Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"
статья (7 класс)

Журавлева Оксана Сергеевна

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra._5.11.22_g.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глуховская школа-интернат № 2»

«Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Журавлева О. С.

5.11.2022 г.

Твердят:
«Вначале было СЛОВО…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви-
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви…


В. Рождественский

Введение

   С древности игра использовалась как средство обучения детей. Возникшая система образования, развивающаяся как классно-урочная, в значительной степени авторитарная, в традиционной школе до конца XIX столетия опиралась на рациональную дидактику.
  В нашей стране за многие годы сложилось неверное, поурочное представление: учение считается обязательным и тяжелым трудом, который опирается на механическое запоминание, зубрежку учебного материала. Учение как бы предполагает естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Конечно, учение это не простой труд, но все же труд интересный и увлекательный, потому что приобщает школьников к новому, тайному, интересному; не случайно в последние годы возникло понятие «учение с увлечением». В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным. В.А. Сухомлинский сказал об этом, что ребенок – это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру.
     Педагоги понимали, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Наверно, игра, поэтому в истории развития педагогических систем, была связана с образовательными задачами. Развивались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету, письму.
     Любая игра несет в себе элементы обучения и направлена на развитие речи учащихся.
Игры на уроках русского языка,  литературы и во внеурочное время условно подразделяются на:

- подвижные;

-грамматические;

- словообразовательные;

- игры эстетического воспитания.
К подвижным играм относятся физкультминутки. На каждом уроке физпауза, цель которой − отвлечь детей от работы, дать возможность отдохнуть.
Как правило, пауза состоит из нескольких упражнений, которые проводит сам учитель, и она должна учить детей новым играм, развивать и обогащать их лексический запас.


2. Использование дидактических игр с целью повышения интереса к русскому языку.
    Однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.

   Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что без  познавательного интереса развитие ребенка было бы серьезно нарушено.
    Игра как дидактическое средство, как «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять», используется в школе, особенно в подростковых и старших классах, в мизерных дозах.
  Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам, но она, несомненно, сильно вторгается в область дидактики. В зависимости от того насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать ее для педагогических целей. Перед современной школой стоит конкретная педагогическая задача – научиться педагогически управлять детской игрой, учитывая ее воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребенка в игре.
  Педагоги всех времен понимали, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Очевидно, поэтому в истории развития педагогических систем игра была в значительной мере связана с образовательными задачами. Развивались и культивировались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету, письму. Если проследить тенденцию, можно заметить, что игры, разрешая главным образом познавательные задачи, являлись постоянно то содержанием, то формой, то методом образовательной работы с дошкольниками.
  Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать. В процессе игры школьник получает возможность совершать познавательные действия соответственно имеющемуся замыслу, игровым правилам и т.д.
 Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способность учиться, но бесспорно развивает познавательную активность школьников.

   Из огромного многообразия методов в особую группу выделяют методы стимулирования и мотивации учения.

  Ценным средством стимулирования интереса к учению можно назвать познавательные или дидактические игры, которые опираются на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению.
 
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение этого метода – стимулировать процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.
Обучающие игровые программы в комплексе с техническими средствами эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий, в процессе увлекательного соревнования, оперативного контроля и коррекции качества обучения. Среди таких игр – разнообразные лингвистические игры, игры – путешествия, игры – викторины и др.
3. Сущность дидактических игр как средств обучения.
  Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Как уже было сказано выше, игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

- игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения (об этом свидетельствует и тот факт, что дети приносят в школу игрушки). Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).

- имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти. Преобладание наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.

- недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Существуют различные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.


Краткая характеристика каждого вида.

 
Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится радом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и т. д.
 
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе данных игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
 
Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
 
Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний, находчивости.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
 
Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие
структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки чтения и т. д.
 Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самая главная дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
 Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д.

  Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
  Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды-победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
  При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
  В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Самое главное – дидактическая задача в игре осуществляется через игровую задачу, она скрыта от детей. Дети непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.
Цель дидактических игр и игровых приёмов – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Выше сказанное позволяет определить следующие функции игровых приемов и дидактических игр:

- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

- функция формирования психических новообразований;

- функция формирования собственно учебной деятельности;

- функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания.
Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога.

Можно выделить следующие
основные условия для проведения игры:

1. Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.

2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

3. Необходимость включения в игру педагога. Он является участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло;

4.Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.

Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.
 Грамотное проведение игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр, прежде всего педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд для детей занимательным и продуктивным.
 Далее необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре участвовал каждых ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны исполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.
 Следующим этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.
 И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует быстроту, и главное – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявление поведения детей и качеств их личности в игре: как появилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Необходимо постоянно демонстрировать детям их достижения.
 Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.
 В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.
Результативность дидактической игры зависит:

- от систематического их использования;

- от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Присущие игре диагностическая, воспитательная развивающая и другие функции должны быть обязательно осознаны и освоены всеми специалистами школы для того, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумном включении игры в педагогический процесс.
   Таким образом, дидактическая игра является хорошим средством для формирования интереса школьников к русскому языку, она способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Но пользоваться ей надо умело, использовать игры в системе не упуская сути урока, и не придавать игре характер обычного упражнения.

Фрагмент урока русского языка № 1.

Тема: повторение состава слова.

Цель: создать условия для повторения состава слова и способов словообразования.

Задачи: отрабатывать умение определять способ образования слов; образовывать слова по заданной модели;

 - развивать мышление, память внимание через выполнение различных упражнений и заданий;

 - воспитывать аккуратность при работе в тетради и на доске, воспитывать интерес к уроку через дидактическую игру.

Этап урока – повторение изученного.

Дидактическая игра «Убери лишний вагон».

Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.

На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу  (на доске появляются три поезда). Необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это помогут слова, написанные на каждом вагоне. (лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу).

Каждому ряду достается свой поезд. Прежде чем принять решение, ученики обсуждают его вместе со своим рядом, определяют человека, который будет выражать общее мнение.

Поезд № 1 (забег, заплыв, закон, запуск).

Лишнее слово «закон».

Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.

Поезд № 2 (чайник, кофейник, молочник, веник).

Лишнее слово «веник», так как оно, в отличие от остальных слов не имеет суффикса.

Поезд № 3.

посмотреть, победить, подумать, погрустить.

Вагон со словом «победить» лишний, так как в этом слове нет приставки.

Анализ фрагмента урока.

Для проведения игры использовались наглядные средства. В данном случае изображение трех поездов со словами на каждом вагоне. Это способствовало привлечению внимания учащихся к выполнению игрового задания.

Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда. Таким образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было вспомнить состав слова, разобрать каждое слово по составу, затем, сравнив состав всех слов, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов по составу.

Работа по группам способствовала сплочению коллектива учащихся, т.к. они были объединены общей задачей, важным условием было то, что ребята работали все вместе, выслушивалось мнение каждого. Работая в группе, ребята могли распределить свои обязанности. Например, каждый член группы, разбирал свое слово по составу, а тот кто лучше всего овладел этим материалом, проверял разбор данных слов. Ребятам также необходимо было выбрать того, человека, который будет отвечать на вопрос учителя и сможет толково выразить мнение всей команды.

В процессе игры, ребята повторили состав слова, потренировались в разборе слова по составу, тем самым закрепив эту тему у себя в памяти. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее. Школьники учились сопоставлять, сравнивать, анализировать предоставленный им учебный материал, а затем делать  соответствующие выводы. Также игра позволяет формировать устную речь учащихся через высказывание своего мнения. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде.

Игра была проведена на завершающем этапе урока, что способствовало активизации учащихся в конце урока, стимулированию их деятельности, игра способствовала также снятию напряжения, усталости, т.к. на этом этапе усталость школьников особенно ощущается, они хуже работают, внимание становится рассеянным. Игра же, в свою очередь, способствует концентрации внимания на учебной задаче, позволяет школьникам сосредоточиться на сложном материале даже в конце урока, не требуя от них особого напряжения (процесс игры позволяет это осуществить).

