Главные вкладки

    Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
    статья по теме

    Ливоненкова Ирина Семёновна
    Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеурочное время, способствующие более сознательному усвоению всего материала

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formir.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и  биологии

                            ( обобщение опыта работы)

            

    Программа модернизации российского образования в настоящее время выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социально-экономические и политические процессы общественной жизни, вводящих подрастающее поколение в систему гуманистических ценностей и таких приоритетов как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, достоинство и т.д.

     Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. Для этого надо постоянно учиться самому.

    Коротко остановлюсь на основных характеристиках предметов, которые я преподаю, с точки зрения реализации в них принципа коррекционного обучения.

    Естественно-географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Моя основная задача, как учителя-предметника, в доступной форме донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеурочное время, способствующие более сознательному усвоению  всего материала.

    Использование на уроке разнообразных видов работ, активных методов и приёмов обучения постепенно  помогают ученикам преодолевать их недостатки в психофизическом и интеллектуальном развитии.

    Приведу несколько примеров, точнее заданий, способствующих формированию интереса, внимания, развития познавательной активности и самостоятельности на уроках природоведения в 5 классе.

    Так, например, при изучении темы «Животные леса», как закрепление, предлагаю игру «Кто живёт в лесу?», цель которой развитие умения группировать объекты по одному признаку (животных – по общему месту обитания) и ставить вопросы к словам.

    Оборудование: Иллюстрация с изображением леса, внизу сделаны прорези для карточек; карточки с изображением  или  со словами  медведь, заяц, собака, дятел, лиса, курица, волк, лось, кошка, сова и др.

     Ход игры: Дети отвечают на вопрос учителя «Кто живёт в лесу?», но при этом соблюсти условие: для ответа можно пользоваться только теми рисунками или словами,  которые даны на карточках, выбрать правильно название животного, которое живёт в лесу  и вставить в прорезь. Аналогично можно проводить игры: «Что растёт в лесу?», «Что растёт на огороде?» и т. д.

    Для развития мыслительных операций и внимания использую игру «Третий лишний», например, в 8 классе при изучении темы «Рыбы».

    а)  речной окунь, щука, карп;

    б)  треска, океаническая сельдь, речной окунь;

    в)  карп, океаническая сельдь, щука.

    Нужно прочитать названия рыб и решить, кто из них в каждом ряду лишний. Подчеркнуть название лишнего животного одной чертой, и устно объяснить, почему это животное  лишнее.

    Учащимся нравится выполнять такие задания, в которых приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать. Это ведёт к выработке мышления, внимания, желание учиться, что, естественно, не может не сказаться положительно на организации самого урока, на усвоении знаний, на формирование умений и навыков, коррекции недостатков в психофизическом развитии и повышения познавательной активности.

    Так при завершении курса природоведения и географии (5-7 кл.) с ребятами отправляемся в путешествие по родной стране. Чтобы привлечь внимание учеников, настроить их на рабочий лад, в общении с детьми большую роль играет речь учителя, его манера говорить, интонация. Голосом, пониженным до шёпота, заинтересовать ребят, насторожить, придать таинственность и начать, например, урок-игру на тему: «Кто лучше знает природу?».

    На доске «Цветик-семицветик». На его лепестках записаны вопросы. Спрашиваю ребят: - «Из какой сказки этот необычный  цветок? Помните? Расскажите о нём!» - « Маленькая девочка Женя загадывала желания, которые исполнял цветок, а мы с вами попробуем с помощью лепестков решить задачи. Вопросы необычные. Ведь природа помогает людям в жизни, делает человека добрым. Давайте мысленно пройдёмся по нашей стране и каждому цветку скажем: «Здравствуйте!». Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе лучше знает природу. Ведь знания помогают и природе».

     За правильный ответ ученик получает жетон цвета своего лепестка. Вопросы самые разнообразные: -  «Почему у деревьев весной клейкие листья? Почему полезно есть ягоды смородины земляники, шиповника? Почему в тундре много болот и озёр? Почему у верблюжьей колючки длинные корни?» и т.д.

    Большую работу на уроках географии и биологии я веду по преодолению недостатков речевого развития устной речи, особенно с учащимися старших классов. От уровня сформированности  речевой деятельности умственно отсталых школьников зависит успешность усвоения материала на уроках, а также последующая адаптация в микромире и в социуме.

    Так, например, использование наглядного материала в обучении аномальных детей имеет качественное значение из-за их особенностей интеллектуального и речевого развития (замедленное и своеобразное формирование устной речи, быстрая утомляемость, преобладание наглядных форм мышления и др.)

