Статья на тему "Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка"
статья по русскому языку (6 класс) по теме

В стаье на конкретных примерах показывается, насколько важны игровые технологии в преподавании русского языка, в повышении качества знаний учащихся по данному предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство повышения интереса

к урокам русского языка.

Важнейшее условие заинтересованного отношения ребёнка к предмету – это личность педагога, это увлечённость своим делом. Л.Н.Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Но сейчас мало любить свою и знать свой предмет. Необходимо ещё знание учителем возрастных и психологических особенностей детей, и применение педагогом на уроке русского языка разнообразных форм и методов обучения.

«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания»,- говорил Буслаев. Нельзя забывать  и то, что игра – естественная потребность  для детей не только младшего, но и среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившийся, он может творить и познавать в творчестве. Однако игра не должна уводить от усвоения трудных вопросов грамматики, но делать это усвоение прочным и интересным.

 Развитие интереса к предмету глубоко связано с развитием индивидуальных способностей учащихся. Интерес – основа при углублённом изучении русского языка, при дифференциации обучения.

Вспомним потребность детей одушевит мир неодушевлённый предмет, их желание потрогать неизвестный предмет руками, чтобы с ним получше познакомиться, стремление ребят обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый, их любовь к фантазированию. Делая всё это, ребёнок сравнивает незнакомые понятия, явления с уже известными для него.

Учитывая всё сказанное, я обратилась к такой игровой форме организации урока, как путешествие по карте «Страна русского языка». Путешественники отправляются в путь по рекек Фонетика, перебираются через суффиксальные горы, останавливаются на отдых в городе Синтаксис, посещают Лексический заповедник. Кто успешно преодолевает препятствия, наслаждается отдыхом на берегу озера Отличников. У кого есть трудности, может увязнуть в болоте Двоечников. Но наш девиз: «Один за всех и все за одного». Никто не останется без помощи. Дальше маршрут путешественников проходит по Собирательному лесу к стране Существительное, которую омывает море Орфографических ошибок. Справившись со всеми заданиями, двигаемся к стране Глаголии на поляну Сказок. Выполнив творческую работу, ребята отправляются в страну Будущего.

Использовать лингвистическую карту, форму игры – путешествие по Странам русского языка можно и на вводном уроке в начале года, и при объяснении нового материала, и при общении, и во внеклассной работе.  Ребята с удовольствием путешествуют, вместе с консультантами усваивают трудные орфограммы и стараются допустить как можно меньше ошибок, чтобы не задержаться  в пути.

Игры можно применять на различных типах урока. В том числе и при объяснении нового материала.

При объяснении нового материала в арсенале учителя много возможностей активизировать мыслительную деятельность учащихся. Так при объяснении темы «Приставка – значимая часть слова»  я предлагаю ребятам поработать волшебниками. Им необходимо описать действия, образуя от слова «шли» другие слова с помощью различных приставок. Учащиеся убеждаются в том, что приставка меняет значение слова.

Иногда при изучении трудной темы я предлагаю ученикам сочинить лингвистическую сказку. Конечно, мы не раз читали такие сказки на уроках, и потому после объяснения учителем нового материала ребята пробуют понять тему на доступных им образах, создавая непохожие друг на друга лингвистические сказки. При изучении темы «Причастие» семиклассница сочинила сказку об исчезновении будущего времени у причастия.

Тем, кому такое задание не по силам, можно предложить сделать рисунок. Например, нарисовать Причастие таким, каким его представляют ученики. Рисунков чаще бывает больше, чем сказок. Но свой рисунок необходимо объяснить. Таким образом, и эти ребята развивают свою речь, пытаясь объяснить лингвистические понятия.

С помощью таких заданий учащиеся глубоко понимают новый материал и прочнее его усваивают.

Игры можно применять и на различных этапах урока.

При закреплении материала по теме «Буквы И – Ы после Ц»в пятом классе мы отправляемся в путешествие по стране Цицилия. На доске карта с изображением маршрута. На острове много интересных достопримечательностей, с которыми интересно познакомиться. Например, можно отправиться в Цирк, но чтобы попасть туда, необходимо отгадать две загадки:

Проживают в трудной книжке

Хитроумные мальчишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

                               (Цифры).

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

                                (Цыплёнок).

Объяснив правописание слов-отгадок, ребята попадают в Цирк. А там…шум, суета, веселье, как в следующем стихотворении, которое мы читаем и записываем по памяти:

На цыпочках приходит в цирк

Цыган и начинает танцы,

А на циновке молодцы

Надели на цыплёнка панцирь.

