Реализация информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Иванова Юлия Анверовна

 

В условиях информатизации образовательной сферы внедрение IT-средств в учебный процесс не только закономерно, но и неизбежно. Исторически сфера обучения иностранным языкам одна из первых ощутила преимущества и проблемы, сопутствующие компьютеризации учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему:

«Реализация информационно-коммуникативных технологий

на уроках английского языка в начальной школе»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ИБ-1: с 17 по 21 ноября 2014 г.

ИБ-2: с 1 по 5 декабря 2014 г.

 «Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

Выполнила: Иванова Юлия Анверовна,

учитель английского языка,

ГБОУ ООШ с.Покровка

Самара, 2014 г.


Оглавление

I. Вводная часть        3-5

1. Актуальность применения информационно-коммуникативных

технологий на уроках английского языка        3

2. Цель и задачи        4                                                                  

3. Ожидаемые результаты        5                                            

II. Применение информационно-коммуникативных технологий

для решения лингводидактических задач        5-9

III. Заключение        9-10                                                                                          

IV. Информационные источники        11

V. Приложения        12-18

I. Вводная часть

1. Актуальность применения информационно-коммуникативных технологий.   

В условиях информатизации образовательной сферы внедрение IT-средств в учебный процесс не только закономерно, но и неизбежно. Исторически сфера обучения иностранным языкам одна из первых ощутила преимущества и проблемы, сопутствующие компьютеризации учебного процесса.

Компьютерные технологии в образовании в течение ряда лет вызывают нескончаемые споры, порождают новые теории и концепции. Компьютеры и новые информационные технологии дают возможность изменить качество образования. Многие годы разрабатывались теории, посвященные разным стилям обучения. Некоторые люди лучше воспринимают материал на слух, другие – зрительно. Компьютер позволяет представлять информацию в разных формах. Поскольку человек имеет склонность к активному изучению реальности, именно компьютерные технологии дают возможность превратить обучение в процесс, приближенный к жизни. Всё это относится к образованию в целом, но особо актуальны и эффективны IT в обучении иностранным языкам. [1]

В связи с быстрым развитием информационного общества, меняется содержание обучения иностранным языкам. Количество информации, которое должны усвоить обучающиеся, резко возросло. Это представляет особую трудность для учащихся начальной школы. На данный момент особое внимание уделяется инновационным методам обучения. При этом возрастает роль личностно-ориентированного подхода, индивидуализации образования [2], [3].

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 2) «средства обучения и воспитания – это приборы, оборудование, включая … учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности». [4]

 «Новая школа – это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями – школами нашей мечты, … с медиатекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями…» [5]

Система непрерывного образования – не декларация, а насущная потребность каждого человека. «В качестве источников информации все шире используются электронные средства (радио, телевидение, компьютеры), в последнее время все большее место в информационном обеспечении человека начинают играть средства телематики, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет». [6]

Решать все актуальные проблемы педагогики надо эффективно и последовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потребности в перестройке образования и развитии соответствующей учебно-материальной базы очевидны уже сегодня.

Думается, в этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, разумеется, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

2. Цель и задачи

Цель данной работы является реализация эффективности процесса обучения английскому языку при использовании ИКТ в начальной школе.

Основными задачами применения ИКТ на уроках английского языка являются:

  1. повысить мотивацию к изучению языка;
  2. развить речевую компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
  3. увеличить объем лингвистических знаний;
  4. расширить объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
  5. развить способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.                                                         

3. Ожидаемые результаты использования ИКТ

Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют свои методические возможности и преимущества: организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества; повышение эффективности образовательного процесса, в том числе использования метода проектов; обеспечение интеграции урочной и внеурочной деятельности; повышение мотивации к обучению, в частности за счёт мультимедийных эффектов; развитие наглядно-образного мышления, что соответствует уровню восприятия информации младшими школьниками; формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры младших школьников; автоматизация мониторинга качества образования. При этом нужно помнить, что компьютер и соответствующие технологии не заменяют учителя, а только дополняют его. [7]

II. Применение информационно-коммуникативных технологий для решения лингводидактических задач

Информационная технология на данном этапе предполагает унификацию способов работы с разнообразными программами. Программы для работы в сетях тесно увязываются с остальными стандартными прикладными программами (офисными приложениями) в плане унификации интерфейса пользователя. В результате учебные курсы, созданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обучение.

Мулътимедийность создает психологические моменты, способствующие восприятию и запоминанию материала с включением подсознательных реакций учащегося: например, подведение итогов или выдача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться каким-либо звуком или мелодией, настраивающей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее в процессе подготовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя. [6]                                                                                    

Рассмотрим основные виды лингводидактических задач, которые можно решать с помощью ИКТ, то есть лингвометодические возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности.