    В преподавании географии и биологии огромное значение имеет наглядность, особенно на уроках географии, т.к. большинство географических объектов и явлений недоступно для непосредственного восприятия учащимися. Учить географии без наглядных пособий невозможно. Даже самые красочные словесные описания ничего не дадут ученику с ограниченными возможностями в развитии, если у него не будет создан образ предмета. Умственно отсталые дети в каждый данный момент воспринимают меньшее количество объектов, чем дети с нормальным интеллектом.

    Действительные отношения объектов реального мира оказываются резко упрощёнными в психике таких школьников. Картины, фотографии, рисунки, открытки, отдельные кадры или фрагменты из видеофильмов, DVD, интерактивные наглядные пособия помогают образовать в сознании детей отчётливое представление о предмете, закрепить знания карты.

    Большую трудность для  умственно отсталых школьников представляет установление причинно-следственных связей, изображаемых на картине. Роль причинных вопросов «почему?» активизирует и развивает мышление ученика. Эти вопросы, как в географии, так и в биологии,  считаются главными, т. к. задача на установление причинной зависимости создаёт перед учениками своеобразную проблемную ситуацию для выхода, из которой кроме актуализации имеющихся знаний необходимо выполнить ряд других операций, что, безусловно, повышает интеллектуальную активность, способствует умственному развитию учащихся.

     Картины  требуют особых приёмов их использования. Картину нельзя показывать ученикам до момента её использования. Это связано с тем, что ученики видят её впервые, и она у них вызывает большой интерес, отвлекает. Но мало показать, надо добиться, чтобы они осмыслили её содержание и сделали бы это самостоятельно с помощью, конечно,  наводящих вопросов. Например, при изучении темы в 7 классе «Зона тундры. Особенности природы» использую картину «Тундра».

    Предлагаю внимательно на неё посмотреть и сказать, что вы видите на картине, какая поверхность, что видно на переднем плане картины, что вдали? Рассматривание картины предшествует предварительная беседа, включающая чёткие, заранее спланированные вопросы к ученикам.

            

    1. Почему в тундре летом много озёр и болот?

            

    2. Почему в тундре нет леса?

            

    3. Почему летом в тундру прилетает много водоплавающих птиц?

    С помощью вопросов я направляю внимание учеников на пристальное рассматривание объекта, выделение и установление причинно-следственных закономерностей. Таким образом, эти вопросы помогают учащимся мобилизовать имеющиеся у них знания и потенциальные возможности. Составление рассказа по картинам развивает речь учащихся, учит вглядываться, думать, раскрывать взаимосвязи между явлениями природы.

            

    В каждом классе коррекционной школы обучаются дети с разным уровнем развития, различным отношением к занятиям и возможностями усвоения учебного материала. Поэтому урок должен проводиться при строгом соблюдении принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Он предполагает деление учащихся на группы.

    ● – К первой группе я отношу учащихся наиболее успешно овладевающие программным материалом (это в основном сильнее ученики).

    ● – Во вторую группу входят дети, также достаточно успешно обучающиеся в классе, но без помощи учителя обобщения и выводы делать не в состоянии.

    ● – К третьей группе отношу учащихся, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в разнообразной помощи с моей стороны. Их действия необходимо постоянно корректировать.

    Например, на уроке в 8 классе по теме «Размножение и развитие рыб», при изучение схемы развития рыбы, делю класс на три варианта. Все дети получают задания. Прочитать текст в учебнике и составить такую схему.

    Учащиеся первой группы выполняют вариант:

    ☻ - икра ---- ..... ---- ..... ---- .... ;

    Учащиеся второй группы:

    ☻ - икра ---- ..... ---- ..... ---- маленькая рыбка;

    Учащиеся третьей группы:

    ☻- икра ---- личинка ---- ..... ---- маленькая рыбка.

    Одной из форм личностно-ориентированного подхода в обучении является групповая работа на уроке. Например, учащимся после чтения  темы в учебнике, предлагаю работать в парах или в группах по 3 – 4 человека. Даю задания в красочно оформленных конвертах на выбор с познавательными вопросами. Приведу некоторые из них:

    1. – Зимой на реках и озёрах люди делают во льду проруби. Иногда в проруби вставляют стебли из тростника. С какой целью?

    2. – Почему некоторые виды рыб вымётывают очень много икринок?

    3. – Почему северные олени не замерзают даже в сильные морозы? Что защищает их от холода? и т.д.

