Применение современных технологий для повышения интереса к урокам русского языка и литературы
статья на тему

Лыкова Татьяна Николаевна

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение современных технологий

для повышения интереса к урокам русского языка и литературы

 Процесс модернизации российского образования  приковывает к себе всеобщее внимание, обсуждаются пути  дальнейшего развития и существенного изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.    Основной целью данного процесса  является достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

     Главная миссия учителя, на мой взгляд,– создание максимально благоприятных условий для разностороннего развития учащегося.

    Участвуя в реализации Программы развития школы, разрабатываю рабочие программы обучения, проектирую и анализирую учебный процесс. Моя задача - стать организатором познавательной деятельности  учащихся, направляя свою профессиональную деятельность на приоритет личности ребенка, развитие его творческих способностей путем обучения методам познавательной исследовательской деятельности, создания атмосферы сотрудничества, комфортной педагогической среды, способствующей активному вовлечению каждого обучающегося в учебно-познавательный процесс.

     Решая эти проблемы, активно исследую тему «Применение современных технологий для повышения интереса к урокам русского языка и литературы».

    Считаю, что главные задачи учителя – искать и находить новые приемы в преподавании предмета, использовать новые технологии обучения, которые бы пробуждали у детей интерес ко всем видам речевой деятельности: чтению, говорению, письму.

     Для меня важно, чтобы цели и задачи обучения соответствовали собственной мотивации школьника и, более того, усиливали её. Поэтому часто прошу ребят самостоятельно определить цели урока, даю опережающие задания, провожу аналогии и прошу ребят искать самостоятельно ответы.

     Главная цель моей педагогической деятельности – обучить ребенка думать и действовать самостоятельно, применять полученные на уроках знания в жизни, а после окончания школы – социализироваться и стать конкурентоспособным на рынке труда.

     Для того чтобы добиться желаемого результата, на уроках  использую технологию развития критического мышления. Она позволяет формировать такие гражданские умения и навыки, как умение вырабатывать свое собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определенным умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать свои мысли ясно и уверенно. Эта технология, на мой взгляд, многое дает учителю, разрушая стереотипы педагогической деятельности:  учащийся не должен делать ошибки, преподаватель знает, как и что должен отвечать школьник, знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятиях и т.д.

     Дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель  - руководить этим самостоятельным трудом.

    Считаю, что сочетание информационных, коммуникативных технологий и самостоятельной деятельности школьников в учебном процессе является актуальным элементом  современного школьного образования.     Поэтому компьютер в урочной деятельности использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, при выполнении самостоятельной работы. Информационные технологии позволяют мне экономить время в построении таблиц, построении урока в виде презентации, в разработке и проведении тестовых работ. Кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания делают урок более занимательным.

     Всё больше убеждаюсь, что использование компьютера даёт высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности детей, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала; развивает у школьников логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.      Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать  русский язык и литературу, использование мультипликации и анимации делают уроки разнообразными.

    Наряду с заданиями, предполагающими самостоятельную работу на уроках русского языка, использую также метод дифференцированного обучения. Благодаря данной технологии можно уделять больше внимания сильным ученикам, в то же время более эффективно работать со слабыми, в результате ребёнок становится полноправным участником учебного процесса.

     Часто предлагаю детям разноуровневые задания, при этом решающее слово в выборе уровня оставляю за учащимся. Главное здесь не само задание, а процесс выбора, поскольку в этом случае ребёнок производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться, изменить качество, а как следствие меняется активность на уроке и вне его.

     Работая с отстающими учащимися, выделяю три основные причины неуспеваемости: физиологические, психологические, социальные. Отсюда у школьника возникает ряд проблем: в обучении, в поведении, в общении.

С такими ребятами применяю следующие приёмы работы на уроке:

 -для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников    формирую интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: обобщения, анализа, классификации, сравнения;

  -поощряю ребят, отмечаю и фиксирую их малейшие удачи в учебной деятельности;

  -формирую учебные интересы с опорой на непосредственный жизненный опыт, на уроках использую наглядные материалы;

  -осуществляю индивидуальный подход при дозировке домашнего задания.

    Каждому учащемуся важно не только повышать, но и реализовывать свой речевой потенциал. В связи с этим на каждом уроке стараюсь создать условия для развития индивидуальных способностей, активизировать самостоятельную деятельность, повысить эффективность образовательного процесса. При решении данной задачи использую технологии личностно – ориентированного обучения. Важно выявить способности, интересы и возможности  учащегося. Исходя из индивидуально – психологических особенностей детей, я строю процесс обучения так, чтобы он был доступен и интересен для всех учащихся. Важный элемент любой деятельности – это мотив. Для обеспечения положительных результатов обучения необходимо формировать положительную мотивацию в учебной деятельности ребёнка. Где есть успех, там есть желание продолжать начатое, есть результат.

