Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"
статья по русскому языку по теме

Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической конференции "Русская филология: цели и задачи образовательного процесса в современных условиях". В докладе  освещаются   наиболее часто встречающиеся проблемы  обучения детей с задержкой психического развития, испытывающих трудности  в обучении,применяемые технологии, методы, формы  и приемы работы, которые целесообразно использовать с названной  категорией  обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.И. Камильжанова

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №38, г.Сургута

Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка

обучающихся специальных коррекционных  классов VII вида

Проблема обучения детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР), испытывающих трудности в обучении, стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем нашей школы. В частности конкретные цели и задачи обозначились  и перед учителями русского языка и литературы. Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, снижение мотивации, отсутствие логического анализа – вот далеко неполный перечень трудностей , с которыми сталкивается учитель. Результаты наблюдений учителей заставляют бить тревогу, а новые проблемы, возникающие в процессе обучения, требуют новых форм работы по преодолению этих проблем, а также пересмотра возможностей  хорошо известных приемов с целью адаптации их к имеющимся условиям.

  В своем докладе  кратко остановлюсь  на  особенностях развития детей с ЗПР,  применяемых технологиях обучения, которые целесообразно использовать в работе с названной категорией учащихся, методических формах  и приемах, применяемых для формирования учебно-познавательного интереса к изучению русского языка  обучающихся в СКК.

 Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.

Изучение процессов памяти показало недостаточную продуктивность производительной памяти, малый объём памяти, неточность и трудность воспроизведения. Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Детям с ЗПР трудно осознавать свои действия и облекать их в словесную форму. Большинство детей страдают дефектами звукопроизношения, наблюдается бедный словарный запас. Все эти особенности детей с ЗПР приводят к тому, что обучение их в массовой общеобразовательной школе без специальной коррекционной работы не ведёт к преодолению отставания в развитии.

 Трудности детей с ЗПР при изучении русского языка.:

а) у детей с ЗПР процесс фонематического анализа и синтеза крайне неразвит;

б) дети  не соблюдают строку, элементы букв непропорционально растянуты или, наоборот, уменьшены;

в)  делают стойкие ошибки, связанные с неумением выделять предложение из текста;

г) словарный запас учащихся с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью;

д)  каждое грамматическое правило существует для обучающегося  изолированно;

е) чтение детей с ЗПР характеризуется замедленным темпом.

При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. В связи с этим при работе с такими детьми используется индивидуальный маршрут, который позволяет фиксировать отдельно взятые пробелы в знаниях и умениях и не стихийно работать над их устранением. С целью создания условий,  способствующих формированию учебно-познавательного интереса в обучении детей СКК, используются особый методический инструментарий коррекционно-развивающего обучения:

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный.

  - задания по степени нарастающей трудности;

  - разнообразные типы структур урока, обеспечивающие смену видов   деятельности детей;

- дозированная, поэтапная направляющая помощь учителя;

 - перенос на самостоятельную работу только что отработанного алгоритма  действия;

 - использование коротких, чётких, поэтапных инструкций выполнения заданий;    

  - создание ситуации успешности;      

  - проблемные задания;

  - развёрнутая словесная оценка;

  - чтение  и ответы на тестовые вопросы (вопросы с выбором);

  -кроссворды (составление и отгадывание);

  -викторины, ребусы с проверкой ответа;

  - комментирование своих действий вслух;  

  -проверка чужой (своей) работы и поиск ошибок;

  -рецензирование устных ответов и  творческих работ;

 -планирование (создать последовательность, увязать следующее с предыдущим, учесть условия, поиск разных способов решения проблемы);

  -классификация (раздели… на группы, по какому принципу слова разбиты на  группы, в какую группы ты включишь слово);

  -обобщение (придумай название для рассказа, назови главную мысль, как  можно назвать одним словом, что общего между…)

  -сравнение, аналогии (почему автор сравнивает …, найди такое же отношение, с чем можно сравнить…).

   - использование наводящих вопросов при повторении пройденного и изучении нового  материала;  

  - использование индивидуальных заданий;

  - объяснение значения понятий, обогащение активного запаса слов,

  -  работа со словарями.

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:

  1. избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;
  2. не допускать переутомления и учебных перегрузок;
  3. стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями); 
  4. специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Необходимо целенаправленно работать над формированием коммуникативной функции речи детей  ЗПР в процессе школьного обучения.  Эта работа должна носить системный характер и должна быть направлена на совершенствование всех видов речевой деятельности.  Приведем  приемы, которые являются звеном логической цепочки при подготовке к такой кропотливой работе, как написание изложения. Приемы «Кто больше?», «Реставрация», «Будь внимателен» требуют сосредоточения внимания, концентрации и запоминания отдельных слов. Приемы «Не пропусти», «Самый внимательный» учат оптимально выбирать слова и выражения, становясь опорой при восстановлении текста. Серия заданий предполагает формирование целого ряда  познавательных умений: осуществление синтеза, классификации информации, установлении причинно-следственных связей.(«Ищем общее», «Ищем различия», «Узкое – широкое», «Один лишний».) На формирование умения составлять к тексту вопросы различных видов направлены приемы «Шапка вопросов», «Цветная шляпа». Один и тот же прием может работать на выполнение нескольких задач одновременно. Задания могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. При выполнении заданий обучающиеся в случае затруднения могут воспользоваться ключом ответа, подсказками, аналогичными примерами.