    Подобные вопросы вызывают активный интерес, их обсуждают все ученики, но правильный ответ обычно дают учащиеся сильной группы. Большие возможности для индивидуализации открываются при выполнении опережающих (домашних) заданий, где в отличие от урока ученик может затратить столько времени, сколько на это потребуется.

    Например, нужно сделать сообщения по статьям учебника за 8 класс по биологии «Морской дьявол», «Рыбы-чистильщики», «Птицы, не знающие своих детей» (с. 67, 70, 124). Дети готовятся вполне самостоятельно. В результате у них расширяется кругозор, появляется интерес к предмету.

    Важным средством воспитания и обучения на уроках являются дидактические игры. Игра активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой урок, любой учебный предмет увлекательным, вызывает глубокое удовлетворение, облегчает  процесс усвоения знаний.

    Учитывая это, я ввожу в урок игровые моменты для учащихся: это кроссворды, шарады, ребусы, загадки, головоломки и т. д. Такие задания школьники с нарушениями развития выполняют с желанием и интересом.

            

    В теории и практике обучения разработаны и успешно применяются различные виды, формы и методы повторения. Определённое место в моей работе занимают тесты. Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом им напоминает отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов. Как и в работе с занимательными  материалами, при работе с тестами активизируется мыслительная деятельность, любопытство, что в свою очередь выступает основой развития любознательности.

    Тесты могут применяться на разных этапах урока, чаще при повторении ранее изученного и закреплении нового материала. По результатам выполнения тестов можно судить об уровне ЗУН учащихся. В работе с тестами совершенствуется внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль, умение обобщать знания, чётко формулировать ответ.

    В настоящее время существует проблема интеграции обучения и воспитания. Актуальность интегрирования продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе.

    Многолетняя работа в школе VIII вида показала, что реализация общеобразовательной, коррекционной и воспитательных задач невозможна без тесной связи между преподаванием разных учебных предметов. Например, интеграция истории и уроки географии – это географические открытия и история исследования родного края, т. е. Сахалина и Курильских островов.

    Для осуществления географического краеведения провожу связь с природоведением и биологии, или связь экологии с математикой. Приведу примеры таких связей.

    ♦ - В результате аварийных разливов нефти в мире гибнет около 1 млн. водоплавающих птиц в год. Сколько птиц может погибнуть за 5 лет?

    ♦ - Большая синица за летний день подлетает с кормом к гнезду 400 раз. Сколько раз прилетит синица с кормом к гнезду за неделю?

    ♦ - Стрекоза за 2 часа съедает 40 мух. Сколько мух съедает стрекоза за сутки? и др.

            

    Дети с интересом включаются в работу, пытаются одновременно решить создавшуюся проблемную ситуацию и правильно ответить на поставленные вопросы.

    Таким образом, связь на уроке с другими предметами ликвидирует формализм в работе, а изученный краеведческий материал с окружающей действительностью расширяет кругозор учащихся и способствует формированию патриотических чувств.

            

    Какие уроки больше всего мне удаются?

    Это повторительно-обобщающие, целью которых являются систематизация и повторение изученных тем, т. к. в специальных (коррекционных) школах повторение является необходимым элементом урока любого типа.

    Как я провожу такие уроки?

    Для активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся с нарушениями развития чаще всего использую нестандартные (креативные) формы обучения. Нестандартные уроки способствуют более творческому усвоению знаний и стимулируют интерес школьников к предмету. Любят дети такие уроки. Это уроки-конкурсы, уроки-соревнования,  уроки по типу викторины, КВНы, уроки-путешествия,  уроки-ассорти, марафоны, кругосветки и другие.

     Все эти нестандартные формы проведения уроков позволяют повторить, закрепить и обобщить полученные знания. Такие уроки почти всегда достигают поставленных целей. Учащиеся на уроке проявляют максимальную активность и показывают хорошие знания. Проходят они очень живо и с большим интересом. На таких уроках нет равнодушных, проблем с дисциплиной не возникает, а после окончания таких уроков дети тебе говорят «спасибо» и это очень приятно. Нестандартные уроки способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности школьников с ОВЗ и повышают уровень их общего развития.

    Практика работы в данной школе диктует необходимость поиска новых инновационных технологий и методов преподавания географии и биологии, которые смогли бы ещё больше активизировать учебный процесс и познавательную активность у. о. школьников.

    Для решения этой проблемы я попробовала внедрить в процесс познания другую форму и методику проведения уроков с применением  элементов программированного обучения. Использование элементов программирования, считаю, помогут обеспечить на уроках активную самостоятельную деятельность учеников, постоянно следить за усвоением знаний, своевременно оказывать ученикам необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся. В чём преимущество такого программированного обучения?

