Технология модульного обучения. Вопросы и ответы
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Рыжова Наталья Петровна

В современных условиях теперь качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.  Для того, чтобы научить школьника самостоятельно и активно пополнять знания быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни в процесс преподавания внедряются  различные инновационные педагогические технологии,  способны сделать общее образование более гибким, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Одно из таких технологий является технология модульного обучения. Как показала практика элементы данной технологии используются практичсеки всеми учителями. Вопрос: можно ли сделать данную технологию приоритетной в процессе обучения?  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка

«Технология модульного обучения. Вопросы и ответы»

   Основная идея модульного обучения. Учащийся должен учиться сам.

   Учитель:

  • осуществляет управление учением
  • мотивирует
  • организовывает
  • координирует
  • консультирует
  • контролирует  деятельность учащегося.

   Сущность модульного обучения - оно позволяет каждому учащемуся самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигнуть конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

   Принципиальные отличия МТ от других систем обучения.

1. Временная единица учебно-воспитательного процесса - учебная неделя или учебный цикл (определенное количество уроков, но не менее двух) - называется модулем. Модуль – законченный самостоятельный информационный блок: объем изучаемого содержания  +  уровень его усвоения. Каждый ученик получает советы в письменной форме (как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.).

2. Меняется форма общения учителя и ученика -  субъект-субъектная основа – учитель- консультант.

3.Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

4. Модуль с печатной основой позволяет индивидуализировать работу в ещё большей мере.

5. Нововведение - рефлексия. Школьники должны оценить свою работу на уроке, определив, что эта работа дала им, и свое состояние после урока.

Актуальность модульной технологии (МТ)?

1. Сочетание новых подходов и традиций.

2. Облегчает детям работу на этапе её освоения. МТ позволяет избежать шока у учащихся, т.к. рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.

3. Ученик сам оперирует учебным содержанием, что, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.

4. МТ заимствовала многие принципы из педагогической теории и практики.

5. В МТ энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения МТ неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся. 

   Преимущество модульной технологии.

  • Генерализация учебного материала, разбивка на блоки модули.
  • Комплексное планирование задач урока.
  • Оптимальная последовательность этапов.
  • Дифференцированный подход к учащимся.
  • Усиление мотивации обучения.
  • Максимальная индивидуализация.
  • Самооценка и саморегуляция учащимися своих учебных достижений.
  • Варьирование функций педагога от информационно- контролирующей до консультационно – координирующей.
  • Адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счет диагностики знаний и темпа усвоения.

Анкета

Что такое модульная технология?

__________________________________________________________________________

В чём принципиальные отличия модульной технологии?

__________________________________________________________________________

Какова роль учителя на модульном уроке?

__________________________________________________________________________

Каковы действия учащихся?

__________________________________________________________________________

В чём плюсы и минусы модульной технологии?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Анкета

  1. Знаете ли вы что такое модульные технологии?

Да.                   Нет.                  Имею некоторое представление.

*Да.                *Нет.                *Имею некоторое представление.

  1. Имеете ли вы представления о принципиальных отличиях модульной технологии от других педагогических технологий?

Да.                   Нет.           ___________________________________________________

                                                                                        другое

*Да.               *Нет.          *_________________________________________________

                                                                                        другое

3. Что вы ожидаете от выступления своего коллеги по теме «Технология модульного обучения»?

______________________________________________________________________

*4. Что вы чувствуете после выступления своего коллеги по теме «Технология модульного обучения»? Оцените свое состояние по шкале «3 - 0 баллов»

______________________________________________________________________



Подписи к слайдам:

« … превратить деятельность ученика в его самодеятельность…» К. Д. Ушинский
Вопросы и ответы
уметь самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни; уметь самостоятельно пополнять знания; осознавать где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены; ориентироваться в стремительном потоке научной информации; перерабатывать полученные знания; уметь работать в сотрудничестве, проявляя коммуникативные навыки
ЗАДАЧА ШКОЛЫ
ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСА
МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ
ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
« … превратить деятельность ученика в его самодеятельность…» К. Д. Ушинский
Вопросы и ответы
РЕЙТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
МЕТОД ПРОЕКТОВ
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Что такое модульная технология?
В чём принципиальные отличия модульной технологии?
Какова роль учителя на модульном уроке?
Каковы действия учащихся?
В чём преимущества и недостатки модульной технологии?
Я УСЛЫШАЛ, И Я ЗАБЫЛ
Я УВИДЕЛ, И Я ЗАПОМНИЛ
Я СДЕЛАЛ, И Я ПОНЯЛ
Ответы
Успех обучения = высокое качество работы учителя + активной деятельности учащихся (желания учащегося овладеть самостоятельно знаниями, его интереса к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа) под руководством учителя. Для широкого вовлечения учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике учебно воспитательный строить процесс необходимо строить следующим образом:
ученик – предметно-информационная среда – учитель.
Учащийся должен учиться сам.Учитель:осуществляет управление учением мотивируеторганизовывает координирует консультируетконтролирует деятельность учащегося.
Учитель - не носитель информации, но - консультант.


