«Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм, направленных на реализацию обновленных ФГОС -2021»
статья по литературе

Тивунчик Валентина Генадьевна

Представление своего педагогического опыта на методическом семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ С. ГРАЧЕВ КУСТ

ПЕРЕЛЮБСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года  –2023»

Само - представление опыта (Методический семинар)

«Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм, направленных на реализацию обновленных ФГОС -2021»

        

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ с. Грачев Куст

Тивунчик В.Г.

Образование:  высшее

I кв. категория

с. Грачев Куст

         Перед многими  педагогами в процессе работы в школе встает вопрос повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а значит, существует реальная необходимость разработать некую систему обучения, выявить влияние учебного материала, формы и последовательности его предъявления на развитие познавательных способностей школьников. В связи с переходом несколько лет назад основной школы на стандарты второго поколения, а совсем недавно появились и стандарты третьего поколения ФГОС основного общего образования, особо меня заинтересовали новые образовательные технологии. Эта проблема натолкнула меня на идею формирования своего педагогического опыта, тему которого можно сформулировать следующим образом: «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм  в обучении русскому языку и литературе, направленных на реализацию новых ФГОС».

             Обновление содержания школьного курса, разработка и внедрение новых программ по русскому языку, учебников и учебных комплексов настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и дидактических средств, новых технологий, способных обеспечить результативность обучения за счет введения поисковых компонентов, создающих условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации и, в конечном счете, позволяющих достигать гарантированные результаты обучения.

Нуждается в изменении стиль обучения и общения. На уроках превалирует стиль напряженного ожидания (спросят - не спросят), дети пассивны, им не хватает элемента новизны, отсутствует ощущение «осознанной необходимости» в хорошем, разностороннем образовании.

Поэтому свою задачу я вижу, прежде всего, в формировании у ребят устойчивой мотивации к изучению русского языка.  

Актуальность опыта.

       Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций.

        Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения.

         Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что пред каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия,  при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам, повышая познавательный интерес к предмету.

Каковы же пути,  позволяющие  воспитывать  у  учащихся  любовь  к Русскому языку и литературе  как к предмету?

         Таких путей много, но одним из них, я считаю,  является  применение активных форм обучения на  уроках  русского  языка  при   изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков.

    Особенно это важно в начале изучения  курса  в  5-9  классах.  Если учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят наш предмет, то успех в обучении почти обеспечен.

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». (К.Д. Ушинский)

  1. Цель и задачи педагогического опыта.

Цель: внедрение в практику преподавания русского языка и литературы современные педагогические технологии, активные и интерактивные методы обучения, которые будут способствовать повышению эффективности учебного процесса.

Задачи: 1.Адаптировать ту или иную современную педагогическую технологию к условиям своей практической деятельности.

 2.Сформировать комплекс методов, приемов, наиболее успешно реализуемых при определенных условиях процесса обучения.

Объектом исследования является процесс обучения русскому языку, обеспечивающий формирование положительной мотивации учения.

В практике педагогической деятельности использую основы следующих современных технологий:

 - технологии проблемного обучения;

- технологии развития критического мышления;

- информационно-компьютерных технологий;

- технологии личностно-ориентированного обучения;

  - здоровьесберегающих технологий.

 Применение проблемного обучения на уроках русского языка и литературы считаю одним из действенных способов повышения эффективности учебного процесса. В основе теории проблемного обучения лежит идея о формировании познавательной активности личности через создание соответствующих дидактических и психологических условий. Проблемная ситуация характеризуется как активное психическое состояние, возникающее у личности при выполнении задачи в условиях субъективного открытия «новых знаний». Таким образом, ядром проблемной ситуации становится неизвестное новое знание, которое собственно и должен открыть для себя ученик, чтобы достигнуть поставленной цели. Для решения этой задачи ученику необходимо использовать специальные действия поиска нужного знания. Сущность проблемного обучения, таким образом, сводится к активной мыслительной обработке задания и самостоятельного вывода.

Цель технологии: овладение способом познания;  развитие индивидуальных способностей; самостоятельное открытие знаний. В ходе своей педагогической деятельности стремлюсь создать условия, способствующие возникновению у ученика потребности в поиске нового знания. Это условия для творческого поиска, развития интереса к материалу, удовлетворенности учебным процессом. Для развития познавательных способностей школьников использую систему определенных заданий и особых методических приемов.

Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения  на уроках я использую методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого  приёма? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

  • универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
  • развивает аналитические способности;
  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
  • заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
  • воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Этот приём можно использовать как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Одним из интересных для учащихся заданий, связанных с созданием проблемной ситуации, считаю задание, которое направлено на установление связей между отдельными языковыми элементами, это прием  «Найти лишнее» не покидает наши уроки на протяжении всего курса русского языка: 5-6 классы - это занимательные игры, повышающие интерес к предмету, например, при изучении темы «Буквы з/с на конце приставок» предлагаю выполнить такого рода задание. 1.Беззаботный, ветреный, беспечный, беспокойный. 2.Бесчувственный, бездушный, бессодержательный, жестокий., а в 9-11 классах игра переходит в подготовку к ЕГЭ. Ведь большинство заданий  построено по принципу: найди лишнее.

     Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) туфлЯ
2) понЯв
3) дОнельзя
4) корЫсть
5) Оптовый

Прием «Восстановление деформированного текста».

Этот прием помогает формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте, работать над осознанием связи между предложениями в тексте, устранять однообразие синтаксических конструкций и речевых повторов.

В результате осуществления проблемного обучения развивается познавательная активность детей, появляется интерес к изучаемому материалу.

На уроках литературы проблемное обучение заставляет ученика мыслить, рассуждать решать какие-то трудные для себя задачи, а если ему не хватает данных, то он должен сам их искать.

Например, проблемная ситуация создаётся следующими вопросами:

- Кто главный герой романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

- А почему же тогда А.С.Пушкин назвал свой роман «Капитанская дочка»?

- Что хотел сказать этим автор читателю? Считает ли он образ простой девушки-трусихи, какой мы видим её на протяжении почти всего романа  важнее образа Петра Андреевича Гринёва или Емельяна Пугачёва?

     Это заставляет учащихся задуматься над темой урока, по-новому взглянуть на учебный материал, иногда получаются настоящие «дебаты», которые запоминаются детям надолго.

С технологией проблемного обучения тесным образом связана  технология развития критического мышления. Цель данной технологии – обеспечить развитие критического мышления через интерактивное включение обучающихся в познавательный процесс. В основе технологии лежит дидактический цикл, состоящий их трех этапов: вызова, осмысления, размышления. Первая стадия – вызов – активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме. Вторая стадия – осмысление нового материала. На этой стадии использую различные методические приемы:

Прием «Чтение текста с остановками».   Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".

Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.

Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия.

Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.

Прием «Концептуальная таблица» — это педагогический прием, который направлен на создание сравнительной таблицы. Он учит учащихся рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию. Данный прием — один из способов обучения учеников критическому осознанному мышлению, который формирует сравнительную систему суждений, способствует умению находить и анализировать отличительные признаки объектов.

В зависимости от цели, которая ставится на уроке, таблица заполняется учениками в качестве домашнего задания или на уроке, постепенно или вся целиком. Прием использую на этапе закрепления пройденного материала, на уроках структуризации и обобщения знаний.

Способ построения таков: по горизонтали записываются основные характеристики, по которым сравнивается явления или объекты, а по вертикали — отличительные свойства, по которым происходит сравнение.

Прием   «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

 

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

  • обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
  • отрабатывает умение формулировать вопросы;
  • воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:

  • умения погружаться в текст;
  • способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
  • навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.
  • умения погружаться в текст;
  • способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
  • навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.

Помимо технологии развития критического мышления и проблемного обучения, активно внедряю в педагогическую практику информационно-компьютерные технологии. В качестве электронных форм контроля использую тесты, которые учащиеся выполняют индивидуально. Нередко тесты составляю сама, вывожу их на экран с помощью проектора либо использую специальные диски. Учебный материал, предназначенный для изучения, периодически представляю в виде самостоятельно подготовленных презентаций.

Обучающихся при изучении отдельных тем отправляю к сети Интернет. Например, моим ученикам известен справочно-информационный портал http://www.gramota.ru .Здесь они могут получить информацию о различных словарях. Это дополняет традиционный вид работы с учебными словарями, что способствует формированию познавательных УУД. При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ незаменимы ресурсы образовательного портала «Решу ЕГЭ».

Литература - предмет, целью которого является развитие творческого воображения учащихся через работу над художественным текстом. Его итогом должен стать зримый, наглядный образ, а не просто совокупность литературоведческих категорий. Для успешного достижения этой цели урок литературы должен быть интересным по содержанию, разнообразным по использованию методов и приемов работы, интеллектуально, психологически и морально насыщенным, поэтому не всегда достаточно бывает только анализа текста художественного произведения, необходимо привлечение других форм учебной деятельности, в том числе и интеграции.