            

    Во-первых:  введение в процесс проверки заданий с элементами программирования (это перфокарты, перфоконверты, буквенные и цифровые задания)  позволяет экономить время урока. За несколько минут выявить подготовку всего класса по изученной теме, разделу;

    Во-вторых:  при программированном обучении реализуются принципы коррекционной направленности, систематичности, последовательности и доступности обучения;

    В-третьих:  заполнение перфокарт, выполнение цифровых и буквенных заданий, перфоконвертов способствуют активизации мыслительной  деятельности, развитию произвольного внимания, памяти и моторики учащихся с ОВЗ.

            

    В течение урока на выполнение программных заданий отвожу не более 5 – 10 минут учебного времени. Наиболее оптимальным является наличие в задании не более 8 вопросов, а для слабых – не более 4 – 5. Метод такого обучения предусматривает и дифференциацию учащихся по уровню развития мыслительной деятельности, работоспособности. С этой целью задания помечаются цифрами или другими символами. Например, 1 – для сильных; 2 – для средних; 3 – для слабых. Если задание не помечено цифрой, это значит, что оно может быть предложено вс        ем ученикам.

     Можно варьировать количество вопросов в заданиях, учитывая особенности класса и уровень подготовки каждого ученика. Такая работа обеспечивает состояние успеха для каждого ученика, вселяет в него уверенность, устраняет страх, формирует правильную самооценку и развивает мыслительную деятельность, корригирует недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников.

            

    Ведётся мною в школе и внеклассная работа, которая имеет также большое коррекционно-воспитательное значение. Это викторины «Знаешь ли ты свой край?», «Самое, самое…», «Мозговой штурм», «Сахалинские орешки», «Что? Где? Когда?» и др. Ответы на вопросы дети ищут в журналах, газетах, книгах, справочниках, учебниках.

    В этом им помогают и взрослые воспитатели, учителя-предметники, библиотекарь. Много лет в нашей школе проводились предметные месячники, сейчас это предметные недели. Все учащиеся школы являются активными участниками этих внеклассных мероприятий. Большую роль в познавательной деятельности учащихся с проблемами в развитии играют экскурсии в природу, с целью уточнения и расширения представлений детей об окружающем мире, закрепления знаний о типичных явлениях в природе по временам года, развития желания познавать законы природы, экскурсии на предприятия и  музеи.

    Такая форма работы вырабатывает у школьников любознательность, умение находить правильные ответы, добиваться поставленных целей, делать  выводы, сравнивать, обобщать.

            

    Все перечисленные активные формы и методы обучения и воспитания способствуют повышению качества знаний, уроки делать интересными, а детей более организованными и дисциплинированными, помогают учащимся преодолевать трудности в недоразвитии высших форм познавательной деятельности, более сознательно и прочно усваивать и закреплять полученные ЗУН.

    Формировать познавательный интерес, оживлять и активизировать школьников с ОВЗ, содействовать коррекции внимания, памяти,  речи и других психических процессов. Чем глубже умственно  отсталый ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет в процессе обучения, тем прочнее у него знания, умения и навыки.

    Использование на уроках географии, природоведения и  биологии дидактических игр, тестов, личностно – ориентированного и элементов  программированного обучения помогают реализовать цели школьного образования: научить учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в мире ценностей.

            

    Итак, знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, как правило, глубоки и прочны, более осознанны.

    Направлены в результате на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации и повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

    В статье рассматриваются активные формы и методы обучения, используемые на уроках литературы (уроки-диспуты, ролевые игры, уроки-концерты), их влияние на сохранение здоровья школьников....

    Презентация: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время"

    Опытно-метадическая работа на тему: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время". Данную презентацию можно использовать при подготовки к аттестации....

    Актуальность использования активных форм и методов обучения во внеклассной работе по химии с обучающимися

    В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся».Вне...

    Использование активных форм и методов обучения на уроках информатики

    Задача в процессе изучения информатики — не только научиться пользоваться компьютером, определить роль, которую он играет в нашей жизни, понять, какую помощь он может оказать вам при исследовании окру...

    «Использование различных активных форм и методов обучения на уроке и во внеурочное время»

    Введение В начале XXI в. мир вступил в период громадных изменений цивилизационного масштаба, охватывающих по существу все страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся ус...

    Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

    Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия з...

    Организация образовательного процесса на уроках технологии (мальчики) на основе использования активных форм и методов обучения

    Организация образовательного процесса на уроках технологии (мальчики) на основе использования активных форм и методов обучения...