Игровые технологии как средство развития познавательных интересов учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Николаева Людмила Васильевна
Эта работа является описанием опыта работы по теме "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов на уроках английского языка". В данной работе описаны различные виды игр, такие как лингвистические, фонетические, грамматические, игры для обучения чтению, аудированию и говорению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_po_teme.docx49.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОСЬВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов учащихся на уроках английского языка

учитель

английского языка

Николаева

Людмила Васильевна

2013год

СОДЕРЖАНИЕ                                                      СТР.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ……………………………………………………...4

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА……..5

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ…………………………………………………….11

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ………………………………………………………12

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ………………………………………………...21

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ………………………………………....22

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ……………………………….22

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ………………………………...…24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………27

"В игре раскрываются творческие способности личности, в игре раскрывается перед детьми мир. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития". (В.А.Сухомлинский)

ВВЕДЕНИЕ

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет при этом говорить на английском языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Бесспорно, игра посильна даже слабым ученикам.

Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность оказываются здесь порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности задания – всё это даёт возможность обучающимся свободно высказываться на чужом языке.

Игры – это активный способ достичь многих образовательных целей. Например:

-закрепить только что пройденный материал;

-игра - весьма удачное решение повторить пройденное;

-игра – превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходится заниматься менее приятными вещами;

-игра – это приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия;

-игра – это идеальная возможность расслабиться;

-игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элементы соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования добавляет оживление и повышает активность, именно он создаёт большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих;

-быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие;

-игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко укоренится в памяти;

-игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, весёлым, а это усиливает мотивацию к учению;

-ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось, следовательно, игры заставляют их бороться.

Игры можно использовать в начале или в конце урока для того, чтобы разделить урок на две части, снять напряжение, что решается по усмотрению учителя. Важно, чтобы работа приносила положительные эмоции и пользу, а, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес и мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

Разумное применение игр на уроках и сочетание их с другими методическими приемами способствуют качественному усвоению материала и делают радостным сам процесс познания, который становится для ученика потребностью.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Игра - вид активной деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Актуальность игры в настоящее время повышается  из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации, ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком является использование игр обучающего характера.

Игра, как известно, - основной вид деятельности ребёнка. Она является своеобразным общим языком для всех ребят.

Одновременно игра – это инструментарий преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Это мощный стимул к овладению языком.

По мнению психолога (А.А.Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Всё это вместе взятое составляет мотивацию учения.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приёмы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала, в разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных  и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранным языкам как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учётом личностно-межличностных связей: преподаватель – группа, преподаватель – ученик, ученик – группа, ученик – ученик. Положительное влияние возбуждения интереса у каждого учащегося  к игре оказывает групповая деятельность.

Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория  - это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых  и языковых (речевых) игр.

Использование ролевых игр на уроках помогает ученикам проявить себя. Играя, ученики не копируют жизнь, а подражают тому, что видят, используя свой опыт. Когда ребёнок играет, у него быстрее работает мысль. Игровые ситуации приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развить навык общения, способствуют эффективной отработке учебного материала.

Современный подход к обучению иностранному языку является личностно-ориентированным, это даёт возможность выстраивать учебный процесс познавания и общения, учитывая потребности, интересы, темп развития личности ребёнка, а также осуществлять педагогическую поддержку в становлении личности ученика. Коммуникативная направленность обучения иностранным языкам предполагает формирование ученика как активного участника общения.

При изучении иностранного языка имеет значение развитие таких специфических коммуникативных умений, как умение начать разговор, поддержать его, умело завершить беседу, умение ориентироваться в тексте, осуществлять поиск информации. Это способствует не только развитию практических речевых умений: аудирования, говорения, чтения и письма, но и помогает раскрыться различным сторонам личности ученика, освободить его от психологических барьеров, таких как скованность, неуверенность в себе.

Учебные игры, такие как интервью, опрос, разыгрывание ситуаций, например: «В кафе», «Заказ билетов», «Покупка вещей в магазине», создают более высокую возможность переноса знаний и опыта из учебной ситуации в реальную. Таким образом, игра является социальной практикой ученика, это среда его общения, это условия моделирования реальных ситуаций в жизни. Игра богата эмоциями, она требует от играющего активных действий. Кто из учителей не знает склонности детей к играм, ярким и красочным наглядным пособиям и презентациям, ко всему занимательному и пробуждающему интерес?