Одним из средств развития творческих способностей учащихся является использование наглядности, в том числе и видеофильмов. Преимущества кино- и видеофильмов перед другими видами наглядности очевидны: наличие в них видеоряда, текста и музыкального сопровождения активизирует одновременно несколько видов памяти у учащихся (зрительную, слуховую и эмоциональную), а комплексное применение этих средств способствует созданию действительно цельного образа писателя или произведения. "Язык" кинематографа, набор образных средств значительно отличается от языка литературы, дополняет, но не заменяет его, поэтому кино на уроке - источник работ по развитию речи, активизирующий и разнообразящий деятельность учащихся, но ни в коем случае не заменяющий работу с художественным текстом.

Используемые мною на уроках видеофильмы неоднородны. Их можно классифицировать на учебные и художественные, причем приемы работы с ними, а также место в системе уроков по творчеству писателя различны и зависят от содержания и стилистики видеофрагмента: тяготеет ли он к художественному или документальному кино.

Учебные видеофрагменты подразделяются в зависимости от видеоряда и комментария на биографические, краеведческие и литературоведческие. Учебные фильмы могут быть использованы на уроке как иллюстрация, дополнение к слову учителя или самостоятельный лекционный материал, если содержание видеофрагмента полностью раскрывает обозначенную тему; основной прием работы с ними - конспектирование фактического или исследовательского материала. В зависимости от построения системы уроков объемный фильм может дробиться на небольшие фрагменты, используемые в течение нескольких последовательных занятий по изучению биографии или творчества писателя.

1. Использование биографических фрагментов.

После краткого вступительного слова учащиеся получают задание по мере просмотра фильма конспектировать его содержание, в заключительной части урока проводится контроль работы через фронтальный опрос, при этом те учащиеся, которые не вполне справились с работой, получают возможность дополнить свои конспекты.

Преимущества этого вида работы определяются насыщенностью фрагмента фактическим материалом, удачно подобранным видеорядом и музыкальным сопровождением.

Можно построить работу  несколько иначе: фактический материал излагается учителем, а видеофильмы демонстрируются на заключительном этапе урока для закрепления знаний через привлечение разных видов памяти, а также для создания целостного эмоционального образа писателя.

2. Использование краеведческих фрагментов.

Этот вид видеофильмов применяется при проведении заочной экскурсии по местам, связанным с жизнью писателя. Возможны различные формы комбинирования средств видеофильма и слова учителя или сообщений учащихся: последовательное их использование на разных этапах урока или чередование, разбивка видеофильма текстом или работой с другими средствами наглядности (иконографическим материалом, фотографиями, репродукциями). Такие видеофрагменты можно использовать при знакомстве с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова («Последняя ссылка»), Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В. Шукшина и др.

    3. Художественные фильмы (экранизации литературных произведений) также используются, целиком или фрагментарно, с разными целями в зависимости от качества экранизации, режиссерской концепции и видения учителем системы работы над литературным произведением. Здесь также возможны различные формы работы с видеоматериалом.

  • Показ небольшого фрагмента обычно проводится перед началом работы над произведением и имеет целью создание необходимого эмоционального настроя у учащихся. Этот прием наиболее эффективен для фильмов, точно передающих историческую обстановку и бытовые подробности, например, "Борис Годунов" и "Война и мир" С. Бондарчука, "Майская ночь, или Утопленница", "Ночь перед Рождеством", "Собачье сердце", а также используются и литературно-музыкальные  композиции по литературным произведениям или их фрагментам, например, по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.

  Отдельные эпизоды фильма могут быть показаны как иллюстрация литературного произведения и служат элементом анализа. Их обсуждение проводится по системе вопросов или заданий, помогающих учащимся сравнить замысел писателя и его интерпретацию режиссером фильма. Особое внимание обращается на детали, помогающие перевести словесно выраженную мысль на язык кино: грим, костюм, жест и мимика актеров, интерьер и пейзаж в видеоряде. Обязательным моментом является обсуждение новых деталей или отсутствие указанных писателем: не искажает ли это содержание или идею литературного произведения. Так можно использовать фрагменты спектакля Малого театра "Недоросль", фильмов "Руслан и Людмила", "Война и мир", "Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Ромео и Джульетта", "Гамлет".

  Просмотр художественного фильма полностью используется на завершающем этапе работы над произведением, после того как у учащихся сложится свое представление о внешности и характере персонажей и обстановке, станет ясна идея произведения. Такой просмотр завершается написанием рецензии или устным обсуждением фильма, поэтому ученикам предварительно даются задания сравнить увиденное на экране с текстом литературного произведения и собственным восприятием, оценить успешность воплощения текста средствами актерской игры, декораций, музыкального сопровождения, закадрового текста. Эта форма работы применяется в основном на уроках, посвященных самостоятельно прочитанным, а затем обсужденным в классе произведениям:

"Выстрел" А.С. Пушкина, "Вий" Н.В. Гоголя, "Медведь" А.П. Чехова, "Вождь краснокожих" О. Генри. Задание к просмотру фильма может быть и более узким, например, проследить приемы введения музыки Г. Свиридова режиссером в фильм "Метель" по повести А.С. Пушкина. Такая работа помогает учащимся осознать различие изобразительных средств, используемых литературой и кинематографом, развить критическое отношение к увиденному на экране, внимание к слову в художественном тексте.

