Факультатив для 7 класса "Английская грамматика-это увлекательно!"
методическая разработка по английскому языку (7 класс) по теме

Данный факультативный курс разработан мною для тренировки грамматического материала, расширения и углубления знаний обучающихся 7 класса по изучаемым грамматическим темам. Однако, надо помнить, что знание грамматики не тождественно знанию языка. Многие навыки разговорной речи, письма, восприятия на слух приобретаются исключительно в процессе тренировки (практики). К применению знаний грамматики это тоже относится. Знание многих правил должно быть доведено до автоматизма, и только тогда владение английским языком поднимется до нужного уровня.

Программа определяет основную цель обучения английскому языку как первому иностранному языку в российских школах как развитие способностей школьников использовать иностранный язык в виде инструмента общения в диалоге культур современного мира.

Актуальность факультативного курса «Английская грамматика – это увлекательно!» состоит в том, что он выполняет восполнение грамматических пробелов и введение базовой грамматики в активное пользование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл angliyskaya_grammatika_-_eto_uvlekatelno.docx40.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку предусматривает «развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке».  Но ни о какой полноценной коммуникации не может быть и речи без знания грамматики. Сам по себе словарный состав не является языком – он лишь служит строительным материалом. Действенным инструментом словарный запас становится тогда, когда поступает в распоряжение грамматики. Грамматика берет то общее, что лежит в основе изменения слов и сочетаний слов в линейном ряду, и выводит из него правила и законы. Грамматика, как и основной словарный фонд, очень устойчива, так как создается носителями языка в течение длительного времени и развивается путем развертывания и совершенствования основных элементов существующего и функционирующего языка. Времена английских глаголов, построение отрицательных и вопросительных предложений, предлоги и управление глаголов, пассивные конструкции и восклицательные /эмфатические предложения, артикли, степени сравнения прилагательных, наречия и вопросительные слова, - все это необходимо знать, чтобы общаться на грамотном английском языке. Особенно, если общение происходит в письменной форме в виде обмена сообщениями по факсу или электронной почте. Однако, надо помнить, что знание грамматики не тождественно знанию языка. Многие навыки разговорной речи, письма, восприятия на слух приобретаются исключительно в процессе тренировки (практики). К применению знаний грамматики это тоже относится. Знание многих правил должно быть доведено до автоматизма, и только тогда владение английским языком поднимется до нужного уровня.

Программа определяет основную цель обучения английскому языку как первому иностранному языку в российских школах как развитие способностей школьников использовать иностранный язык в виде инструмента общения в диалоге культур современного мира.

Актуальность факультативного курса «Английская грамматика – это увлекательно!» состоит в том, что он выполняет восполнение грамматических пробелов и введение базовой грамматики в активное пользование. Он призван удовлетворить тех,

  • кому не хватает упражнений по грамматике в базовом учебнике;
  • кому тяжело дается грамматика, а самостоятельно нет возможности осмыслить и начать использовать ту или иную конструкцию;
  • кто допускает много грамматических ошибок в разговорной речи из-за поверхностного знакомства с грамматическими правилами;
  • кто хочет знать английский на пользовательском уровне;
  • кто слишком привык к академическому подходу в преподавании иностранных языков и в рамках коммуникативной методики испытывает определенный дискомфорт от крена в сторону готовых фраз и моделей речи;
  • кто хочет подготовиться к сдаче ЕГЭ по английскому языку.

Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по английскому языку, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения для будущей профессии, повышает мотивацию.

Изучение курса рассчитано на 34 учебных часа в 7 классе.

Отличительные особенности курса  и принципы отбора материала:

- новизна

Учащиеся продуктивно овладевают грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно.

- доступность

Степень сложности упражнений и тестов определяется уровнем владения учащимися основами грамматики и соответствующим объёмом лексического материала.

- преемственность

Материал логично расширяется и углубляется из языковых курсов, построенных по программе базисного учебного плана для общеобразовательной школы. С одной стороны, повторяются и восполняются пробелы в базовой подготовке, с другой, происходит расширение знаний учащихся путём ознакомления с особенностями английской грамматики, не изучавшейся в базисном курсе.

- научность

Данный курс основан на творческом и научном подходе к информации, содержащейся в нём. Материалы используемого пособия разработаны в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по иностранным языкам и Примерной программы.