Таким образом, данная игра способствует развитию психических процессов, таких как: внимание, память, речь, мышление. Позволяет в более адаптированной форме повторить изученный материал и закрепить его в памяти.

Фрагмент урока русского языка № 2.

Тема: Правописание частей слова (повторение).

Цель: отрабатывать способы проверки орфограмм во всех частях слова.

Задачи:

- работать над навыками проверки орфограмм в различных частях слова;

- отрабатывать умение работать с правилом;

- воспитывать интерес к русскому языку через дидактическую игру, воспитывать ответственное отношение к учебе.

Этап урока  - актуализация знаний.

Дидактическая игра «Мостик».

Цель игры: создать условия для повторения суффиксального способа словообразования, правописания суффиксов -ик-, -ек-.

В стране «Словообразование» случилось несчастье. На пути к Суффиксному полю разрушился мостик через речку. По одну сторону оврага остались суффиксы по другую – слова, чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам, с которыми они могут сочетаться.

Оформление доски. На доске изображена река, мостик через которую разрушен. По одну сторону реки находятся суффиксы: -к-, -н-, -ик-, -ек-, -ник- ,– по другую сторону – слова: замок, палец, дом, гном, ель, ключ, ягода, трава, вода, листок.

- Ребята будут работать в парах. Побеждает та пара, которая образует наибольшее количество новых слов.

Учащиеся читают полученные слова: домик, ключик, замочек, ягодка, ключник, елка, листочек, гномик, травка, травник, водный, ельник, пальчик и т.п.

Анализ фрагмента урока.

  Для проведения игры были использованы наглядные средства: река, мост через реку, также слова и суффиксы, находящиеся по разным берегам реки. Наглядные средства использовались для привлечения внимания учащихся к игровому действию, для обрисовки ситуации игры, для большего понимания действий, которые необходимы для решения игровой задачи.

Для выполнения задания игры, учащиеся были разделены на пары. Задачей учащихся было образовать как можно больше новых слов суффиксальным способом. Для этого школьникам нужно было посмотреть, какие суффиксы подходят к предложенным словам, имеют ли полученные слова смысл. Также учащимся необходимо было вспомнить определения суффикса, его местоположение в слове. Задача учащихся была осложнена тем, что правописание таких суффиксов, как: -ик, -ек-, требует выполнения определенного правила, которое учащиеся изучали несколько уроков назад. Таким образом, игра работает еще и на память учащихся, воспроизведение определения, правила, на умение применять свои знания на практике. Игра была осложнена еще и тем, что учащимся встретились слова, в которых при присоединении суффикса происходило чередование согласных звуков, например, палец – пальчик, замок – замочек, чередование ч//ц, е// нуль звука, к//ч изменение некоторых звуков, например, ель – елка [л‘]//[л] исчезает Задачей учащихся было не только количество образованных слов, но и правильность их написания.

   Работа в парах позволила активизировать работу слабых учащихся, способствовала проявлению их возможностей. Работа в паре способствовала активизации всего класса, организовался процесс обмена мнений, проявлялись творческие способности. Для сильных учащихся данная работа способствовала тренировке в образовании  новых слов.

   Игра, с множеством трудных случаев способствовала развитию мышления учащихся. Слабым учащимся она позволила реализовать себя, почувствовать свои потенциальные возможности. Момент соревнования  дал пищу для более сильных учащихся, которые стремились образовать как можно больше количество слов, тем самым, повышая их активность.

    Проведение игры на начальном этапе урока, во-первых, способствовало актуализации знаний, учащиеся вспомнили суффиксальный способ словообразования; во-вторых, игра способствовала подготовке учащихся непосредственно к повторению того материала, который предлагался программой на данном уроке, а именно, правописание частей слова, в данной игре учащиеся повторили правописание выше указанных суффиксов. Игра также способствовала активизации деятельности учащихся на уроке, стимулировала их в начале урока на дальнейшую работу. Также игра способствовала формированию интереса у учащихся к русскому языку, за счет необычного подхода к актуализации знаний. В игру учащиеся чувствуют себя более свободно, непринужденно.

