МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
статья по музыке на тему

konsonans

В статье рассматривается метод проектной методики как одной из современных технологий обучения музыке в общеобразовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayty.docx20.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Одной из основных задач современного образования в настоящее время является помочь учащимся освоить такие действия, которые окажут помощь им в будущей жизни, помогут сделать выбор, осознанно оценивая свои способности, возможности, склонности и интересы. Перед учителем стоит непростая задача – не только наполнить знаниями, но и выявить интересы, побудить к самостоятельной творческой деятельности каждого учащегося, помочь в развитии и росте каждой личности.

Здесь на помощь учителю приходит одна из современных технологий обучения – проектная методика. В обучении подрастающего поколения метод проекта помогает эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода.

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий».

Подготовить, оформить и представить проект – процесс гораздо более долгий, чем выполнение традиционных, пусть даже творческих заданий. И потому проект ценен тем, что в ходе его выполнения учащиеся учатся работать самостоятельно: приобретают знания, получают опыт учебной и познавательной деятельности.

Отличительная особенность проектной методики - форма организации работы над проектом. Организация работы над этим видом деятельности предполагает соблюдение ряда условий:

1. Та проблема, которая предлагается учащимся для рассмотрения, формулируется так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей наук и различных источников информации. В работу вовлекаются все учащиеся класса, каждый берет задания с учетом круга своих интересов и уровня подготовки.

2. Выполнение проекта предполагает поиск новой информации, ее обсуждение и документирование, выбор способов и форм реализации проекта.

Каждый проект разрабатывается в течение четвери. Итоги подводятся в основном на заключительных уроках, когда по результатам выполнения проекта можно оценить усвоение учащимися определённого учебного материала.

Реализация проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к работе над учебным проектом,  необходимо:

- изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого учащегося;

- обсудить и сформулировать тему проекта, проговорить проблему, идею проекта, обсудить ее с учащимися.

2. Организация участников проекта.

Учащиеся объединяются в группы, перед каждой группой стоит определенная задача. При распределении обязанностей в группе, учитываются предрасположенность учащихся к логичным рассуждениям и формированию выводов, к оформлению проекта. Группы при работе над проектом формируются из учащихся разного пола, успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Данный этап предполагает поиск новой, дополнительной информации, обсуждение этой информации, ее документирование, выбор способов реализации проекта. Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное здесь – поддерживать любую идею учащихся, с уважением относится к любому предложению, создавать ситуацию «успеха», направлять, а не подавлять творческую инициативу

4. Презентация проекта.

Весь собранный и оформленный материал надо представить в соответствии с формой, выбранной для реализации определенного вида проекта.

5. Подведение итогов проектной работы.

6. Рефлексия.

Этот этап предполагает самоанализ деятельности, он состоит из ряда вопросов, например:

  1. Что оказалось для вас самым интересным, запоминающимся при выполнении проекта?
  2. Что нового вы узнали, какой опыт приобрели?
  3. Что вызвало у вас затруднение? Какие способы решения проблемы вы выбрали?
  4. Ваша личная оценка проекта,

Эти и  многие другие вопросы составляются учителем к заключительному этапу работы над проектом.

Проекты, которые я использую в своей практике на уроках музыки, представлены в следующих видах:

  • игровые проекты – ролевые проекты (драматизации песен, мюзиклы).
  • информационно-исследовательские проекты – проекты, предполагающие конечным продуктом создание презентации PowerPoint, буклеты Publisher.
  • сценарные проекты - внеклассные мероприятия для класса (написание сценария, подготовка и проведение мероприятия).
  • творческие проекты – создание видеоклипов в программе MovieMaker.

Игровые проекты используются в основном в начальной школе. Это так называемое начальное, вводное знакомство с методом проектов.  

Работа над данным видом проекта начинается уже с учащимся второго класса. Им на выбор предлагаются песни, одну из которых они выбирают, разбирают ее и распределяют роли. Здесь немаловажная роль в подготовке принадлежит не только учителю музыки, но и классному руководителю а также родителям. Дети работают над ролями, не просто самостоятельно разучивают и поют песню, но и подбирают костюмы, продумывают движения.

К четвертому классу в форме проекта происходит постановка мюзикла. Над таким проектом мы работаем в течение полугода, и конечным продуктом является постановка и показ мюзикла для учащихся и родителей.

Информационно-исследовательские проекты предусмотрены для учащихся основной школы. Каждый такой исследовательский проект включает в себя:

- презентацию;

- музыкальный файл в формате mp3 (таких файлов может быть несколько);

- текст исследовательского проекта с указанием нумерации слайдов, соответствующих содержанию презентации.

Сценарные проекты происходят в тандеме младшая школа – основная школа. В начале учебного года определяется группа из учащихся 7-х классов, которые выбирают себе класс начальной школы. С классным руководителем они определяют тематическое мероприятие и готовят к нему сценарий. Сами подбирают музыку, разрабатывают декорации и эскизы костюмов, самостоятельно разучивают с младшими учащимися песни.

Творческие проекты – создание видеоклипов достаточно редко, потому как подобным интересуются учащиеся более старших классов. Но бывало неоднократно, что мы работали над данным видом проектов уже вне урочной системы.

Таким образом, из всего выше сказанного следует, что метод проектов, начатый в начальной школе, нацеливает учащихся на непрерывное творческо-поисковое развитие на всех этапах обучения.

Как показал опыт работы в школе, в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую.

Проект – это реальная возможность для саморазвития и самореализации обучающихся. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к меняющимся условиям в быстротечном современном мире.

Список литературы

1. Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В.,ЧижиковаВ.П. Педагогические вариации на тему «Искусство в школе». Учебно-методическое пособие для учителя. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2002.

2. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2013.

4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

5. Сергеева И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий и метода проектов на уроках музыки.

Использование современных технологий возможно и необходимо на уроках музыки, ведь применение мультимедийных средств, формирует условия для развития инновационного мышления школьника. Кроме ...

«Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология».

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельностьЗная запросы учащихся...

Метод проектов на уроках музыки как современная педагогическая технология

В данном материале рассматриваются цели и задачи уроков музыки в современном образовательном процессе, описаны современные подходы к использованию метода проектов и обобщен собственный опыт работы в э...

Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знан...

Проект, как одна из современных технологий обучения английскому языку

Метод  проектов входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных ...

ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Данный материал включает в себя:-типологию проектов-требования к проекту-этапы работы над проектом-роль учителя в проектной деятельности-алгоритм работы над проектом...