Особое место занимает художественное чтение литературного произведения профессиональными актерами, например, чтение "Евгения Онегина" С. Юрским. Высокий уровень исполнения позволяет вызвать интерес учащихся к роману и одновременно является образцом выразительного чтения, поэтому просмотр такого видеофильма предпочтительнее исполнения того же текста учителем или учащимися, а наличие лаконичного, но выразительного видеоряда делает его более выигрышным, чем прослушивание фрагмента магнитофонной или грамзаписи.

Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение ребят к классической литературе. Фильмы оживляют для них книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Слова книги оживают у них на глазах.

Но, самое главное, возвращаясь от фильма к книге, учащиеся начинают видеть ее совершенно иначе, смотрят глубже и видят больше. Сравнивая, сопоставляя и противопоставляя, теперь уже гораздо более близкую и понятную книгу и фильм-экранизацию, они приходят к удивительным результатам. Детям открывается духовный смысл произведений русской классики. Точное перенесение книги на экран невозможно, единственное орудие убеждения, имеющееся у создателей фильма – четкая художественная позиция и грамотно выполненные творческие задачи. Только в этом случае телеэкранизация будет интересна сразу всем категориям зрителей: от подготовленных (полностью или частично) до абсолютно неподготовленных, тех, кто, увидев фильм, впервые столкнулся с данным материалом.

Система работы с литературными экранизациями не нова, она апробирована, работает и дает хорошие результаты.

               В ходе образовательного процесса важнейшее значение имеют здоровьесберегающие технологии. Мною используются следующие здоровьесберегающие технологии: организационно-педагогические (по снятию утомления зрения, по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата), психолого-педагогические. Поддерживаю санитарное состояние классов, обеспечиваю условия охраны труда, провожу физкультминутки, зарядки для глаз, рационально организую уроки.

Рассмотренные в опыте педагогические технологии применимы в работе всех преподавателей. Большой арсенал приемов и методов, на которых основан мой опыт, может быть полезен и интересен любому практикующему педагогу-предметнику. Таким образом, педагогический опыт был обобщен для накопления практического материала, отражающего педагогическое мастерство, были представлены новые оригинальные методы, приемы, формы обучения. Данный педагогический опыт призван обеспечить мотивацию обучения, активизацию познавательной деятельности обучающихся, развитие творческих способностей, гуманизацию обучения.

Анализ результативности.

За данный промежуток работы имею  устойчивые положительные результаты обучения, благодаря грамотному и методически оправданному использованию в своей работе инновационных образовательных технологий. На уроках  русского языка и литературы царит творческая атмосфера. На  протяжении нескольких лет моим ученикам удавалось успешно сдавать устное собеседование, что являлось допуском к сдаче  ОГЭ по русскому языку, который они с успехом сдавали. Большая часть учащихся затем приходила в 10-йкласс, где мы готовились к итоговому сочинению по литературе, которое является допуском к ЕГЭ. И это испытание моим ученикам удавалось пройти без потерь.              

Мои ученики участвуют в муниципальных и региональных конкурсах, у это участие не проходит бесследно. Так на протяжении нескольких лет они становились победителями и призерами во всероссийском конкурсе сочинений «Память сильнее времени», занимали 2 и 3 места в Областной научно-практической конференции «Литературное краеведение глазами школьников», в Международном интеллект фестивале «Политика вокруг нас».  

                Главным результатом моей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха -  обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Используемые с этой целью активные формы и методы обучения различны, но назначение их одно: сделать сложное простым и доступным.    

Использованные интернет-ресурсы:

  1. https://педакадемия.рф/педагогические-приемы-на-уроках/
  2. https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-priyemy-obucheniya-i-kakimi-oni-byvayut/
  3. https://infourok.ru/pavlov-a-k-tehnologii-metody-i-sredstva-obucheniya-v-sovremennoj-pedagogike-akademicheskaya-lekciya-5572571.html
  4. https://eduportal44.ru/npo/shpk/SiteAssets/DocLib40/Домашняя/Обзор%20педагогических%20технологий%20обучения.pdf
  5. https://urok.1sept.ru/articles/678635 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия з...

Статья: "Современные подходы преподавания русского языка и литературы через использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС".

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через использование нестандартных форм проведения уроков

Методика обучения русскому языку - методические условия реализации дидактических принципов, методические закономерности обучения родному языку и сформулированные на их основе научно-теоретические...

СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...

Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...