Обратившись к толковому словарю и выяснив лексическое значение слова «циновка», записываем стихотворение по памяти и объясняем правописание слов с изученной орфограммой.

Выходя из цирка, мы видим красивые цветочные клумбы, на которых растёт огромное количество различных цветов. С помощью сигнальных карточек проверяем, смогут ли учащиеся правильно написать названия цветов, растущих на клумбе. (Учитель показывает цветы и диктует слова: нарциссы, настурции, гиацинты, цикламены, глцинии).

Помогают повысить интерес к урокам русского языка и загадки. Их можно использовать на уроках по изучению орфографии, лексики, морфологии и синтаксиса. У учителей часто не хватает времени на словарную работу. И тут помогут загадки.  Подбираю к  словам с непроверяемыми гласными и согласными соответствующие загадки.

Например, загадки на спортивную тему:

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.

                           ( Шахматы).

 У поля есть две половины,
А по краям висят корзины.
То пролетит над полем мяч,
То меж людей несётся вскачь.
Его все бьют и мячик зол,
А с ним играют в ...

                                (Баскетбол).

 Ногами все бьют мяч, пинают,
Как гвоздь в ворота забивают,
Кричат от радости все: «Гол!».
Игру с мячом зовут ...

                                 (Футбол).

Зеленый луг.
Сто скамеек вокруг.
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети.

                            (Стадион).

У него - два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами.

                            (Велосипед).

Все знают, как утомительны для ребят бывают уроки повторения и уроки анализа ошибок, допущенных в диктантах, но и эту работу можно провести интересно. Не всегда объяснение учителя доступно ученику. А когда ребята объясняют друг другу на понятном им языке, то многие усваиваю материал лучше. Поэтому на уроке анализа ошибок мои ученики работают в паре с консультантами, помощниками учителя. Для ребят такая деятельность напоминает игру с определёнными правилами, в результате которой легко и правильно выполняется работа над ошибками.

Различные игры или только игровые моменты создают психологическую предпосылку для общения на разных уровнях и в разных условиях. Учащиеся с удовольствием участвуют в конкурсах, викторинах, смотрах знаний, олимпиадах, лингвистических турнирах.  

Очень нравятся учащимся и внеклассные мероприятия по русскому языку игрового характера. Например, игра «Железная дорога», во время которой учащиеся переходят от одной станции к другой, выполняя различные задания по русскому языку. Её я провожу среди шестых классов, а пятиклассникам запомнился Лингвистический КВН. Они с интересом наблюдали за своими капитанами, придумывали частушки, имеющие отношение к русскому языку, инсценировали фразеологизмы.  И соревновательный задор, который присутствовал во время КВН, давал понять то, что русский язык ребятам не кажется таким скучным.

Такие смотры знаний, праздники запоминаются надолго. Стараемся привлечь всех учеников, всем находим дело.

Те, у кого знания послабее, учатся у товарищей, а сильные ученики, окрылённые успехом, с ещё большим удовольствием роются в словарях, читают дополнительную литературу, пополняя свои знания в области языка.

Формы урочной и внеурочной деятельности рождаются в сотворчестве учителя и учеников. Это радостно учителю, потому что после таких занятий ученики тянутся к книге, учатся любить и чувствовать красоту и богатство русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство повышения интереса к уроку русского языка.

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык.Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипн...

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"...


 

Комментарии

Фролова Любовь Николаевна

Игровые технологии в преподавании русского языка (особенно в 5 и 6 классах), действительно, способствуют развитию познавательной активности учащихся. Занимательное представление учебного материала помогает его лучше усвоить. Внеклассные мероприятия также таят огромные возможности для поддержания и развития интереса у обучающихся к русскому языку и учению вообще. Анаграммы, метаграммы, логогрифы, метаморфозы, кольца слов, ромбы слов помогают моим учащимся расширить их словарный запас, увидеть взаимосвязь слов в русском языке. Разнообразные игровые задания с синонимами, антонимами, паронимами, омонимами, омофонами и омографами помогают ребятам подготовиться к ЕГЭ и ГИА. Составление ропаликов и центонов, а также редактирование текстов и создание рекламных вывесок, призывающих изучать русский язык и бережно к нему относиться, способствуют формированию у учащихся коммуникативной компетенции.

Спасибо,Любовь Николаевна, за развёрнутый комментарий, воспользуюсь разнообразием игровых заданий, которые предлагаете ВЫ, в дальнейшей работе над темой.Делитесь опытом.