Игровые упражнения как средство обучения письму на уроках английского языка во 2-4 классах.
статья по английскому языку на тему

Буянова Светлана Владимировна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения как средство обучения письму на уроках английского языка во 2-4 классах.

Инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у младших школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, ИКТ, приемы технологии критического мышления.

Проблемы обучения письменной коммуникации вызывают все больший интерес среди методистов и учителей - практиков. Без сомнения, значимость умений написания эссе и личного письма наиболее очевидна на старшем этапе обучения иностранному языку, но формирование данных умений следует начинать с самого начального периода овладения иностранным языком, когда закладываются основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета.

Чтобы достичь этой цели, требуется достаточно продолжительный срок, в течение которого учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; освоение начальных лингвистических представлений, необходимых  для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора .

Обучение письму начинается с первого урока, с первой буквы английского алфавита, и в течение первого года обучения ведется активная работа по овладению каллиграфией английского языка, а также орфографией в пределах изучения лексики. Для запоминания правил передачи звучащих слов на письме дети пользуются цветовой сигнализацией (гласные обозначаются одним цветом, согласные – другим, или выделяются разными цветами буквы, соответствующие разным звукам, и т.д.) Но что же может сделать учитель, чтобы эффективнее развивать навыки и умения письма и письменной речи в начальной школе

Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку на ребенка при обучении письму в начальных классах, необходимо использовать интересные задания, различные формы работы.

Очень важно, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра – способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материл, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства. Игровая деятельность является мощнейшим мотивирующим фактором, способствующим прочности запоминания материала и формирования навыка. Учитывая это, я стараюсь использовать в своей деятельности как можно больше игр для развития письменной речи. Ниже представлены обучающие игры, нацеленные на формирование орфографических навыков:

Алфавитный суп

Буквы алфавита (пластиковые или карточки с буквами) складываются в «волшебный сосуд» (миска, красивая кастрюля). Дети по очереди подходят к «сосуду», достают любую букву, записывают ее на доске (прописную и строчную). Можно попросить других детей назвать ее вслух.

Алфавитные гонки

Класс делится на команды. Учитель называет какую-нибудь букву. Представители команд по очереди выходят к доске и пишут на ней названную букву. Выигрывает та команда, которая правильно написала все буквы. Игру можно усложнить, называя учащимся буквосочетания и слова. Такая игра способствует правильному написанию слов и служит для развития зрительной памяти.

Немой диктант

Такой диктант может проводиться двумя способами:

1. Учитель показывает картинки где, слова, обозначающие их названия, уже известны детям. Каждая картинка предъявляется 10-15 секунд. Затем учащиеся записывают слова в тетради.

2. (Этот способ целесообразнее использовать, когда дети уже хорошо знают графический образ слов и умеют их читать). Детям демонстрируются крупно написанные слова на карточках. В течение 5-10 секунд ученики стараются запомнить слова, а затем карточки убирают, а дети записывают эти слова по памяти.

Диктант по памяти

«Диктант на память» также можно проводить двумя способами:

1. На доске записываются слова (не более пяти), которые произносятся детьми хором, дается 30 секунд для запоминания, затем слова стираются с доски, а дети записывают их по памяти.

2. Каждый ребенок получает индивидуальную карточку со словами (не более 7), ему дается время (не более 1 минуты) для ознакомления со словами, затем карточки забираются, а дети пишут слова по памяти.

Оба вида диктантов хороши тем, что снимают напряжение у ребенка, превращая диктант в увлекательную игру, создавая тем самым «ситуацию успеха», ведь даже слабые ученики могут иметь неплохую зрительную память, а значит, хорошо справиться с диктантом.

Звезда

Учитель пишет на доске какое-нибудь слово, например “cat”. Любой желающий ученик пишет слово на любую из букв, составляющих это слово, причем буквы располагаются как лучи звезды. Второй вариант этой игры: по классу пускается лист с написанным словом. Каждый ребенок пишет свое слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

Бинго

Дети чертят у себя в тетради квадрат из девяти клеточек (клетки должны быть такого размера, чтобы в них умещалось слова средней длины). За одну минуту дети должны заполнить квадрат с лексикой на заданную учителем тему. Затем учитель называет слова по буквам («спеллинг»). Те дети, у которых слово записано правильно, вычеркивают его. Выигрывает тот ребенок, кто быстрее всех вычеркнет все слова и крикнет: “BINGO”

Аукцион

По команде учителя дети записывают слова по заданной теме. Выигрывает тот ученик, который написал больше слов за определенный промежуток времени.

Напиши необычно

Дети всегда любят что-то необычное. Как правило, записи в тетрадях делаются в одну линию. Можно предложить учащимся написать слова или предложения в том порядке, в каком им вздумается. Записи могут быть в форме какого-либо животного или предмета. На первых порах можно раздать им заготовки, которые они должны заполнить, например, это может быть листочек, вырезанный в форме животного или пунктирный рисунок на листе бумаги или любая другая форма. Главное – нужно использовать фантазию детей.

Капитаны

Класс делится на команды. Каждая команды выбирает своего капитана. Они подходят к учителю и выбирают листочек, на котором написано название темы (фрукты, числа, цвета, животные и т.д.). капитаны возвращаются к своей команде и сообщают ее тему. По знаку учителя капитаны идут к доске и пишут первое слово по своей теме, подсказанное командой, затем они снова возвращаются к своей команде за следующим словом и т.д. выигрывает та команда, которая напишет правильно большее количество слов по предложенной теме.

Дополни предложение

Учитель пишет на листке короткое предложение, а ученики по очереди дополняют его. Игра ведется до тех пор, пока игроки могут расширить предложение. Выигрывает тот, кто последним закончил предложение. Он же пишет и новое предложение. Например: She swims. She swims in the river и т.д.