Существует большое количество приёмов и методов, благодаря которым изучение английского языка становится интересным и увлекательным.

Чем большим арсеналом средств, возбуждающих интерес, будет обладать учитель, тем лучше для учебного процесса.

 В подростковом возрасте это объясняется высоким уважением детей к волевым чертам характера и стремлением проявить себя в интересной и вместе с тем требующей усилий  и борьбы деятельности. Напряжение мысли, процесс преодоления трудностей и достижение игровой цели доставляет ученикам большое удовлетворение. Предвкушая радость игры, ребята с удовольствием ожидают урока иностранного языка.

В словесных дидактических играх на уроках основным препятствием, которое должны преодолевать обучающиеся, являются языковые и речевые трудности. Поскольку преодоление трудностей во время игры доставляет удовольствие, то, естественно, преодоление языковых и речевых трудностей на уроках иностранного языка из скучной работы превращается во время игры в интересную деятельность. Сначала ученик заинтересовывается игрой, а затем и языком, без владения которым невозможно участвовать в ней.

Почувствовав интерес к изучению этого предмета, обучающийся как бы по инерции продолжает с увлечением заниматься им на последующих уроках и без игры. Однако, как показывает опыт, если не поддерживать время от  времени это влечение, то интерес к языку постепенно снова начинает гаснуть.

Если же проявляется чрезмерный интерес к самому ходу игры, последняя грозит превратиться в самоцель, в игру-развлечение. Учителю нельзя постоянно применять на своих уроках только игровые технологии. Необходимо чередовать их с самыми разнообразными формами работы и приёмами.

Как справедливо отмечал К.Д.Ушинский, нельзя все обучение строить на интересе, так как многое учащимся придется осваивать усилием воли. Необходимо правильно сочетать и то и другое.

Языковые игры способствуют активизации учащихся на занятиях, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы  и типовые фразы, разнообразность формы урока и поддерживать внимание учащихся на уроке.

Игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна. Как показывает наш опыт применения игр, необходимо постепенно вводить все новые и новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их содержание и материал.

На одном уроке, например, провожу игру на ряд – победитель, на другом – «в фанты», затем – на загадывание и т.д. Если в одном случае проигрывал наименьшее число «очков» и, следовательно, выигрывал ряд, правильно и быстро написавший слова, то в другом – ряд, лучше всех описавший картину, в третьем – лучше других составивший диалог, и т.д.

Опыт показывает, что игра, хотя и на короткий промежуток времени способствует созданию «языковой среды» на уроке и вне его. Во время игры учащиеся могут психологически перестраиваться и начинать думать только об игре, а не о языке. Игра дает возможность увидеть практическое использование знаний, умений  и навыков. Она помогает учителю создать на уроке «языковую среду», то есть условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на иностранном языке в естественной обстановке.

Энергичный темп игры приучает обучающихся быстро мыслить, упражняет готовность их языковой памяти, способствует развитию темпа речи.

Играя на уроках английского языка, ученики практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется в определенных и постоянно расширяющихся пределах.  Однако все это реализуется лишь при правильном подборе и организации игр учителем.

Все игры должны проводиться методически грамотно. Для этого необходимо:

  1. Одну  ту же игру повторить несколько раз (путем подстановки новых лексических единиц).
  2. Новую игру начинать учителю (роль ведущего), а затем эту роль передать хорошо подготовленному ученику.
  3. Придать игре характер соревнования, для того чтобы получить от игры наибольший эффект.
  4. Снабдить играющих различными красочными аксессуарами, предметами, пособиями.
  5. Использовать особый словарный запас, который поможет учителю проводить игру на английском языке.
  6. Исключительно большое значение в играх обучающего характера имеет исправление ошибок. Желательно, чтобы и оно проводилось в игровой форме «разыгрывания фантов», «записывания очков» и т.п.

Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребёнка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений. Использование игры как одного из приёмов обучению английскому языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе, доступнее детям.

Вот к чему я стремлюсь, играя с моими учениками.