Для отработки фонетических навыков:

С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.  Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы  ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки. (Приложение)

При обучении письму:

Фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, написать письмо, открытку, эссе, заполнить бланк и т.д. Использование компьютера при обучении письму придает этому процессу больший динамизм. Учащиеся совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Они принимают участие в школьных и районных проектах.

Для развития грамматических навыков:

Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее младшими школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске.

И с помощью ИКТ  интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и  оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

Для развития лексических навыков:

На основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как:

1. упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:

1) запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;
2) переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;

2. упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;

3. упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом;

4. учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;

5. учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От учащегося  требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой);

6. упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией.

При обучении чтению:

ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т. д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

При обучении аудированию:

Формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста; умение понимать аутентичную речь.

В своей работе мы также используем возможности ИКТ для решения комплексных задач, поэтому для тренировки умений и навыков аудирования используются мультимедийные уроки и задания. Источниками таких заданий являются мультимедийные уроки и Интернет. Интернет - богатый источник  аудиозаписей. Например, существует сайт, где есть необходимые песни "на все случаи жизни" –  текст песни и музыка.

 При обучении говорению:

Формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ. Умение сообщить, объяснить, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т.д. Например, при изучении темы «Лондон» учащиеся совершают виртуальное путешествие по городу и рассказывают о том, что они видят. Может осуществляться парная работа, при которой учащиеся разыгрывают диалог между жителем Лондона или гидом и приезжим.

При обучении переводу:

Формирование лексических и грамматических навыков перевода; контроль правильности перевода; овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).

III. Заключение

Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. [6]        

Не стоит забывать, что передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это всего лишь эффективные вспомогательные средства.

Использование ИКТ предоставляет моим ученикам доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

Считаю, что основным результатом внедрения информационных технологий в процесс обучения английскому языку является овладение учащимися знаний фонетики, лексики, грамматики, аудирования, чтения, письма, перевода. Трудное восприятие младшими школьниками грамматических конструкций связано с изучением нетипичных для русскоязычного человека традиционных форм грамматики. Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией.

Виртуализация некоторых процессов с использованием анимации в начальной школе служит формированию наглядно – образного мышления учащихся и более эффективному усвоению учебного материала. Учащиеся становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии создают ситуацию успеха для каждого ученика.

IV. Информационные источники

  1. Грядунов А.Ю., Никулова Г.А. Электронное обучение иностранным языкам: состояние проблемы и тенденции // Инновации и информационные технологии в образовании (материалы областной научной конференции), ЛГПУ, 2014.
  2. Артамонова, Л.А. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов / Артамонова Л.А., Архипова М.В., Ганюшкина Е.В., Делягина Л.К., Золотова М.В., Мартьянова Т.В. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012. – №2 (1). – С. 28.
  3. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и средств. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д. пед. н. – Ростов-на-Дону, 2007.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 2).
  5. Д. Медведев. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 г. Пр-271.
  6. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с (с.14-15, с.157-158).
  7. Аксенова И.В. Проектирование учебного процесса с использованием информационно-коммуникативных технологий // Инновации и информационные технологии в образовании (материалы областной научной конференции),  ЛГПУ, 2014.
  8. Чернобай, Е.В. Методика конструирования урока с использованием

электронных образовательных ресурсов / Е.В. Чернобай // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С. 11-14.

                Приложение 1

Электронное приложение ABBYY Lingvo Tutor

Развитие фонетических навыков

Обучение письму

Развитие грамматических навыков

Развитие лексических навыков

Оценочный блок

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе.

Ролевые игры, игровые ситуации на уроках английского языка на начальной ступени обученияю...

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе

В статье предложены средства, которые помогут восстановить работоспособность учащихся на уроке ( физкультминутки, пальчиковые игры,смена видов деятельности) и  сохранить психологическое здор...

Реализация информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Поскольку в современном мире человек имеет склонность к активному изучению реальности, именно компьютерные технологии дают возможность превратить обучение в процесс, приближенный к жизни.Только ...

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школеМладший школьный возраст – самый важный этап в жизни человека. В этом возрасте происходит смена образа ...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе

Проектная исследовательская работа на тему: "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе". Содержит теоретическую и практическую часть....

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Человеческая игра есть изначально мотивированная, генетически и социально запрограммиро...

Современные образовательные технологии. Формирование УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе

Формирования УУД через игровые технологиина уроках английского языка в начальной школе...