«Создание педагогических условий реализации социокультурной компетенции при обучении иностранному языку и ее роль в приобщении детей к новому социальному опыту и воспитанию толерантного отношения к иной культуре»
материал по английскому языку по теме

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

    Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_pedagogicheskikh_usloviy.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

 «Создание педагогических условий

реализации социокультурной компетенции

при обучении иностранному языку и ее роль

в приобщении детей к новому социальному

опыту и воспитанию толерантного отношения

к иной культуре»

Зайцева Н.С.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

    Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

    Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

    В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

      Использование ИКТ является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как это способствует модернизации общего образования, повышает культуру учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся. Учащиеся в игровой форме через компьютерные технологии отрабатывают грамматические, разговорные навыки, навыки письма и чтения. С помощью мультимедийных элементов урок визуализируется, делается увлекательным и насыщенным, тем самым, вызывая положительные эмоции  учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

     Новизна  ИКТ– в совершенствовании оптимизации учебного процесса, в обогащении арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для школьников. Как показывает анализ образовательной практики, интерес к учебной деятельности заметно снижается к шестому-седьмому классу, поэтому у учащихся данного возраста совершенно необходимо сформировать учебно-познавательные мотивы: интерес к новым знаниям и к способам их добывания. Уроки с использованием ИКТ в полной мере способствуют формированию познавательного интереса учащихся

.      Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от уведенного на экране монитора, или на большом экране, позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. При этом, в отличие от видеофильмов, внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так, как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся.
     Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника является практически неограниченные возможности учителя строить урок так, как он считает нужным, проявляя свое творчество.

Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность распространения предлагаемой педагогической здоровосберегающей технологии.

Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Компьютер позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке. Компьютер обладает большими возможностями для построения цветных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах.

Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся мы используем следующие технологии обучения:1. Технология интерактивного обучения.
Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению. 2. Информационно-коммуникационная технология обучения. На наш взгляд, активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.

Современный процесс образования сложно представить без использования информационно-коммуникативных технологий, которые в полной мере способствуют развитию и совершенствованию всех УУД. Использование ИКТ на уроках повышает мотивацию учащихся, обучение становится личностно-ориентированным  и деятельностным, развиваются межпредметные и метапредметные связи, информационная культура учащихся.

Формирование и развитие информационной культуры средствами иностранного языка предполагает широкое использование информационно-коммуникативных технологий и развитие у учащихся следующих умений:

 участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

 извлекать необходимую информацию из иноязычных источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма);

 создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;

 общаться в виртуальном пространстве, умение работать с Интернет-ресурсами;

 осуществлять поиск, систематизацию и обобщение полученной информации.

информационно-коммуникационная и интерактивная технологии обучения  позволяют учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи учащихся, разнообразить формы работы.

 Развитию и совершенствованию всех видов УУД способствует и работа над творческими проектами. Этот вид деятельности требует от учащихся воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности. При создании и защите проектов они применяют на практике знания, полученные ранее, вовлекаются в поисково-исследовательскую деятельность (при отборе нужной информации), учатся ставить перед собой цель, планировать свою деятельность и решать поставленную задачу.

Опираясь на зрительное восприятие детей, подобные задания я представляю детям в Power  Point для более детального, совместного изучения лексико-грамматического материала, который является основой для развития коммуникативных УУД на уроках английского языка.

       На примере технологической карты урока «Экскурсия по Лондону» хочу показать, как можно реализовать поставленные цели развития коммуникативных навыков учащихся. В процессе занятия создаётся реальная ситуация англоязычного общения, в которой участники имеют возможность использовать приобретённые в процессе урока языковые знания и коммуникативные умения.

Грамматика тоже лучше усваивается с помощью красочной презентации. Учащимся гораздо легче говорить, когда у них есть опора перед глазами. Например, глагол «WILL» или структуру «GOING TO» можно отработать с помощью такой презентации "Куда я пойду в выходные?". На слайдах презентации указаны возможные места проведения уикэнда: кино, зоопарк, кафе, пляж, парк развлечений, магазины. Ученики смотрят на красочные картинки и составляют предложения: I will go to the beach. There I will swim in the sea. I will sunbathe and build sandcastles. I will go to the zoo. I will see different animals. I will feed them. I will take a lot of pictures. В среднем и старшем звене компьютерная презентация поможет красочно представить фразеологические обороты и идиомы, совершенствовать умения устной и письменной речи.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран.

В завершении хотелось бы сказать, современный процесс образования сложно представить без использования информационно-коммуникативных технологий, которые в полной мере способствуют развитию и совершенствованию всех УУД. Использование ИКТ на уроках повышает мотивацию учащихся, обучение становится личностно-ориентированным  и деятельностным, развиваются межпредметные и метапредметные связи, информационная культура учащихся.

Список литературы:

  Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216.

  Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2.

  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /Под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурная компетенция в преподавании иностранного языка

В данной работе делается попытка дать определение социокультурной компетенции, выделить её составляющие и показать особенности её формирования в процессе преподавания иностранного языка. Статья ...

Создание педагогических условий реализации социокультурной компетенции при обучении иностранным языками е роль в приобщении детей к новому социальному опыту и воспитанию толерантного оношения к иной культуре.

Социокультурная компетенция- готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народов стран изучаемого языка, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и си...

Формирование социокультурной компетенции в обучении иностранному языку

Статья о необходимости формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка...

Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка.Внутренний анализ эффективности деятельности кафедр".

Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка»...

Формирование социокультурной компетенции в обучении иностранному языку

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время актуальна. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как я...

Развитие социокультурной компетенции при обучении иностранному языку

Благоприятное взаимодействие культур может снимать напряжённость, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Понимание особенностей культуры разных народов важно для развития умения общаться в...