    На уроках литературы и во внеурочное время стараюсь развивать духовную культуру ребёнка, воспитывать у него любовь к родному языку. Для этого подробно анализируем художественные произведения, пытаемся вникнуть в процесс их создания, проследить связь литературы и истории. В процессе вдумчивого чтения и активного обсуждения художественного текста воспитывается читательская культура, внимание к слову, самостоятельность суждений.

      Для обеспечения качества образовательного процесса использую технологии развивающего обучения. Большое внимание уделяю «внутренним ресурсам» слова, знакомя учащихся с динамикой слова, с его цветовой гаммой. Это помогает сформировать позитивное личностное отношение к слову, раскрыть творческие способности учеников, активизировать образное мышление и, как следствие, повысить общую интеллектуальную культуру. При этом использую такие формы работы, как «рисование образа слова», «ассоциации», «продолжи рассказ». В результате,  слова, хорошо знакомые учащимся, предстают в совершенно новом виде. Это способствует формированию этических представлений, развивает творческие умения правильно, точно и свободно выражать свои мысли.

       При объяснении нового материала достаточно часто ставлю проблемный вопрос. Эвристическая задача, на мой взгляд, является лучшим способом возбуждения внимания и учебного интереса. При этом учащиеся приучаются самостоятельно видеть «ошибкоопасные» места, у них создаётся иной уровень речевого поведения. Происходит попутное повторение, причём, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания. Подобные работы развивают языковую интуицию, заставляют школьников более пристально всматриваться в слово.

        В поиске эффективных способов организации учебного процесса обращаю внимание на метод моделирования. Чтобы закрепить языковую закономерность и окончательно освоить её, учащийся должен «увидеть» правило в системе знаков, примеров и схем. Такая работа вариативна. Можно предложить готовые опорные сигналы и схемы (для слабых учеников), представить иллюстрации теоретических сведений и примеры для схем (для сильных учеников). Задача данной работы – усвоение языковой закономерности. Особую роль играет этап освоения алгоритмом.

      Развивать познавательный интерес на уроках русского языка и литературы помогает проведение нестандартных уроков (урок – концерт, урок – игра, урок – путешествие, урок – сказка, урок – композиция), проведение дидактических игр, семинаров, практикумов.

      Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные средства диагностики обученности русскому языку, различные виды контроля качества знаний: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, комплексный анализ текста.

       Данные методы и формы работы осуществляю с учётом образовательных потребностей детей, их индивидуальных способностей. Включение этих элементов на любом этапе урока способствует усилению учебной мотивации, способствует сохранению психического и физического здоровья школьников.

       Результатом использования различных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе, рационального распределения времени на уроке, выбора методов обучения с учётом возрастных особенностей учащихся является уровень обученности и качество знаний.

Результаты обученности и качества знаний по русскому языку:

Результаты обученности и качества знаний  по литературе :

Хорошие результаты показали выпускники 2013/2014,  2014/2015  учебных годов. По итогам ОГЭ обученность составила – 100 %, качество знаний -67% и 53% соответственно, средний балл 3,73 и 3,89.

Прежде чем использовать ту или иную педагогическую технологию необходимо знать психосоциотип каждого ученика и учитывать его в процессе преподавания. В зависимости от него человек по-разному принимает информацию, решения, мыслит. Именно поэтому ученики отдают предпочтение разным стилям обучения и общения.

    Вместе с психологом школы мною  проводился  тест на исследование математических и лингвистических способностей обучающихся в течение 2-х лет. Использовался тест Айзенка «Математические и лингвистические субтесты для обучающихся».

Думаю, что каждый учитель может распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование современных технологий способствовало повышению интереса к русскому языку и литературе,  развитию креативных способностей учащихся, повышению качества образования в целом.

Литература

  1. Издательский дом «Первое сентября», http://rus.1september.ru – газета «Литература», «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы», «Я иду на урок русского языка».
  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
  3. Вильямс Р. и др. Компьютеры в школе. – М., 1988.
  4. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. – М., 1988.
  5. Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого. – М: РПА, 1996.
  6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.
  7. Управление, информация, интеллект / Под ред. А.И.Берга и др. – М., 1976.
  8. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.
  9. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.
  10. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994. 
  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, «Народное образование», 1998 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Повышение у учащихся интереса к урокам русского языка и литературы путём использования ИКТ-технологий и электронных образовательных ресурсов

Новой целью образования теперь является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина ...

Статья на тему "Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка"

В стаье на конкретных примерах показывается, насколько важны игровые технологии в преподавании русского языка, в повышении качества знаний учащихся по данному предмету....

Дидактическая игра как средство повышения интереса к уроку русского языка.

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык.Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипн...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"...