   Игра способствовала не только, формированию интереса, но и личностных качеств учащихся, таких как: товарищество, взаимопомощь, умение радоваться успехам других. Игра позволила удовлетворить учебные потребности каждого учащего, каждый получил поощрительный жетон. Игра способствовала созданию дружественной, теплой, а главное рабочей атмосферы.

Фрагмент урока русского языка № 3.

Тема:  Правописание. Словообразование.

Цель:

- повторить изученные в первом полугодии орфограммы, способы словообразования;

Задачи:

- закрепить знания учащихся в области правописания орфограмм, в области словообразования;

- развивать речь, мышление учащихся через выполнение упражнений; развивать самоконтроль, умение применять знание на практике;

- воспитывать аккуратность при работе тетради; способствовать формированию интереса через дидактическую игру.

Этап урока – повторение изученного.

Дидактическая игра «Чудо – дерево».

Цель игры: создать условия для комплексного повторения способов словообразования.

Ребята должны вырастить  дерево. Оно еще совсем маленькое. Чтобы деревце выросло красивое, большое и крепкое, нужно образовать новые слова и записать их в свою тетрадь. Ученикам даны словообразующие части слова и корни, от которых нужно образовать новые слова. Первая команда образовывает слова с корнем –шум-, вторая команда образовывает слова с корнем –зверь-, а третья команда рассказывает нам, какой способ словообразования использовался при получении новых слов. Каждый член команды образовывает по одному слову (слова, которые должны получиться у учащихся: бесшумно, шумный, пошуметь, зашуметь, шумок, звереть, зверюшка, зверек, звериный).

 За работу ученики получают жетончики: первая и вторая команда, награждается за то что, они образовали много новых слов, а третья команда, как лучшие эксперты в области словообразования.

Анализ фрагмента урока.

Для данной игры использовались наглядные средства:  маленькое дерево и макет большого дерева со словообразовательными частями, которые могут помочь ребятам образовать новые слова. Задачей учащихся было образовать новые слова, с помощью суффиксов и приставок. Причем некоторые части слова были уже даны в готовом виде, а некоторые учащиеся должны были подобрать сами, что осложняло их работу, но в тоже время давало им возможность получить больше новых слов.  Учащимся не дана конкретная приставка, и поэтому они могут выбрать любую из них. У другой же команды в буквенной записи слова «зверь» при образовании нового слова буква мягкий знак исчезает. Ребятам необходимо было верно выполнить запись данных слов. Группа экспертов – третья команда выполняла задачу контроля, она выражала свое мнение по поводу того, верно ли образовано слово, и называла способ его образования. В этой команде разместились сильные ученики. Игра позволила им реализовать свои возможности и повторить ранее изученный материал, довольно сложный по своему содержанию. Таким образом, эти ребята учились высказывать свою точку зрения, доказывать ее, приводя различные доводы и аргументы.

Слабым ребятам игра так же помогла реализовать свои возможности, в каких-то случаях проявить свои творческие способности.

В игре были задействованы все ребята, обучающиеся в классе.

Уроки вежливости.
  Так называются игры этического воспитания учащихся. Задача учителя − периодически организовывать игры, во время которых учащиеся учились бы применять известные им слова и правила в различных ситуациях.
  Игра заключается в том, что учитель поясняет детям какую-нибудь ситуацию, а они хором добавляют «волшебные» слова или дополняют правила.

 В столовой

1-й ряд − школьники, 2-й ряд − повар.
Учитель: После третьего урока ученики 4,5,6,7,8,9 классов помыли руки и вошли в школьную столовую, там уже было все готово к обеду. Повар приветливо улыбался ребятам. Ученики сказали повару:
1-й ряд: Здравствуйте!
Учитель: Повар ответил:
2-й ряд: Здравствуйте!
Учитель: Когда учащиеся сели за столы, повар пожелал им:
2-й ряд: Приятного аппетита!
Учитель: Ребята дружно ответили:
1-й ряд: Спасибо!
Учитель: Школьники пообедали. Встали из-за стола и сказали повару:
1-й ряд: Большое спасибо!
Учитель: Повар ответил:
2-й ряд: Пожалуйста!