- аутентичность

Несомненным достоинством данного курса является использование аутентичных материалов по грамматике, взятых из англоязычных источников, наряду с адаптированными  текстами.

- межпредметные связи

Содержание факультативного курса «Английская грамматика – это увлекательно!» тесно связано с такими предметами как русский язык (формируется лингвистическое отношение к слову, культура речевого поведения, развиваются умения, связанные с общекоммуникативными и мыслительными процессами) и математика (развивается логическое и образное мышление, понятие времени, умение сравнивать, обобщать, систематизировать).

Программа курса содержит знания, виды деятельности, вызывающие интерес учащихся и представляющие ценность для их личностного развития и социализации в дальнейшей жизни.

Программа факультатива подразумевает усиленный грамматический тренинг, где подробно рассматриваются и закрепляются всевозможные грамматические конструкции английского языка. Для этого мы используем и разнообразные грамматические on-line-игры.

Основная цель данного курса: сознательное усвоение языкового материала для активного использования в речи на английском языке.

Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью осмысленного овладения языком как средством межкультурного общения.

Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного развития коммуникативной компетенции обучающихся. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся.

 Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по английскому языку, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения для будущей профессии, повышает мотивацию.

Структура программы:

  • Титульный лист;
  • Пояснительная записка;
  • Требования к уровню усвоения курса;
  • Учебно-тематическое планирование;
  • Содержание курса (Сведения об английском языке как международном. Общие сведения о себе, своей семье, друзьях, любимых занятиях. Информация о стране изучаемого языка, ее традициях, системе управления, столице, достопримечательностях. Способы передвижения. Что полезно знать о путешествии в Великобританию. Британцы и их образ жизни, манеры поведения. Свободное времяпрепровождение, занятия спортом. Традиционные и популярные виды спорта Великобритании. Здоровье и здоровый образ жизни. Знаменитые люди Британии);
  • Учебно-методическое обеспечение;
  • Список литературы;
  • Приложение.

Данный курс рассчитан на 1 час в неделю в 7 классе. Тематическое планирование составлено на 34 часа в год.

В основе курса лежат следующие методические принципы: интеграция основных умений и навыков, последовательное развитие основных умений и навыков, коммуникативная направленность заданий, применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения коммуникативных заданий, соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки обучающихся.

Курс разработан на основе материалов учебных пособий по грамматике для школьников Ю. Голицынского, Н. Голицынской «Грамматика» и С.В. Первухиной «Английский язык в таблицах и схемах».

Курс «Английская грамматика – это увлекательно!» состоит из 8 тематических  блоков: “The world of English mania”, “What we are”, “Travelling”, “Welcome to Britain”, “Think different”, “An apple a day…”, “Hobby, sport, games”, “British traditions”.

На каждый тематический блок отводится от 2 до 5 учебных часов.

Каждый тематически организованный урок имеет четкую и логичную структуру построения. В каждом уроке есть ряд тематических текстов на чтение и аудирование с заданиями, подобными экзаменационному формату, задания на развитие навыков устной речи, а также отработка грамматики, орфографии и произношения на основе активной лексики урока. Каждый тематический блок содержит объяснительные таблицы по грамматике, в которых формулируются правила. Особенностью курса является то, что для тренировки грамматического материала используются всевозможные грамматические игры, которые позволяют сделать процесс изучения увлекательным.

Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. В заключительную часть каждого из тематических блоков включены задания экзаменационного формата, на которые выделяется 1 учебный час. Их цель – выработать у учащихся навыки внимательного прочтения текста задания, четкого выполнения самого задания.

Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении тестовых заданий.

Формы работы:

«Mозговой штурм»; составление конспекта; составление грамматических схем, таблиц; чтение и перевод; парная и групповая работа; самостоятельная работа; сбор и анализ информации; анализ и коррекция ошибок, викторина, брейн-ринг.

Требования к результатам изучения факультативного курса «Английская грамматика – это увлекательно!»

 По окончании курса учащиеся должны знать:

Лексику по предложенным темам факультативного курса в объеме 1000-1500 единиц. Имя существительное, артикль, имя прилагательное, наречия, видовременные формы английских глаголов в действительном и страдательном залогах, местоимение, правила образования утвердительных вопросительных и отрицательных предложений, модальные глаголы, неправильные глаголы.