Расческа

Класс делится на 2 – 3 команды. На доске для каждой команды пишется длинное слово. Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих первоначальное слово, по вертикали. Слова одной команды не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая первой и правильно написала слова. Слова могут быть разных частей речи, главное, чтобы они были длиннее, чем слова соперников

Слова невидимки

Выбирается ведущий. Его задача - написать слово, но слово он «пишет» рукой в воздухе. Задача остальных - записать слова в тетрадях. Выигрывает тот, кто правильно записал все слова.

Составь новые слова

Учитель пишет на доске длинное слово, например representative. Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их. Например: рresent, tea, test, nest, part, art. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово.

Дежурная буква

Обучаемым раздаются карточки, и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).

Вставь букву

Образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.

Пример: с...t, a...d, a...m, p…n, r...d, c...r, r...n, t...n, h...s, f...x (cat, and, arm, pen, red, car, run, ten, his, fox).

Картинка

Каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т.п. Представители команд выходят к доске, которая разделена на две части и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того как обучаемый написал слово, он должен его прочитать и показать свою картинку.

Кто больше?

Образуются две команды. Каждая команда должна записать как можно больше слов по темам: название спортивной игры; животные; цвета и т.п.

Взаимный диктант

Готовятся разные тексты диктантов. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Все учащиеся разбиваются на пары. Один читает, второй пишет под диктовку текст. Затем пары меняются. После окончания диктанта ученики обмениваются тетрадями и без карточек проверяют написанное.

Виды письменных заданий можно классифицировать в зависимости от уровня развернутости письменной речи:

• На уровне слова: подписи к картинкам, списки покупок, словарики и т.д. (Цель таких заданий – закрепление новой лексики, работа над формированием навыка письма и орфографии).

• На уровне предложения: дневники, фразы в комиксах, краткие описания, различные таблицы и опросники и т.д. (Цель таких заданий – закрепление новых грамматических структур и разговорных фраз через их использование в письменной коммуникации).

• На уровне текста: подписи к упаковкам семян, продуктов и т.д., реклама, поздравительные открытки, приглашения, билеты и даже мини-книжки. (Цель подобных заданий – формирование навыков планирования, написания, редактирования и понимания структуры письма).

2 класс

- прикрепи буквы и звуки к своим шарикам и запиши их;

- напиши соответствующие буквы: маленькие к большим и наоборот;

- впиши недостающую/ие букву/буквы;

- составь из букв слова и запиши их;

- распредели слова по смысловым группам и запиши их;

- реши кроссворд и запиши слова;

- составь из слов предложение и запиши его;

- составь из фраз рассказ и запиши его;

- напиши предложения по образцу, подставляя пропущенные слова;

- составь из предложений связный рассказ и запиши его;

- составь кроссворд по теме и запиши его;

- напиши соответствующий ответ к каждому вопросу;

- напиши фразы для рисунков;

- прочитай ответ и напиши вопрос к нему;

- раскрась и опиши картинку;

- запиши слова в таблицу;

- составь как можно больше слов из одного слова и запиши их.

3 класс

- составь из предложений рассказ/диалог;

- сочини диалог/стихотворение на основе данной опоры;

- прочитай начало предложения, придумай конец и запиши его, расставь предложения в логическом порядке;

- составь вопросы для интервью на заданную тему и запиши их;

- составь анкету для выяснения заданной информации и запиши ее;

- составь меню и запиши его;

- опиши картинку, используя ключевые слова;

- ответь на вопросы;

- заполни пропуски словами;

- переставь слова правильно и запиши предложения;

- напиши рассказ по образцу;

- напиши инструкцию.

4 класс

- дополни предложения;

- составь и запиши список покупок;

- напиши рецепт своего любимого блюда;

- напиши приглашение на праздник;

- составь и запиши загадку;

- составь и запиши инструкцию;

- составь из предложений рассказ по картинке, дополни его и запиши;

- заполни анкету;

- напиши поздравление другу с опорой на образец;

- ответь другу на письмо;

- опиши картинку;

- составь и напиши рекламу;

- напиши дневник погоды.

Все приведенные выше игры и задания помогут обогатить и целенаправленно конструировать уроки по формированию письменной компетенции учащихся и повысить мотивацию изучения иностранного языка

Обучение письменной речи на начальном этапе может быть увлекательным и очень эффективным процессом – все зависит от фантазии и желания учителя научить как можно лучше.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Бочарова Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения - ИЯШ № 2 1996

2. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Языки и дети – М.: Наука, 1981

3. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка М.: Просвещение, 1984

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2009

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение письму на уроках английского языка с использованием игровых приемов.

             Проблемы обучения письменной коммуникации вызывают все больший интерес среди методистов и учителей - практиков. Без сомнения, значимость умений н...

Игровые технологии при изучении нового материала на уроках английского языка в 6-9 классах.

Каждый урок – это время, которое ученик должен провести интересно. Как показывает педагогическая практика по всему миру, интересные уроки позволяют лучше осваивать школьникам материал по любым предмет...

Обучение письму на уроках английского языка в старших классах

Рассмотрены основные методы обучения письму, представлены варианты тренировочных упражнений....

Авторская система упражнений направленных на обучение стилистическому анализу иноязычных художественных текстов на уроках английского языка в 10-11 классах

На современном этапе развития общества возросла необходимость владения иностранным языком, причем язык должен быть максимально аутентифицирован, служить средством коммуникации, не быть лишенным экспре...

Система упражнений по обучению монологической речи, используемая на уроках английского языка в 5-9 классах

В данной работе представлена система упражнений, применяемая в ходе обучения монологической речи учащихся 5-9 классов....