На уроке
Учитель: Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка:
1-й ряд: Спроси разрешения у учителя.
− Если в класс входит взрослый, все дружно, но тихо и спокойно…
− Встают.
− Сесть можно только после…
− Разрешения.
− Во время урока сидим…
− Прямо.
− Руки должны лежать на…
− Парте.
− Если учитель задает вопрос классу, и ты хочешь ответить…
− Подними руку.
− Когда учитель разрешит ответить на вопрос или спросить его о чем-либо…
− Надо встать.
− Разговаривать с учителем надо…
− Стоя.
− Обращаясь с просьбой к учителю или товарищу, употребляй вежливые слова…
− Пожалуйста, спасибо.
Правила поведения на перемене, в библиотеке, в театре и кино, транспорте, правила уличного движения, разговор по телефону, в магазине − вот названия игр, которые можно проводить по данной теме.

 В зависимости от программного материала различаются игры: фонетические,

лексические,

грамматические,

стилистические.
Скороговорок:
Волки рыщут, пищу ищут.
Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.
И т.д.
Пословицы и поговорки:
Терпение и труд всё перетрут.
В работе разгар, а лодырь на базар.

 Отрывки из стихотворений:
1. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

2. Есть очень тихие слова,
  Они шуршат едва-едва,
  Ну, например, шалаш, камыш,
  Иль, скажем, шорох, шина, мышь.

Орфоэпический бой.
На доске записываются слова, вызывающие трудности в произношении. Учитель произносит слово, ученики повторяют его. Если допущена ошибка, учитель обращается к классу за помощью. Затем с этим словом составляются словосочетания и предложения.


Как сделать урок русского языка интересным?

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки: - самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; - активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

 Загадки.
А) метаграммы − загадки, по условиям которых из заданного слова, заменяя одну букву другой, получают новое слово.
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким − в нем мы обитаем.
(Том − дом)

Б)
анаграммы − загадки, по условиям которых путем перестановки букв нужно образовать новые слова.
Превратите «волка» в «козу», изменяя в каждом последующем слове одну букву (волк − полк − пола − поза − коза).


В)
лотогрифы − загадки, для решения которых из данного слова при помощи добавления, отбрасывания, вставки нового звука или буквы нужно получить новое слово:
С буквой «ф» помогает, без «ф» торжественно шагает (шефствовать − шествовать).

Шарады
Первый слог − китайский напиток, второй − название буквы, целое − птица. (Чайка)

 Подскажи словечко.
Найти рифму и объяснить, почему данные слова рифмуются:
«Бабушка, постой немножко» −
Ей кричит она … (в окошко).
 Кроссворды
Для их решения необходимо заполнить свободные клетки так, чтобы на каждой строчке получилось слово. Игра может проводиться в форме кроссвордного диктанта.