Учащиеся должны уметь:

  • находить и анализировать примеры грамматических явлений английского языка;
  • работать с различными видами тестов - тесты на выбор, на подстановку, на поиск ошибок, на выбор по критерию истинный, ложный, выбор правильного слова или фразы из двух вариантов, подстановка глаголов в предложениях в правильной форме, выбор наречия времени для заполнения пропусков в предложениях, поиск грамматических ошибок в строке, изменение предложения с использованием синонимов, словообразования, фразовых глаголов.

 Учащиеся должны использовать:

  • различные способы систематизации грамматического материала (конспектирование, составление и заполнение таблиц, построение схем);
  • приобретенные знания и умения в практической деятельности для ведения беседы, оформления монологического высказывания;
  • полученные навыки для продолжения образования в соответствии со своими профессиональными планами.

В качестве ожидаемого результата предполагается повышение общего уровня владения английским языком.

Методические рекомендации

Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания учащихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным стратегиям, позволяющим учащимся решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудности.

Факультативный курс «Английская грамматика – это увлекательно!» может быть расширен за счет привлечения дополнительного материала для проведения тренингов или сокращен за счет уменьшения времени на объяснение лексико-грамматического материала при хорошей подготовке учащихся. Можно предложить учащимся дополнительные тренировочные задания для самостоятельной работы дома, при условии, что это для них не будет большой перегрузкой.

Учебно-тематическое планирование

Название

раздела/темы

Языковой материал

Количество аудиторных часов

Вид занятия

Сроки

Определение уровня владения грамматическим материалом.

1

Входящее тестирование.

The world’s English mania.

Лексика: language (official and spoken), nationalities, to look up, to get over, to cope with, to interpret, to practice, to be related to smb/smth, up-to-date, old-fashioned, helpful, names of countries, continents, to find smth difficult, to make sure, to learn words in isolation, borrowings from, native, home

Грамматика: Артикль и его употребление.

2

Урок-обсуждение с использованием видео-фильма.

Грамматические игры.

What we are.

Лексика: forms of addressing people, names of jobs, married, single, occupation, to go to school/college/work, cheerful, bouncer, share, to have much in common, to look happy, a toddler, supportive, close, reliable, handsome, pretty, curious, intelligent, wise, elegant, fashionable (dress), bouncing

Грамматика: Прилагательные. Степени сравнения прилагательных. Словообразование.

3

Традиционный урок.

Брейн-ринг.

Travelling.

Лексика: distance, guide, single/return tickets, arrival, departure, to check in, to book, fare, lately, recently, travel, stay, names of transport, catch, miss, seaside, railway station, cheap, expensive, luggage, journey, voyage, change

Грамматика: Present Progressive. Present Simple. Статические глаголы мышления, чувств, эмоций, не употребляющиеся в Progressive. Предлоги и послелоги.

4

Презентация.

Игры on-line.

Урок-ролевая игра.

Welcome to Britain.

Лексика: to be made up of/to consist of, square, main, coat-of-arms, symbol, century, capital, tower, architect, royal, elect, permanent, to belong to, to be in/out of one’s power, respectable, “Union Jack”, the Atlantic Ocean, Gulf Stream, coast, islands/isles, rivers, mountains, excursion, leaflet, displays, greatest treasures, Hyde Park, Kensington Gardens, Speaker’s Corner, St. James’ Park, flower beds, lawns, to separate, monarch(y), to govern, to reign, to crown, picturesque, mall, intersection, skyscraper, pharmacy, box office, casualty, stationary shop, bookmaker, roundabout, town block,  estate agent, alley, rank.

Грамматика: Страдательный залог. Восклицательные (эмфатические предложения). 

5

Интернет-урок.

Презентация.

Звездный час. (Игра)

Think different.

Лексика: outstanding, fame, famous, talented, watercolours, masterpiece, invent, invention, garment, steam-powered, telephone, gramophone, locomotive, light bulb, engine, machine, discover, research

Грамматика: Конструкция used to. Наречия образа действия. Present Perfect. Present Progressive.

4

Урок-конференция.