  1. Простота объяснения. Правила игры должны быть просты. Я думаю, лучше всего объяснить правила игры на родном языке учеников, а оставшееся время потратить на саму игру. (На объяснение правил игры я трачу всего пару минут. Это лучше, чем потратить массу времени на объяснение правил игры на изучаемом языке).
  2. Отсутствие дорогих и сложных материалов для игры.
  3. Универсальность. Я люблю игры, которые можно легко подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.

Лингвистические навыки

В различных играх развиваются разные лингвистические навыки: Listening – аудирование, Reading –чтение, Speaking -  говорение,Writing – письмо. Однако я часто модифицирую игры, подстраивая ее под свои нужды.

Языковые игры можно разделить на:

  • Фонетические;
  • Лексические;
  • Игры с фразами;
  • Грамматические;
  • Игры для обучения чтению;
  • Игры для обучения аудированию;
  • Игры для обучения говорению;
  • Смешанные игры;
  • Коммуникативные.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Среди фонетических игр можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность. При выработке произношения полезны следующие игры: 

  • «Самый внимательный». Учащиеся хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [t] ([b], etc)
  • «Fill in the missing letter».

На доске написаны слова, в каждом из которых пропущена одна буква: например, a-d, p-n, etc.

Т. произносит, например звук [e] и просит ученика мысленно вставить соответствующую букву слова и назвать её.

  • «Sending a Telegram»

Класс выбирает водящего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать “телеграмму” – сказать по буквам слова, делая паузы после каждого слова. В паузы вызванный ученик (по очереди из каждой команды) произносит по одному слову из “телеграммы”. Если ученик ошибся, его команда теряет очко.

  • Скороговорка (игра-имитация)

Учащиеся пытаются произнести за учителем скороговорку, фразу, стишок на определенный звук. Например:

A black cat sat on a mat and ate a fat rat.

Или

Why do you cry, Wily?

Why do you cry?

Why Willy? Why Willy?

Why Willy? Why?

  • Назови слово (игра с предметом).

Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук, участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится. Например: fat, map, cap, rabbit, sad, dad или mother, father, daughter, teacher.

  • Правда – ложь (игра на внимательность).

а) Учитель называет звуки, показывая на буквы или буквосочетания, а ученики должны обнаружить ошибку, если она имеется.

б) Учитель показывает карточки звуков и называет их, а ученики должны поднять руку, если обнаружат ошибку, и исправить ее, назвав правильно.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Цели:
1) познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями;
2) тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

3) активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

4) развивать речевую реакцию учащихся.

Лексические игры по УМК «Happy English.ru» К.И.Кауфман (5-6 кл). Знакомство с достопримечательностями Лондона.

«Try to Remember».

Вариант 1 (игра фронтальная)

Учитель вывешивает на доске картинки с изображениями интересных мест Лондона. В течение одной минуты учащимся предлагается запомнить названия, затем ученики по памяти называют их. Побеждает тот, кто запомнил больше.

Вариант 2 (групповая игра)

Две команды учеников становятся лицом друг к другу. У каждого ученика картинка с изображением памятного места Лондона, которую он прячет за спиной. По сигналу ведущего одна из команд одновременно показывает второй команде свои картинки и быстро прячет. Члены второй команды должны запомнить и сказать, что было изображено на рисунках и в каком порядке.

Вариант 3 (карусель)

Дети, взявшись за руки, образуют 2 круга: внешний и внутренний. Учитель говорит: «Go!». Дети начинают двигаться, каждый по своему кругу, причём один круг движется по часовой стрелке, другой — против. Через 10 секунд учитель говорит: «Stop!». Дети останавливаются, и ученик из внешнего круга, обращаясь к стоящему напротив ученику, говорит: «How can I get to Trafalgar Square (Big Ben and ...)?». Ученик из внутреннего круга отвечает: «You can get there by bus (boat, taxi and ...)». Дети снова начинают двигаться по кругу до тех пор, пока не услышат «Stop!». Учитель останавливает движение таким образом, чтобы все пары имели возможность обменяться вопросом и ответом.

В 6 классах, изучая тему «Животные в нашей жизни», учащимся можно предложить игру «А birthday party». Учитель выбирает водящего и говорит: «Vitalina has a birthday today. Children let us have a birthday party. Get your presents ready». Учащиеся по очереди дарят какое-то животное со словами: «Good afternoon! I wish you many happy returns of the day. Here is my present for you. Take a whale (monkey and ...)!». После того как все ребята поздравили Виталину, она говорит: «I like all my presents. I like the whale (monkey and...)! Thank you very much!».

