Обобщение опыта "Применение интеллект-карт на уроках английского языка."
методическая разработка по английскому языку (7 класс) на тему

Худжаназарова Тамара Геннадьевна

Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании выше сказанных умений мне помогает метод интеллект-карт (ИК).

Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта "Применение интеллект-карт на уроках английского языка."

Худжаназарова Тамара Геннадьевна  - учитель английского языка

МБОУ СОШ № 81 г.о. Самара                                                                                                                         

Применение метода интеллект-карт на уроках английского языка.

 

Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании выше сказанных умений мне помогает метод интеллект-карт (ИК).

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского.

Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.

Традиционные способы переработки информации трудоѐмки и неэффективны. Бьюзен утверждает: «Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:

- записывается много ненужной информации;

- теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;

- теряется время на повторное прочтение ненужной информации;

- теряется время на поиск ключевых слов.

       Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной формой представления информации:

- легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;

- внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;

- чѐтко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;

- быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счѐт еѐ разноцветного и многомерного представления;

- структурный характер карты позволяет без труда дополнять еѐ новой информацией (без вычѐркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);

Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.

Метод интеллект-карт позволяет:

- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);

- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся; ускорять процесс обучения.

Мыслительные карты можно составлять традиционным способом (цветные карандаши), с помощью презентации или специальной программы ConceptDraw.

Из практики.

Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.

Обучаю составлению ИК постепенно: сначала совместное составление, затем работа в группе, в паре и, наконец, индивидуальная работа дома.

Одна из первых интеллект-карт в моей практике по теме «Моя счастливая семья».

http://festival.1september.ru/articles/512090/img2.jpg                                                                

Что мы делали на уроке?

Основные ветки будущей ИК были выведены мною: члены семьи, увлечения. Ключевые ветки задали нам структуру ИК. Затем, учащиеся заполняли каждую ветвь через систему подобранных мною заданий. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих ответвлений. Следующую ветвь «виды деятельности» и их особенности  учащиеся определяли в парах с помощью проблемной ситуации, но уже на другом уроке. Так постепенно выстраивалась ИК.

Очень удобен метод при подготовке к ГИА, ЕГЭ. При подготовке к экзаменам мы составляем целые блоки-карты, группируя по заданиям. Например, «Фразовые глаголы», «Словообразование» и др.     

Как показал опыт, использование этого метода позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.

Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Использование этого метода способствует:

Обучению. Избавляет от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при подготовке к экзаменам. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении.

Концентрации. Внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания.

Запоминанию. На запоминание ученик затратит значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором.

Мышлению. Мышление становится более чётким и гибким. Творческие способности также активизируются.

Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках по совершенствованию монологической речи карта помогает ребятам составить рассказ, например, об одном из видов литературных произведений (рассказ).

C:\Documents and Settings\helen1\Мои документы\Мои рисунки\интелект- карты\19025459_big.jpg          

 

С помощью интеллект-карты обучающиеся не только учатся пересказу, но и выделять ключевые слова, моменты, систематизировать и группировать. При работе с текстом с помощью карты учащиеся учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста. Ребята учатся переводить информацию из текстового формата в графический и наоборот, а также сотрудничать в процессе создания карты: слушать и слышать, помогать и поддерживать, оценивать и корректировать друг друга.

Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания английского языка способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой.

 

Литература

1. О методе интеллект-карт http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32. - сайт Михаила Евгеньевича Бершадского.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод интеллект-карт на уроках английского языка

Методическая разработка: Метод интеллект-карт на уроках английского языка...

Интеллект-карта как способ систематизации информации на уроках английского языка.

Инновационные технологии как средство достижения высокого качества образования по предметам филологического цикла и эффективные модели обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения: материалы...

Метод интеллект-карт на уроках английского языка

В презентации освещена работа с интеллект-картами как прие систематизации знаний учащихся по изучаемой теме. Также показано использование данного метода на уроках английского языка в 4-м и 6-м классах...

Образовательный проект "Использование интеллект-карт на уроках английского языка"

Умственная карта позволяет открыть путь для творческих и инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности, поэтому дает детскому мозгу возможность выразить в ПРОСТОЙ и ...

Интенсивное развитие языковой компетенции учащихся посредством составления интеллект-карт на уроках английского языка.

Краткий отчёт по апробации Региональной модели реализации Федеральной концепции преподавания иностранных языков....

Интеллект карты на уроках английского языка.

Аннотация: в статье отражена актуальность применения интеллект карт на уроках английского языка, с учетом возрастных особенностей детей,вы сможете увидеть методику использования их на различных этапах...

ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Работа является методическим отчётом по апробации Региональной модели реализации Федеральной концепции преподавания иностранных языков, а именно, её части, касающейся развития коммуникативной компетен...