Организация образовательного процесса на уроках технологии (мальчики) на основе использования активных форм и методов обучения
методическая разработка по технологии на тему
Организация образовательного процесса на уроках технологии (мальчики) на основе использования активных форм и методов обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tehnologiya_malchiki_say.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация образовательного процесса на уроках технологии (мальчики) на основе использования активных форм и методов обучения
Сай В.М., учитель технологии
Решение педагогических задач осуществляется как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы обучения.
Активные методы обучения на уроках технологии:
1. Работа с устными и письменными текстами на уроке.
Традиционные формы проведения занятий, на которых учитель устно излагается учебный материал: лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала.
На таких занятиях активность учащихся достигается за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения:
- выдвижение и последующее обоснование предложений (гипотез),
- постановка проблемных вопросов,
- организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др.).
2. Учебные задания, работающие на решение поставленных задач:
- задания исследовательского характера,
- задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ и т.п.,
- имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер. К двигательным упражнениям относятся: работа на тренажерах, а к умственным – разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии, обоснование рациональности коммуникативных процессов в трудовых отношениях, аспектов маркетинга и др.,
- обучающие игры – это синтез релаксопедических подходов и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.
Виды обучающих игр, применяемых на уроках технологии:
- Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).
- Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.
Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:
- Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.
- Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец и т.д.);
- Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями;
- Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;
- Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.
- Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.).
В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.
- Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст.
- Игровое проектирование – может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях.
3. Образовательные технологии педагогические методы, используемые на уроках технологии:
- неигровые методы (имитационные упражнения),
- проектные методы обучения,
- имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения,
- интегрированные уроки,
- интегрированные проекты,
- систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий.
О применении на уроках технологии имитационных и неимитационных методов обучения уже говорилось выше, рассмотрим интегрированные уроки и интегрированные проекты.
Интеграция ускоренно моделирует личность, служит импульсом мироощущения учащихся, перестраивает мышление учителей, расширяя их научный диапазон.
Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов, в основе интегрированных уроков – близость содержания ведущих тем разных предметов и логических взаимосвязей. В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Таким образом, интеграция представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого монолита знаний.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков:
- Определение системы таких уроков на целый год и включение их в календарно-тематическое планирование.
- Тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующей целей.
- Моделирование (то есть анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их тем содержанием, которое поддерживает главную цель.
- Тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения.
- Оптимальная нагрузка детей впечатлениями.
- Привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов и специалистов.
Данные уроки являются для учащихся праздником, к ним проводится тщательная подготовка. В зависимости от темы: выполняются эскизы, макеты, шьются модели одежды (в масштабе или в натуральную величину), подбирается музыкальное сопровождение и видео-ряд (мульти-медиа-презентация).
Еще одной из форм работы с учащимися являются интегрированные и социальные проекты, под руководством тьютора.
Интегрированные проекты – позволяют обобщить, систематизировать и закрепить, полученные знания, умения и навыки на практике. Способствуют развитию творческого потенциала учащихся, реализуют деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению и воспитанию.
Интегрированные проекты (в нашем понимании) – это работа с информацией с помощью современных средств и способов, где взаимодействие “учитель–ученик” происходит на новом качественном уровне. Виды интегрированных проектов, представленных в электронном виде, могут быть следующими: презентации; электронные учебники; электронные журналы; сайты.
На основе вышеизложенного можно сделать общие выводы:
- Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель заставляет активизировать внимание и мышление учащихся. При этом активность поддерживается независимо от желания учащихся.
- Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.
- Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».
В статье рассматриваются активные формы и методы обучения, используемые на уроках литературы (уроки-диспуты, ролевые игры, уроки-концерты), их влияние на сохранение здоровья школьников....
Актуальность использования активных форм и методов обучения во внеклассной работе по химии с обучающимися
В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся».Вне...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения
Усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой практики, учителю необход...
Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия з...
СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...
Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...