Эту же игру можно предложить в другом варианте. «Виталина собирается открыть зоопарк. Что бы вы предложили ей купить для зоопарка?». Учащиеся по очереди говорят: «Vitalina you should buy a ... because ...». Виталина заслушивает предложения и в конце говорит: «Of course I’ll buy ... ».

Также можно предложить игру «Are you ... ?». Ведущий изображает какое-либо животное. Он совершает различные действия, характерные для этого животного. Другие ученики стараются угадать, какое животное он изображает. Угадавший становится ведущим.

В учебниках Верещагиной И.Н и Притыкиной Т.А представлена серия интересных игр, направленных на запоминание лексики.

1. «Найди пару»
2. «Змейка»
3. «Почти антонимы»
4. «Опиши картинку»
5. «Кто есть кто»
6. Упражнения по транскрипции
7. Ребусы
8. Мини сочинение
9. «Найди ошибку»
10. Определи слова по двум буквам
11. Найди начало и конец слова
12. Чайнворд
13. Составь предложения по таблице
14. Заполни пропуски
15. Кроссворд

Цифры
Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Числительные
       Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.
Ход игры: образуется две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

Цвета

Цель: закрепление лексики по пройденным темам.
Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения.

This is my nose.

Детям нравится исправлять ошибки других.
Показывая руку, учитель говорит:”Oh, something is wrong with my foot!” Ученик исправляет "with your hand!” Но учитель продолжает:”I don’t hear, something is wrong with my nose!” (показывая на ухо, например). Дети смеются и исправляют. Далее роль ведущего исполняет ученик, который обращается по очереди к одноклассникам. Если вызванный ученик исправляет правильно – он становится ведущим.

How many pages?

Учитель приносит несколько интересных книжек. И спрашивает:
- How many pages are there in the book?
(Pupil 1): There are three hundred and fifty pages.
- No, less.
(Pupil 2): Three hundred.
- Less.
(Pupil 3): Two hundred and fifty.
- More.
(Pupil 4): Two hundred and eighty.
- That’s right.
Угадавший получает право первым посмотреть книгу.

Pantomime

Игра на закрепление лексики "Утро школьника”. Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие.
Учитель: Guess what each pupil is doing.
Pupil 1: This boy is doing his morning exercises.
Pupil 2: That girl is washing her face.
Pupil 3: This boy is putting on his red scarf.  и т.д.


Family

Выбираем ведущего и группу из 5-6 учеников. Ученик-ведущий выходит из класса, а учитель говорит каждому из группы, кто будет исполнять какую роль (мать отец, сын и т.д.). Дети начинают чем-либо заниматься. Возвращается ведущий и, глядя на группу учеников, отвечает на вопросы учителя: Who are they? What are they doing?

Clothes

Учитель дает ученику 5-7 рисунков с изображением предметов одежды. Он показывает их классу, называя на английском.
Затем ведущий загадывает один из предметов, а дети, ставя по очереди вопросы, пытаются отгадать этот предмет.

Who is the first?

Каждому из играющих учеников выдаем листок с нарисованной цепочкой квадратиков и набор картонных квадратов с буквами алфавита.
Учитель (ведущий) называет слово на русском языке или показывает рисунок с изображением какого-либо предмета. Ученики произносят слово на английском, а затем выкладывают слово из выданных букв.
Игру можно усложнить, если дать задание составить с этим словом предложение. Победитель тот, кто справится с заданием первым.

My aunt went to town

Учитель объясняет, что ученики должны дополнить фразу My aunt went to town and bought… словом, обозначающим предмет школьного обихода или одежды.

Pupil 1: My aunt went to town and bought a book.
Pupil 2: My aunt went to town and bought a book and a bag.
Pupil 3: My aunt went to town and bought a book, a bag and a ruler.
Если ученик не может назвать своё слово, он выбывает из игры.

