Игровые упражнения как средство повышения интереса к урокам русского языка в специальных коррекционных классах (выступление на межшкольном конкурсе молодых учителей "Мои первые шаги")
статья по теме

Буйлова Наталия Николаевна

Выступление на межшкольном конкурсе молодых учителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего проекта  - Игровые упражнения как средство повышения интереса к урокам русского языка в специальных коррекционных классах (слайд 1)

1.Актуальность выбранной темы.

        Начать свое выступление мне бы хотелось с пословицы:

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

Одной из важнейших проблем школы является формирование у обучающихся познавательных  интересов, способностей и  навыков работы на уроках. Ещё более важной проблемой является формирование интереса к учебе у обучающихся в специальных коррекционных классах. Ввиду своих индивидуальных особенностей  такие дети не могут организовать свою самостоятельную деятельность, с трудом улавливают инструкцию по выполнению задания, а иногда просто ничего не хотят делать, говорят, что ничего не понимают и, следовательно, интерес у них отсутствует. Поэтому я поставила перед собой цель: (слайд 2) развитие устойчивого интереса к урокам русского языка у обучающихся в специальных (коррекционных) классах. Для достижения цели были поставлены  следующие задачи: (слайд 3)

  • изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу;
  • подготовить и провести  различные виды игровых упражнений для повышения интереса к урокам русского языка;
  •  сделать выводы по использованию данных видов упражнений в практике работы.

                Была выдвинута гипотеза (слайд 4) системное использование игровых упражнений повышает интерес к урокам русского языка у обучающихся в специальных (коррекционных) классах.

                Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу,  все ученые сходятся в одном: игра – это естественная форма обучения ребенка, она часть его жизненного опыта.

Русский язык часто называется детьми в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует довольно высокого развития способности анализировать язык - живое явление, которое  пронизывает всю жизнь ребёнка, начиная с первых лет. Язык присутствует в опыте детей в целостном виде, и к моменту, когда он становится предметом изучения в школе, у многих ещё не сформировалась потребность расчленить его на составляющие элементы и установить соотношения между этими элементами, а именно этого требует  программа.

Не так давно приступив к работе учителя русского языка и литературы в коррекционных классах (а в школе я работаю второй год и в первый год мне пришлось работать только с коррекционными классами) я сразу столкнулась с рядом проблем, связанных с особенностями познавательной деятельности и психического развития этих ребят (слайд 5). Важнейшими из этих проблем являются бедный словарный запас, неумение учащимися высказать собственные мысли, нарушение в формировании монологической речи, неумение находить и исправлять ошибки. Это создает определенные трудности не только в обучении, но и в общем развитии таких детей.

Необходимо отметить, что возрастная незрелость психических функций и интеллектуальных умений особенно ощутимо сказывается при изучении русского языка.

Я считаю, что усвоение обучающимися учебного материала во многом будет зависеть от того, как учитель сможет поддерживать интерес к предмету от урока к уроку, от класса к классу. Большое значение имеет живое, объяснение нового материала, такое объяснение, при котором неизвестные учащимся факты преподносятся в виде интересного рассказа с использованием игровых упражнений. Проанализировав опыт коллег, которые также работают в коррекционных классах, изучив литературу по данному вопросу, мною были разработаны игровые упражнения, которые систематично применялись на уроках в коррекционных классах (слайд 6).

  • «Составь словечко»
  • «Ромашка»
  •  Найди «четвертое лишнее»
  • «Шифр»
  • «Волшебная палочка»
  • «Кто больше придумает?»
  • «Кто быстрее исправит ошибки?»

Эти игровые упражнения  позволяют повторить ранее изученный материал и совершить плавный переход к новой теме или к новому изучаемому материалу, а также может служить связкой между этапами урока или различными заданиями на одном этапе.

Например, в чем заключается суть игры «Составь словечко»? Ученики под диктовку записывают слова в строчку, затем повторяющиеся буквы исключаются, и получается какое-либо слово, которое может быть темой урока или его частью.

        «Волшебная палочка» (ручка, карандаш, указка) передается в классе из рук в руки и сопровождается речью по какому - либо правилу. Например, подобрать синоним к данному слову, или назвать существительное, а учащиеся подбирают прилагательные или глаголы и т.п. Т.к. у ребят очень бедный словарный запас, то первое время им было очень трудно выполнять такое упражнение.

«Ромашка» - ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме.

«Найди четвертое лишнее» - нужно найти лишнее слово (ночь, рожь, петь, дочь). Ребята часто не могут определить часть речи, даже такие казалось бы простые как прилагательное и существительное и такие упражнения помогают научиться определять часть речи.

«Шифр» - зашифрована тема урока,

«Кто больше придумает?» - каждый получает картинку, по которой должен составить предложения. Так как речь детей в коррекционных классах развита плохо, то такие задания помогают по ее развитию.

«Кто быстрее исправит ошибку?»  - записаны на доске предложения или у каждого на парте текст, в котором допущено определенное количество ошибок, их нужно найти и исправить, как можно быстрее.

Благодаря использованию игровых упражнений, которые применялись на уроках, я получила следующие результаты (слайд 7).

Анкетирование, проведенное в специальных (коррекционных) классах показало, что повысился интерес к предмету (слайд 8): в 8в классе процент заинтересованных обучающихся повысился на 15 %, в 8 г классе ситуативный интерес повысился на 18%, а интерес к предмету на 14%.

 Повысился средний балл и качество знаний по предмету (слайд 9).

Вывод: системное использование игровых упражнений повышает интерес у обучающихся на уроках русского языка (слайд 10).

Вот список источников, с которыми я работала (слайд 11).

Спасибо за внимание я готова ответить на все вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка"

В стаье на конкретных примерах показывается, насколько важны игровые технологии в преподавании русского языка, в повышении качества знаний учащихся по данному предмету....

Дидактическая игра как средство повышения интереса к уроку русского языка.

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык.Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипн...

Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"

Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"...