Хотелось бы остановиться еще на одной работе, заслуживающей внимание с точки зрения эффективности. Создается некая ситуация, которая является подготовкой к следующему  виду работы - этапу  написания сочинения. Ситуация выглядит необычной. Например: каждый день мой сосед с тринадцатого этажа выходит из своей квартиры, садится в лифт, спускается и идет на работу. Возвращаясь с работы, он тоже садится в лифт, но доезжает только до шестого этажа. Потом выходит из лифта и идет пешком по лестнице на свой этаж. И так каждый день. Почему он так поступает?

Версий объяснения странного и непонятного поведения много. Но вот робкое: «А может он не достает до кнопки?»  В данном случае действительно ответ таков: «Мой сосед - карлик, в лифте он может достать до кнопки шестого этажа». Автор ответа «вжился» в ситуацию и сумел представить ситуацию. Предлагаю при написании сочинения вжиться в картину, почувствовать себя в любой точке пространства, любым природным явлением. Важно, чтобы обучающиеся почувствовали и полифонию интонаций в мире, и их взаимодействие».   Происходит настройка на чужую волну, вживание в образ.  Нет шаблонного списывания с чужих источников:

«Я –воздух. Какое это счастье – быть Воздухом. Это моя самая большая награда. Данная небесами».

При  описании предмета можно предложить творческую работу - написать «Монолог пуговицы» с точным представлением характеристики пуговицы. Такая творческая работа, как показывает практика, близка и понятна обучающимся и позволяет решить несколько учебных задач.

Для реализации дифференцированного подхода предлагаются следующие приемы:

  1. постоянное использование алгоритма ответа;
  2. воспитание умения задавать вопросы, ориентируясь на задания авторов учебника, и по возможности, оценивать ответ одноклассника, к которому был обращен этот вопрос;
  3. включение подсказывающих вопросов для обеспечения ответа на основной вопрос учителя.

Одна из главных задач психологической коррекции – восстановить у  обучающегося желание учиться. При восстановлении желания учиться путь психологической коррекции- поощрение готовности к поиску, создание таких условий, при котором сам поиск доставлял бы удовлетворение независимо от результата. Природа дает здесь подсказку: в жизни ребенка существует такая деятельность – это игра. Игра и познавательная активность практически неразделимы.

Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью используются  приемы,   различные занимательные познавательные материалы и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации.

 Большое значение в активизации познавательной деятельности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности. Грамматическая игра – кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих возможностей, тренировки памяти, может быть применен на различных этапах уроках, но особенно эффективна на этапе закрепления материала.

Такой проблеме , как устранение  дисграфии,  способствуют применение словесных задач, игр со словами. Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене букв, а добавлении или сокращении некоторых букв или слогов. «Запрещенная буква», «Допиши букву», «Зрительная память», «Волшебник», «Каждой букве – свое место», «Какой звук пропал» - неполный перечень игр, решающих задачи фонетического характера. Нужно отметить, что дети ЗПР нуждаются в четком проговаривании как хором, так и индивидуально малознакомых слов.

На уроках русского языка  включается  занимательный материал. Приведем некоторые из них.

Тема урока: Правописание слов с орфограммой в корне (закрепление ранее изученного).

Игра "Лови ошибку".

В слове счастливый не пишется непроизносимая буква "тэ". В слове вкусный буква "тэ" не пишется. В слове загадка пишется парная буква "тэ"

В слове капустный пишется парная буква "дэ" . В слове яростный не пишется буква "тэ". В слове глазки пишется парная буква "эс". В слове радостный пишется буква "тэ". В слове опасный буква "тэ" не пишется .

Во время этой игры учащиеся со слуха исправляют неправильные утверждения, вспоминают правило правописания непроизносимых согласных, объясняют, при необходимости задают учителю вопросы. Такое упражнение способствует лучшему запоминанию, предупреждает закрепление неправильного написания.

Тема урока: Правописание приставок (закрепление ранее изученного).

Загадка о приставке.

1. В этом слове есть первая буква в названии учебных принадлежностей, где хранятся ручка, карандаш, ластик (пенал) . 2. Вторую букву очень долго не могут выговаривать маленькие дети ("рэ"). 3. Продолжением слова будет суффикс в словах тракторист, хоккеист, машинист (ист) . 4. Следующие две буквы - это начало слов автобус, автомобиль, автопарк (ав) . 5. Слово заканчивается на -ка-.

Задача учеников из каждого данного задания отметить письменно в тетрадях отгаданную часть слова. В итоге должно получиться слово, связанное с темой, то есть "приставка".

Это упражнение развивает внимание, память, мышление, познавательный интерес как к самой теме, так и к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной самостоятельности школьников в процессе изучения иноязычной лексики»

На сегодняшний день, когда общество переходит на новый этап развития, появляется необходимость в личности, способной ориентироваться в многообразии информации, оперативно перерабатывать ее, исходя из ...

Методическая тема "Формирование учебно-познавательных компенсаций средствами современных педагогических технологий в рамках учебной дисциплины Химия"

Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь. И процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В ин...

Обобщение опыта на тему "Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики"

Учеными-педагогами выделяются следующие виды компетенций: информационная, коммуникативная, ценностно-смысловая, общекультурная,  учебно-познавательная.Используя компетентностный подход, можно нап...

Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»

«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность  - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...

Доклад по теме "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"...