Time

Дети разбиваются на две команды. Игра имеет несколько вариантов.
1. Берут макет часов со стрелками, которые легко двигать. Передвигая стрелки, учитель по очереди спрашивает учеников из обеих команд What time is it now? За каждый правильный ответ команда получает один балл.
2. Учитель начинает рассказ, но не заканчивает последнее предложение. Например, I have a friend. Her name is Anna. She gets up at…. И ставит стрелки на 7 часов. Ученик повторяет последнее предложение и заканчивает его словами seven o’clock in the morning. Если он ошибается, команда получает минус. Выигрывает та команда, игроки которой допустили меньше всего ошибок.
3. Учитель ставит стрелки часов на 7:15 и просит каждого сказать, что он делает в это время. Ответы могут быть такими: I open the window and do my morning exercises at 7:15. My mother lays the table at 7:15.
4. С помощью макета часов можно повторять или закреплять употребление глаголов в прошедшем или будущем времени. Учитель, передвигая стрелки, спрашивает: What did you do yesterday at half past four? What will you do on Tuesday at a quarter to 5?

Crossing the river

На доске схематично изображен ручей. Две команды переходят через него в разных местах по камушкам, условно обозначенным квадратиками (по 10 квадратов на каждую команду). Чтобы наступить на камень, в каждый квадрат надо вписать слово из пройденной темы.
Если слово написано неправильно или не соответствует теме, команда пропускает ход. Выигрывает та команда, которая быстрее переберется через ручей.

 Цветные автомобили

Цель игры: закрепление лексики – названия цветов.

Для игры нужны колечки разного цвета, жезл регулировщика движения.
Выбирается регулировщик и водители автомобилей. У каждого из них по одному цветному колечку-рулю.

Регулировщик: “Yellow cars!” При этом он показывает жезлом, что путь открыт.
Регулировщик: “Red cars!” Если кто-то из детей ошибся, то платит штраф.

Учитель – ученик

Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и учеников». Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами. Я стараюсь ,чтобы в паре работали слабо подготовленный с хорошо подготовленным.

Цветик – семицветик

Оборудование: ромашки со съемными разноцветными лепестками.
Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

P1 : This is a blue leaf.
P2 : This is a red leaf., etc.

Последняя буква

Цель: активизация лексики по изученным темам.

Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.

Цвета

Цель: закрепление лексики по пройденным темам.
Ход игры: ставится задача предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета.

Самый интересный рассказ

Цель: образуются две команды. Каждой даётся задание составить рассказ на определённую тему («В зоопарке», «Поездка за город», «Спортивные игры» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок

Что это?

В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике.

Знаете ли вы животных?

Представители от каждой команды по очереди произносят названия животных: a fox, a dog, a monkey и т. д. Побеждает тот, кто последним назовет животное.

Собери картинку

Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур I see … This is … He has got… .…She has got …. It is blue (grey, etc.)


Собери букет

Оборудование: живые или искусственные цветы или осенние листья.
Учитель: У каждого из вас есть любимый учитель. Давайте соберем букет для него. Только мы должны соблюдать одно условие: называть цвет каждого цветка или листочка правильно, иначе букет быстро завянет.
Ученик: This is a red flower. This is a yellow flower. Etc.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • Макс – жадина. (Max is too greedy.)

Макс приходит на урок с коробкой, в которой много разных предметов или картинок с их изображением. Учитель советует учащимся посмотреть, с разрешения Макса, что у него есть в коробке. Ученики достают предметы и называют их.

-It’s an apple.

Макс тут же говорит:

-It’s my apple.

-It’s balloon.

-It’s my balloon.

-It’s a pen.

-It’s my pen…

Учитель спрашивает: «Так почему же Макс жадина? Как он говорил?» Участники игры повторяют то, что говорил Макс. Учитель продолжает: «Как и все жадины Макс любит присваивать чужие вещи. Чтобы он не отобрал то, что у вас на столе, вы должны сказать, что это ваши предметы.» Макс пробует забрать вещи со стола, но дети говорят:

-It’s my book.

-It’s my pencil…

  • Множественное число (части тела) Plurals

Учитель бросает мяч ребёнку, называя существительное (часть тела или что-то другое)  в единственном числе.  Ребёнок называет это существительное во множественном числе и бросает мяч учителю.

  • Where is it?

Играют две команды. Несколько предметов разложены на необычных местах. Все предметы должны быть хорошо видны. Несколько минут дается на обдумывание. Затем представители каждой команды по очереди говорят, какой предмет они видят и где он находится. Например:

There is a book on the top of the door.

There is a bag behind the window.

There is a flower in the vase.

There is a trainer on the desk.