An apple a day…

Лексика: hurt/pain, illness/disease, healthy, cure, recipe, mixture, take medicine, pills, drops, powder, tablets, to go to/to consult the doctor, regularly, to fill the pulse, to cough badly, to have a running nose, to have an ache, to listen to the chest/lungs, to take the temperature/blood pressure keep fit, to do exercises, eat healthy food, contain low fat, to be rich in vitamins

Грамматика: Наречия времени. Модальные глаголы долженствования, совета, разрешения, способности, необходимости. Неисчисляемые существительные.

4

Грамматический калейдоскоп. (Командная игра)

Hobby, sport, games.

Лексика: to go in for, to train, to win/lose, match, result, coach, to end in a draw, team, to compete, international, popular, widespread, names of sport and games, kinds of hobby, to be interested in, to be fond of, collect, stamp, coin, badge, special, seat, stage, rise, curtain calls, applaud, audience, perform, cartoon, feature films, championship, the Wimbledon tennis competition, the Derby horse-racing, the Rider Cup, pole, rugby, cricket

Грамматика: Past Simple. Past Perfect. Согласование времен. Фразовые глаголы.

4

Традиционный урок.

Викторина.

British traditions.

Лексика: patron saint, custom, common traditions, pancake, Trooping the Colours, Queen’s Christmas speech, swan-upping, English tea, gardening, scrambled eggs, cornflakes, toasts, porridge, pudding, fast food, takeaways, English manners, well-mannered, politeness, queuing, greeting

Грамматика: Вопросительные предложения (Общие, специальные, разделительные, альтернативные).

5

Урок с использованием интернет-ресурсов.

Защита презентаций.

Тест.

Итоговое тестирование.

2

Письменный тест.

Итого

34

Содержание курса

  1. Вводное занятие.

Выполнение теста на определение уровня владения грамматическим материалом.

  1. The world’s English mania.

Языковое многообразие мира. Некоторые факты из истории языка. Англоговорящие страны. Английский язык – международный язык. Зачем изучать английский язык? Как правильно учить язык. Артикль и его употребление.

  1. What we are. 

Внешность. Черты характера. Семья. Род занятий. Друзья. Прилагательные. Степени сравнения прилагательных. Словообразование.

  1. Travelling.

Способы передвижения. Заказ и покупка билета. Заполнение документов для получения визы. Национальные аэропорты. Отправление и прибытие. В отеле. В городе. Present Progressive. Present Simple. Статические глаголы мышления, чувств, эмоций, не употребляющиеся в Progressive. Предлоги и послелоги.

  1. Welcome to Britain.

Географическое положение. Королева и парламент. Британский образ жизни. Музеи Британии. Королевский Лондон. Парки и сады Лондона. Страдательный залог. Восклицательные (эмфатические предложения).

  1. Think different.

Знаменитые люди Британии: писатели и поэты, композиторы и музыканты, художники. Ученые и их изобретения. Конструкция used to. Наречия образа действия. Present Perfect. Present Progressive.

  1. An apple a day…

Режим дня. Правильное питание. На приеме у врача. В аптеке. Наречия времени. Модальные глаголы долженствования, совета, разрешения, способности, необходимости. Неисчисляемые существительные.

  1. Hobby, sport, games.

Досуг. Свободное времяпрепровождение. Любимые игры и виды спорта. Популярные виды спорта в Великобритании и России. Национальные виды спорта в Британии. Знаменитые спортсмены. Past Simple. Past Perfect. Согласование времен. Фразовые глаголы.

  1. British traditions.

Традиции в культуре питания Британии и России. Национальная кухня. Правила хорошего тона по-английски. Традиционные праздники, обычаи. Вопросительные предложения (Общие, специальные, разделительные, альтернативные).

  1. Итоговое тестирование.

Выполнение итогового теста (Final Test).

Диагностическая программа по выявлению эффективности реализации

авторской педагогической разработки факультативного курса

«Английская грамматика – это увлекательно!»

Формы контроля:

текущие – перевод, грамматический тест;

итоговые – тест в формате ГИА.

Система оценивания

Система оценки достижений учащихся в овладении грамматикой английского языка в рамках факультативного курса происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня сложности для текущего и итогового контроля, а также для коррекции ошибок.

Тестирование позволяет учителю осуществлять необходимую обратную связь, которая обеспечивает управление учебным процессом и  способствует повышению эффективности обучения английскому языку.

В начале каждого тематического раздела проводится диагностический тест (Diagnostic Test) для выявления пробелов в знаниях по данной теме. Теоретический материал сопровождается текущими обучающими тестами, которые позволяют отработать материал по предложенным разделам английской грамматики. В конце каждого раздела предлагаются закрепляющие тесты или тесты достижений (Review), позволяющие оценить полученные знания. Завершает факультативный курс финальный тест  (Final Test) для итогового контроля знаний и получения зачёта по данному курсу. После выполнения учащимися тестов обязательно проводится анализ и коррекция ошибок.

Предлагается следующая оценочная шкала: тест выполнен на 75% и выше – «отлично», тест выполнен на 60% и выше – «хорошо», 51% и выше – «удовлетворительно», ниже 51% - «неудовлетворительно». Для получения зачёта необходимо выполнить итоговый тест с оценкой не ниже «удовлетворительно».

№ п/п

Изучаемая тема

Форма контроля

1

Определение уровня владения грамматическим материалом.

Входящее тестирование

2

The world’s English mania.

Тест.

3

What we are.

Кроссворд.

4

Travelling.

Викторина.

5

Welcome to Britain.

Тест.

6

Think different.

Тест.

7

An apple a day…

Тест on-line.

8

Hobby, sport, games.

Тест (abc-english.grammar.com./1/games.htm)

9

British traditions.

Защита проекта.

10

Итоговое тестирование.

Письменный тест.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Видеофильм “The world’s English mania” (www.iloveenglish.ru/exercises)
  2. Презентации из приложения к газете «Первое сентября» «Английский язык» 2010-2012 гг.
  3. Карты Великобритании и Лондона.
  4. Аудиозаписи текстов.

Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. Английский язык. 5-6 классы. Игровые технологии на уроках. Автор-составитель Т.В. Пукина. Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Брюсова Н.Г., Лебедева Н.А. Контрольные и проверочные работы по английскому языку для школьников. 7-8 классы. Методическое пособие. М.: Русский язык, Дрофа, 1997.
  3. Веселова Ю.С. Английский язык. 7 класс. Сборник тренировочных и проверочных заданий (в формате ЕГЭ). М: Интеллект-Центр, 2010.
  4. Володина С.В. Мастер-класс учителя английского языка с применением информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. Лингвострановедческая копилка. 6-11 классы.М.: Планета, 2011.
  5. Гальстер Габи, Бруггер Зигрид. Английская грамматика. Книга-тренажер. Учебное пособие. М: Астрель*Аст, 2011.
  6. Демина Т.С. Английский язык. Сборник самостоятельных работ «Проверь себя!». 4 год обучения. М.: Грамотей, 2006..
  7. Занимательный английский. 5-11 классы. Обобщающие уроки. Внеклассные мероприятия. Автор-составитель Т.В. Пукина. Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Материалы приложения к газете «Первое сентября» «Английский язык», 2010-2012.
  9. http://englishon-line.narod.ru/igri-grammatika.html
  10. http://www.marks-english-school.com/games.html
  11. http://ru.wikigamia.net
  12. http://dreamteam43.ucoz.ru/publ/topiki/pre_intermediate_topics/card_7a_london_introduction/71-     1-0-259 
  13. http://runodog.ru/
  14. http://dreamteam43.ucoz.ru/publ/topiki/pre_intermediate_topics/card_6a_the_uk/71-1-0-257 
  15.  http://dreamteam43.ucoz.ru/publ/topiki/pre_intermediate_topics/card_1b_about_yourself/71-1-0-256 
  16. http.//study-english.info/grammar.php

Литература для учащихся

  1. Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Сборник упражнений. Части I и II. К учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой. “Enjoy English”, 7 класс. М: Экзамен, 2012.
  2. Голицынский Ю., Голицынская Н. Грамматика. Сборник упражнений. Изд. седьмое, исправленное и дополненное, С.-Петербург: КАРО, 2011.
  3. Первухина С.В. Английский язык в таблицах и схемах. Изд. третье. Ростов–на-Дону: Феникс, 2012.