 Составь слово из звуков:
1й – глухая пара звука (з);
2й – глухая пара звука (д);
3й – гласный (о) под ударением;
4й – глухая пара звука (г)
(СТОГ)
Кто быстрее?
а) расставьте ударение в словах:
сообщить, отдыхать, богатырь
гимнастика, состязание, портфель
предупредить, посоветоваться, тротуар
б) допишите начало или конец слова.
…ом (дом, сом,лом,том и т.д.)
- уп ко – (кот, ком..)
- ор ба -
- от го –
в) вставить пропущенные буквы:
завтр…кать, в…дитель, покр…снеть
д…жди, зав…зать, нак…рмить
беск…нечный, взгл…нуть, выв…ска.
Кто больше?
За определенное время участники игры должны записать или назвать как можно больше:
а) слов, состоящих из букв, которые входят в названное учителем слово: сообразительность, зритель, образ, образность и т. д.
б) слов с определенным звуком или буквой ,например, слов, в которых все согласные произносятся мягко:
пять, линия……
в) пар слов,смысл которых зависит от перемещения ударения:
мука- мука, пили- пили
Кто лучше ?
Задача играющих – правильно произнести записанные на доске слова (словосочетания, предложения).
От каждой буквы – столбик слов.
Класс делится на 2 – 3 команды. Учитель пишет на доске одно и то же слово столько раз, сколько команд будет участвовать в игре. Представители команд выходят по очереди к доске и пишут по вертикали слова, начинающиеся с букв, составляющих написанное учителем слово, затем произносят его. За каждое правильно написанное и произнесенное слово, команда получает одно очко. Команда, выполнившая задание первой, получает дополнительные три очка.
 Подними руку.
Ведущий читает слова. При чтении слов с непроизносимыми согласными, учащиеся, должны поднять руку и назвать проверочное слово. Выигравшим считается тот, кто ни разу не ошибся. В конце игры можно провести словарный диктант.
Три корабля
Учащиеся образуют три команды (корабля), которые должны как можно быстрее достичь острова. Каждый правильный ответ приближает корабль к цели. Учитель в ходе игры может задавать как теоретические, так и практические вопросы: Что изучает фонетика? Что такое графика? Какой раздел называется орфоэпией? Чем звук отличается от буквы? УВ чем разница между звонкими и глухими согласными? Чем определяется количество слогов в слове?
Готовим обед
Вопросы к игре: 1) Что нужно для приготовления обеда? Какие продукты надо купить? 2) Что делают с продуктами, когда готовят обед? 3) Что можно приготовить на обед? В игре участвует весь класс. Учащиеся называют только те слова, в которых есть шипяпще согласные. Правильно названные слова записываются на доске (например: картошка, петрушка, щавель, жир, чеснок, лещ, щука, гречка, черешня, вишня, крыжовник, шиповник; чистить, тушить, жарить, печь; щи, борщ, каша, жареная рыба, жаркое, тушеное мясо и т. д.).
Задание: составьте связный рассказ на тему «Готовим обед», используя ответы на вопросы и следующие слова и словосочетания:
час обеда, хочу есть, часто, зажечь, жарко, чудесный, полезная пища (слова и словосочетания записаны на переносной доске). Постарайтесь, чтобы рассказы получились интересные.
Задание выполняется так: 1-й ряд «готовит» первое (первые блюда), 2-й ряд — второе, 3-й ряд — сладкое. Победителем считается тот ряд, который быстрее и вкуснее «приготовит» свое блюдо.

Загадки-шутки:
1) С буквой
ф помогает, без ф — торжественно шагает. Что это за глаголы? (Шефствовать, шествовать.)

2) Во что превратятся существительные берет, запрет, мел, шлем, если букву е заменить в них буквой ё?

  Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли. Ученики, загруженные уже с пятого класса, лишь частично воспринимают предлагаемую им информацию, чтение подменяют телевизором и компьютером, который необходим чаще всего для того, чтобы поиграть. Эта проблема не может не волновать учителя, и он стремится всеми возможными средствами пробудить у учащихся интерес к урокам литературе. Как же добиться того, чтобы наш предмет приносил ученикам интеллектуальное удовольствие? Ответ очевиден: заинтересовать. Чем? Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить.

Ученикам очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования. Вот примеры таких уроков:

- викторина по басням И. А. Крылова, проведённая как игра «Брейн-ринг»;

- виртуальная викторина по сказке Г. Х. Андерсена “Снежная королева”;

- викторина-диалог, которая используется при проверке домашнего задания; вопросы составляются по алгоритму игры “Что? Где? Когда?” (например, при изучении повести И. С. Тургенева “Муму” можно предложить ученикам такие вопросы: кто, где, когда сказал: “Скверная собачонка! Какая она злая!” или кто, где, когда нашел небольшого щенка.).