За каждое правильное предложение команда получает одно очко. При помощи этой игры можно отработать сразу же две темы: предлоги и конструкция There is/There are.

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

  • На приёме у глазного врача

В случае, если «пациент» неправильно назовет букву (буквосочетание), «доктор» называет ее сам.

  • Конкурс теледикторов.

Необходим экран телевизора (рамка) и микрофон. Учащиеся по очереди читают текст, например, о погоде. Кто это сделает выразительнее?

  • Super secretary (суперсекретарь)

Класс делится на команды. По одному игроку выходят от каждой команды к доске и записывают предложение, которое им диктует учитель. Игра заканчивается, когда все игроки во всех командах вышли по одному разу к доске. Правильное предложение оценивается в 5 баллов. За каждую ошибку вычитается 1 балл.

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ

Хорошо известно, что речь является одним из важнейших средств общения. Общение можно осуществлять устно и письменно. Устная же речь является средством осуществления двух видов деятельности – говорения и аудирования, так как использование устной речи для общения подразумевает и ее порождение, и ее понимание. Механизмы говорения и аудирования между собой тесно связаны, иногда вообще совпадают. Поэтому обучать аудированию невозможно без говорения, а говорению без аудирования. Обучение аудированию должно предусматривать:

-формирование механизмов речевого слуха, памяти, вероятностного прогнозирования;

-прослушивание учащимися аутентичной иностранной речи в определённом темпе;

-использование ситуационно обусловленных устных речевых произведений (от слова до предложения и до сверхфразовых единиц);

-изучение разговорных клише и обиходных словосочетаний;

-широкое использование визуальных и других опор при аудировании.

Обучение аудированию в играх приносит наибольший эффект, так как игра активизирует мыслительную деятельность, позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и легкостью.

Самыми простыми играми на начальном этапе обучения аудированию являются игры типа «Повтори» или «Эхо». Например:

-I’ve caught a cold.

-May I give you some fruit pie?

-When were you born?

-Please pass me the bread, Ann.

-What a nice day!

Побеждает тот, кто не сделает ни одной ошибки. Иногда я еще предлагаю учащимся дополнительное задание к этой же игре: определить, какая из этих фраз повествовательная, какая вопросительная, а какая восклицательная.

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ

Очень часто на своих уроках использую игру, которая называется: Who will make up more sentences with the given words. Правила игры: учитель называет какое-нибудь слово по теме и бросает мяч кому-либо из учащихся. Ученик, поймавший мяч, должен придумать предложение с этим словом и бросить мяч учителю. Когда все учащиеся придумали по одному предложению с данным словом, учитель называет другое слово и игра продолжается. Ученик, который не смог придумать предложение или допустил в нем ошибку, выбывает из игры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, практически все учебное время в игре на уроках английского языка отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно и нужно использовать как средство общения.

В ходе педагогической практики я пришла к выводу, что игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность. Я убедилась, что игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Кроме того игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Немало важным является и то, что игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Таким образом, игры положительно влияют не только на формирование универсальных учебных действий обучающихся, их познавательных интересов в рамках ФГОС, но и способствуют осознанному освоению иностранного языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Журнал «Вопросы психологии» 1966г. № 6
  2. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (из опыта работы). Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981
  3. Басик Т.А. Добро пожаловать в мир английского языка. – Минск, 2002
  4. Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. – Донецк, 2001
  5. Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работы. // Английский язык, №4, 2008 – с.36
  6. Магомедова Л.П. // Английский язык, №22, 2008 – с.5-7
  7. Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие. М. 2005
  8. Петрова Л.В. Игровые технологии на уроках английского языка// Английский язык, №11, 2008 – с.5-6
  9. Шоева Е.Ю. Занимательный английский для младших школьников //
  10. Английский язык, №11, 2008 – с.19-20
  11. http://festival.1september.ru/articles/570623/
  12. http://metodisty.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)

Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...

Ролевая игра как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках английского языка

Одной из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному является чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков.Для того чтобы ученик мог уверенно чувст...

Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)

Статья "Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)" была по...

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Информационно-коммуникационные технологии  как  средство развития  познавательного  интереса  учащихся на уроках  русского  языка  и литературы ...

:: «Проектная технология как средство развития познавательных интересов учащихся на уроках обществознания ,истории и краеведения

Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования&raq...

Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках английского языка

Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех перспективн...