ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».
статья по литературе на тему

В статье рассматриваются активные формы и методы обучения, используемые на уроках литературы (уроки-диспуты, ролевые игры, уроки-концерты), их влияние на сохранение здоровья школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ

И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы

218 школы Фрунзенского района

Г. Ф. Диановой)


«Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрыли бы перед ребёнком классной дверью», - говорил в своё время выдающийся учитель В. А. Сухомлинский. Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку и сегодня от нас, учителей, зависит, какими мы воспитаем учеников, кем выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, преумножить.

Немаловажную роль будет играть, какую жизненную позицию они займут: то ли будут пассивными созерцателями, то ли просто хорошими исполнителями, то ли людьми активными, думающими, способными преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему. И это зависит от нас, учителей! Ведь личность учителя на уроке проецируется на детей. И если учитель сочетает в себе эрудицию, ум, азарт, умение учитывать возрастные особенности детей, желание воспитать ученика – творца и знание того, как и при помощи каких приёмов этого можно добиться, то он сможет достичь поставленной цели. И только тогда мы сможем говорить об успехе. Но всегда ли успех возможен? А если перед нами больной ребёнок?

Следует заметить, что объём современных учебных программ, их информационное насыщение часто несоразмеримы с возрастными и функциональными возможностями учащихся. Стремление как можно быстрее приспособить ребёнка к достижениям человеческого разума, когда обучение строится по принципу «читать раньше, чем ходить», превращает школу в фактор риска для формирующегося организма. Традиционно на академическом уроке, который является доминирующей формой обучения в школе, деятельность ученика протекает в чуждом его природе малоподвижном режиме по принципу «сиди – слушай-смотри».

В настоящее время настала необходимость коренным образом менять традиционный урок, руководствуясь идеями здоровьесбережения, ведь большая часть всех воздействий на здоровье учащихся – желательных и нежелательных – осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений. Перед современной школой стоит задача – не только учить и воспитывать, но сохранять и укреплять здоровье своих воспитанников. В связи с этим особое значение приобретают активные формы и методы обучения, т.к. они личностно – ориентированы (в центр образовательной системы ставится не класс в целом, а личность каждого ребёнка). Обучение не должно носить насильственный характер: мы, учителя, обязаны постараться увлечь учащихся, заинтересовать, побудить к размышлениям, чтобы из пассивного слушателя и созерцателя ученик превратился в активного, творческого, развивающегося человека.

В большей степени этому способствуют технологии коллективного способа обучения (работа в парах, в группах, мастерские письма и строения знаний), технология диалога (дискуссии, диспуты, «суды», создание всевозможных проектов, дифференцированное обучение, использование на уроках театрализации, игровых моментов).

Очень важно создавать на занятиях ситуацию успеха, чтобы ученик уходил с урока окрылённым. Всегда ли это получается? Не всегда. Но к этому надо стремиться.

Одной из основных задач современной школы является высокое качество образования при сохранении здоровья школьников. Для решения этой задачи в своей практике мною используются: уроки-диспуты, ролевые игры, семинарские занятия, конференции, уроки-концерты, проекты.

Из проведённых уроков, показавших хорошие результаты, хочется отметить следующие.

Уроки – диспуты.

В основу проведения таких уроков положена идея сотрудничества. В. Выготский писал: « В сотрудничестве ребёнок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе. Он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им… В сотрудничестве ребёнок имеет возможность перехода от того, что он умеет, к тому, что он не умеет, с помощью подражания…, что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством…»

В ходе таких уроков решались следующие цели и задачи:

- создать на уроке условия для определения и выбора собственной позиции;

- способствовать формированию у учащихся ценностных ориентаций через аналитическое мышление, оценочные суждения и выбор точки зрения;

- развивать навык работы в группах, участие в дебатах, дискуссиях, мозговом штурме;

- создавать мотивацию для дальнейшего обучения;

- формировать коммуникативные умения учащихся;

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- создавать условия для эффективного решения конкретных учебных задач;

- развивать критическое мышление;

- исследовать состояние здоровья детей (комфортность, отсутствие стрессов, усталости).

Урокам дискуссионного характера предшествует подготовительная работа:

  1. заранее объявляется тема;
  2. формируются группы и выдвигаются руководители групп;
  3. разрабатываются вопросы проблемного характера;
  4. все учащиеся подбирают аргументы и примеры для своего выступления (поскольку диспуты провододятся на основе литературных произведений на уроках литературы, то в качестве аргументов могут быть: портретные и речевые характеристики персонажей, анализ отдельных реплик, эпизодов, использование цитат, критической литературы, выявление авторской позиции. (Учащиеся должны доказать актуальность проблемы, подтвердить примерами из современной жизни);
  5. предварительно обговаривается манера поведения по отношению к оппонентам;
  6. может привлекаться иллюстративный материал;
  7. учащимся рекомендовано устанавливать ассоциативные связи.

Роль учителя на уроке: учитель – опытный координатор всего происходящего: тактично помогает, направляет деятельность учащихся, побуждает к реализации задуманного.

В течение последних лет разработаны и проведены следующие уроки.

                            7-ой класс

«В жизни всегда есть место подвигу?» (М. Горький «Песня о Соколе»)

                            8-ой класс

«Безумство храбрых – это мудрость жизни?»

                            9-ый класс

«Молчалины блаженствуют на свете?»

«Актуальна ли комедия «Горе от ума»?

«Один в поле воин?» (Постигая образ Чацкого)

                          10-ый класс

«Легко ли быть молодым?» (По произведениям современной литературы)

«А если это любовь?» (По произведениям ХIX – XX веков)

                          11-ый класс

 «Мещанин – это тот, для кого копейка солнце в небе?»

Подобные уроки развивают критическое мышление, формируют монологическую речь, умение вести дискуссию, диалог, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к оппоненту, отбирать литературный материал, систематизируя и обобщая изученное, и, как показывает опыт, школьники на них меньше устают.

Ролевые игры.

Ролевая игра является одной из форм коллективного взаимодействия, хотя предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определённой ситуации. Игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность. Следовательно, там работает и воображение, и мышление, и творчество.

Опыт показывает, что игра полезна и популярна. Учащиеся во время игры освобождаются от боязни ошибиться, группа объединяется единой деятельностью, создаётся благотворный климат общения, удовлетворятся потребность каждого в престиже, статусе, внимании, уважении.

Немецкий методист Ф. Лейзингер обращает внимание на большие коммуникативные, а, следовательно, обучающие возможности игры для развития устной речи. За её участниками закрепляется определённый характер, и они должны найти средства для выражения этих эмоций. Кроме того, игра предполагает движение, что важно для опорно-двигательного аппарата, органов дыхания…

Так в 10-ом классе при изучении произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» мною были разработаны и проведены (в разных классах) две ролевые игры: «Суд над Мармеладовым» («Тема маленького человека в романе»») и «Суд над Раскольниковым» («Осуждение теории сверхчеловека в романе»).

Несмотря на то, что уроки проводились в старших классах, школьникам понравилась такая форма получения знаний.

Для проведения таких уроков класс делится на 3 группы:

  1. обвинители;
  2. защитники;
  3. судьи (независимые эксперты).

В течение 7 - 10 минут учащиеся подбирают материал (цитаты, эпизоды) в защиту литературного героя  или против.

Затем выступают представители от групп, аргументируя свою точку зрения.

Независимые эксперты подводят итоги.

Роль учителя: помочь учащимся в постижении авторской позиции, направить деятельность учащихся.

Такие уроки снимают стрессы, активизируют мыслительную деятельность, способствуют выработке критического мышления, формированию гражданской позиции, пропагандируют здоровый образ жизни.

Уроки – концерты.

Под уроками – концертами понимают уроки с элементами театрализации. Подобные уроки снимают напряжение и развивают творческую активность учащихся. Они прививают любовь к художественному слову, учат постигать художественное произведение, воспитывают интерес к изучаемому предмету, вовлекают каждого ученика в процесс обучения. В рамках этой формы обучения мной были проведены:

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный» (посвящен А. С. Пушкину) 9 класс

«Урок – концерт, посвящённый Сергею Есенину» 11 класс

«Стихи растут, как звёзды и как розы…» (посвящен М. Цветаевой)
11 класс

 «Серебряный век русской поэзии» 11 класс.

Ученики моих[ классов также любят разыгрывать сцены из комедий: «Ревизор», «Горе от ума», «Недоросль». Они пробуют себя в роли актёров, режиссёров, костюмеров, художников. На таких уроках много смеха, радости, огромного интереса; время летит незаметно.

Особо хочется отметить проектную деятельность учащихся. Наблюдения показали, что современные школьники любят выступать с разными презентациями, хорошо владеют компьютерными технологиями. Следовательно, их деятельность нужно направить, помочь им в самовыражении при овладении знаниями.

Известно, что проектная деятельность развивает творчество учащихся, стимулирует мыслительные процессы, формирует умения и навыки самостоятельной работы, воспитывает личностные качества, пробуждает интерес к предмету.

Хочется отметить проекты учащихся, посвящённые блокаде Ленинграда по книге Д. Гранина «Блокадная книга», уроки – экскурсии: «Иду за Пушкиным» («Пушкин в Михайловском», «Петровское и Тригорское»), «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», «Философский спор о человеке» (по пьесе М. Горького «На дне»).

Подводя итог, следует отметить, что активные формы и методы обучения – «наши помощники» в борьбе за здоровье детей. Современный урок – это урок, в основе которого лежит сотрудничество ученика и учителя, где ученик себя чувствует комфортно, получая радость от процесса обучения.

Как показали наблюдения и мониторинг здоровья и психо-эмоционального состояния учеников, проведённые в школе №218, после того, как в школе открылась экспериментальная площадка «Здоровьесберегающие технологии» и учителя стали шире внедрять инновационные формы и методы обучения, школьники стали меньше уставать и болеть, меньше сидеть за компьютером – больше читать и слушать музыку, заниматься спортом. По итогам ЕГЭ школа на 6-ом месте в районе, у учащихся много побед в спортивных соревнованиях. Следовательно, мы на правильном пути!

                                    АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются активные формы и методы обучения, используемые на уроках литературы (уроки-диспуты, ролевые игры, уроки-концерты), их влияние на сохранение здоровья школьников.

Автор: Дианова Галина Федоровна, заслуженный учитель России,

            Отличник народного образования.

            Город Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ 218.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

Актуальность использования активных форм и методов обучения во внеклассной работе по химии с обучающимися

В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся».Вне...

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия з...

Организация образовательного процесса на уроках технологии (мальчики) на основе использования активных форм и методов обучения

Организация образовательного процесса на уроках технологии (мальчики) на основе использования активных форм и методов обучения...

СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...

Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...