В методической литературе можно найти описание различных конкурсов, так как они помогают развивать речь учащихся, их творческие способности. В практике  используются лингвистические конкурсы, предлагая учащимся объяснить значение непонятных слов, например, при изучении сказки А.С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” или повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”. Иногда  предлагается на уроке поработать над каким-нибудь одним словом и обозначить этот этап урока как игра в слово. Интересно проходит конкурс “Картинная галерея” при изучении, например, сказа Н. С. Лескова “Левша”. Так как автор сумел несколькими штрихами написать очень выразительные портреты и характеры своих персонажей, то ребята должны в тексте найти описание внешности, образа мыслей, поступков героев и объяснить, какими они получились. А изучение темы “Устное народное творчество” в 5 классе можно закончить конкурсом знатоков сказок “Сказочный калейдоскоп”.

  В арсенале учителя литературы есть такая интересная форма работы, как путешествие.

Чтобы заинтересовать пятиклассников темой “Устное народное творчество”, можно отправиться в виртуальное путешествие в загадочную страну, имя которой Фольклор, затем путешествовать по стране сказок.

Изучение творчества поэта или писателя иногда превращается в пересказ учениками или учителем отдельных эпизодов биографии. Чтобы избежать этого, можно предложить ребятам совершить заочное путешествие. Эта форма работы давно зарекомендовала себя как очень эффектная и эффективная. Сейчас в связи с использованием ИКТ на уроках появилась возможность делать эти уроки очень яркими и запоминающимися. Так, например, ученики 5 класса с интересом путешествуют по паркам Царского Села, а девятиклассники выступают экскурсоводами, проводя обзорные экскурсии по пушкинским местам или рассказывая о двух колыбелях лермонтовского творчества – Тарханах и Кавказе.

Немногие современные дети любят стихи, а поэтому приходится искать такие формы работы, чтобы уроки, посвящённые поэзии, запомнились ученикам. Так, в 5 классе, чтобы ввести учеников в мир родной природы, предлагается совершив необычное путешествие по страницам календаря. На таком уроке звучат уже стихотворения, дети рассказывают о картинах, посвящённых природе, слушают музыку. Такое путешествие обязательно производит впечатление на учеников.

Изучение теории литературы - дело сложное для учащихся. Чтобы помочь им усвоить новые понятия, можно призвать на помощь игру. Так, изучая тропы в 5 классе, ребятам предлагается на время стать поэтами и поучаствовать в лингвистическом эксперименте, а затем посоревноваться с поэтом или писателем.

Чтобы проверить знания учащихся по прочитанному произведению, можно использовать тесты, причём не обычные, а интерактивные. Интересны так называемые “читательские игры”. Изучая в 6 классе сказку-быль М.И. Пришвина “Кладовая солнца”, можно поиграть в имена (кто больше вспомнит имен, прозвищ и кличек героев произведения). Можно предложить ученикам создать “живую картину”: изобразить эпизод изучаемого текста, чтобы другие ученики угадали автора и произведение.

Этот же приём можно использовать и на уроках развития речи, сложных и неинтересных для учащихся. Так, например, при описании картин ребятам предлагается “оживить” картину. Такая работа проводится в основном в 5-8 классах. Способов "оживления" много, например: теневой театр, создание "живого" натюрморта, костюмированное "оживление" сюжетной картины и т.д. Такая работа даже не требует участия педагога, поскольку дети сами делают костюмы, создают декорации и уже на уроке показывают результат. На фотографии - "оживление" картины Борисова-Мусатова "Осенний мотив" учащимися 8 класса.

Можно вспомнить ещё множество игровых форм, используемых на уроках литературы, которые пробуждают в учениках желание прочитать произведение и понять героя. Продолжением такой творческой работы становятся литературные вечера, гостиные, балы, организуемые во внеурочное время.

Таким образом, использование игровых технологий на уроках литературы как в средних, так и в старших классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок литературы интересным, разнообразным, содержательным. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка"

В стаье на конкретных примерах показывается, насколько важны игровые технологии в преподавании русского языка, в повышении качества знаний учащихся по данному предмету....

Дидактическая игра как средство повышения интереса к уроку русского языка.

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык.Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипн...