не менее,  игра не растворяется ни в одном из методов, а сохраняет свою самостоятельность и специфику, представляя собой их своеобразный синтез.

Список  использованной литературы

  1. А.В.Конышева «Современные методы обучения английскому языку», Минск, «ТетраСистемс», 2011 г.
  2. В.В.Копылова «Настольная книга учителя иностранного языка», Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя, Москва, «Астрель», 2004 г.
  3. Е.А.Маслыко и др. «Настольная книга преподавателя иностранного языка», Минск, Вышейшая школа», 2001 г.
  4. А.К.Колеченко «Энциклопедия педагогических технологий», Санкт-Петербург, «КАРО», 2005 г.
  5. Я.М.Колкер «Практическая методика обучения иностранному языку», Москва, «Академия», 2004 г.
  6. Н.Д.Гальскова «Современная методика обучения иностранным языкам», пособие для учителя, Москва, «АРКТИ», 2003 г.
  7. «Обучение иностранным языкам в школе и в вузе», методическое пособие для преподавателей, Санкт-Петербург, «КАРО», 2001 г.
  8. Г.Н.Федорова «Игры на уроках английского языка», Москва-Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2005 г.
  9. М.Ф.Стронин «Обучающие игры на уроках английского языка», Москва, 1994.
  10. Д.Б.Эльконин «Психология игры», Москва, «Педагогика», 1978.
  11. О.А.Колесникова «Ролевые игры в обучении иностранным языкам», Москва, «Иностранные языки в школе», 1989, №4.
  12. К.Ливингстоун «Ролевые игры в обучении иностранным языкам», Москва, «Высшая школа», 1988 г.
  13. Maley A.,Duff A. Technique in Language Learning. Cambridge University Press, 1978.

Приложение 1

(Примеры  игр)

Игра 1.What’s wrong?

Вид  деятельности: письмо. Парная работа.

Цель: практиковать в речи употребление времен группы Past Continuous.

Задание: описать картинку в письменном виде.

Подготовка: сделать копии картинок для каждой пары участников.

Проведение игры:

  1. Написать на доске образец:

He __________ a newspaper when the accident __________.

(was buying, happened).

  1. Разделите класс на пары, раздайте копии картинок и предложите участникам игры сочинить предложения по картинке по предъявленному образцу.
  2. Добавьте к образцу следующую фразу:

When the accident __________, he __________ the ambulance.

  1. Расспросите участников игры, что могло случиться с персонажами далее.

Игры на поиск пары и координацию действий.

Игра 2.  Meet your partner.

Преподаватель предлагает участникам игры совершить путешествие в определенное время, соблюдая заданные условия. Например:

You can go   1) to Italy; France; England      3) for a week; for a fortnight; for a month

                      2) by air; by car; by train          4) in spring; in summer, in autumn

Задача общающихся – найти себе спутника. С этой целью сначала каждый выбирает подходящие ему условия, а затем подходит поочередно к участникам игры, расспрашивая об их интересах и планах, и пытается убедить поехать вместе с ним (нею). Игра может продолжаться до тех пор, пока большинство обучающихся не найдут себе пару.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается метод проектной методики как одной из современных технологий обучения музыке в общеобразовательном учреждении....

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики.

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД  на уроках математики....

Современные технологии обучения иностранным языкам на примере проектной методики.

В работе дано теоретическое обоснование проектной методики. Данная работа предназначена для учителей и преподавателей, применяющих в своей практике проектную работу с учащимися....

Применение активных методов, современных технологий обучения и контроля знаний учащихся

Речь идет о применении современных технологий обучения,о проблемном обучении, о педагогическом мастерстве. Приводятся примеры приемов осмысливания содержания школьников.        ...

Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях.

Статья  по  теме:"«Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях»...

Реферат "Современные технологии обучения и изменение функций учителя в условиях современной школы"

Реферат по  теме  "Современные технологии обучения и изменение функций учителя в  условиях современной  школы".   Писала, когда  училась  на...