Подписи к слайдам:

Основные понятия
Модуль
Модульный
блок
Системно-
модульная
технология
определенный объем учебной информации, необходимый
для выполнения конкретной деятельности, программа действий
единица модуля, содержащая информацию
конкретного направления
организация содержания образовательного процесса, состоящего из определенного набора модулей и его элементов
МОДУЛЬ
Поэтапное
построение
деятельности
Главный
признак
Принципиальные отличия МТ
Меняется форма общения Т-Р
Единица УВП – учебная неделя/учебный цикл
Самостоятельное целеполагание,
самопла-нирование
, самоорганизация, самоконтроль, самооценка
Рефлексия – самооценка работы и эмоционального состояния учащимся
Модуль на печатной основе – максимальная индивидуализация работы с учащимися
1.
5.
4.
3.
2.
Актуальность модульной технологии?
Характер и содержание подготовки к урокам.
Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока.
Управление
учебно-познавательной
деятельностью учащихся
через модули
.
Уточнение модулей при практической работе с ними.
Контроль и коррекция усвоение знаний, умений и навыков.


В чём особенности деятельности учителя
?
Достичь полного усвоения базисного компонента содержания образования каждым учеником и повышенного уровня в соответствии с интересами и склонностями ученика.
Большая степень возможности для самореализации
Индивидуализирова
ть
контроль, самоконтроль коррекцию, консультирование, степень самостоятельности
Работать с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой.

Систематизировать приемы организации 
самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся.
Модульное
обучение
позволяет
Сформировать у всех учащихся устойчивые познавательные интересы и способы их удовлетворения своими силами.
Сформировать умения осуществлять самопознание на основе рефлексии.
Разнообразные режимы работы


Подписи к слайдам:

как способ диагностики достижения цели и уровня усвоенияанализ учащимся уровня усвоения материала урока3-х уровневые тесты
3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;1 балл - я не все понял, но мне было интересно;0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал
1-е условие - мотивация учителей (коллектива). 2-е условие - готовность школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятель-ности: сформированность минимума знаний и общих учебных умений. 3-е условие - материальные возможности школы в размножении модулей.
« … превратить деятельность ученика в его самодеятельность…» К. Д. Ушинский
1) Учебно-методические комплексы. 2) Ежегодная учебная программа с целями обучения и последовательно-стью изучения каждой темы. 3) Ежегодное календарно-тематическое планирование, с отражением программы деятельности для ученика по изучению каждой темы. Учитель: 1) подробно изучает конкретный курс, все его разделы и темы в нём;2) определяет цели обучения, например: в результате работы над модулем необходимо изучить:...; определить; повторить...; сравнить...; развить умения...; навыки... и т.д.;3) отбирает учебный материал по содержанию;4) определяет приёмы учебной деятельности;5) распределяет содержание изучаемого материала по урокам;6) подбирает дополнительную литературу для учащихся.
с точки зрения содержания – как тема; с точки зрения строения языка – как языковые аспекты (лексика, грамматика, фонетика); с точки зрения степени сложности изучаемого материала – как уровни владения АЯ; с точки зрения дидактики – как учебный материал, предлагаемый различным группам обучаемых (начинающие, академические, изучающие второй иностранный язык и т.д.)с точки зрения видов речевой деятельности (РД) – как учебные блоки (говорение, аудирование, чтение, письмо);
Генерализация учебного материала, разбивка на блоки модули. Комплексное планирование задач урока. Оптимальная последовательность этапов. Дифференцированный подход к учащимся. Усиление мотивации обучения. Максимальная индивидуализация. Самооценка и саморегуляция учащимися своих учебных достижений. Варьирование функций педагога от информационно- контролирующей до консультационно – координирующей. Адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счет диагностики знаний и темпа усвоения.
Преимущества для учителей:
Преимущества для учеников:


учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля; учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности; учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.
имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся; своевременно определяет проблемы в обучении; выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации внимания, мышления и памяти, оказании всевозможной помощи учащимся.

должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей; должны выполнять большой объем самостоятельной работы; сами несут ответственность за свое обучение; искажение низкий уровень достоверности результатов по самоконтролю.

Основные трудности для учителей:
Основные трудности для учащихся:
разный уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. недостаточные материальные возможности школы. введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. очень много времени на подготовку; высокая трудоёмкость применения; отсутствие дидактического обеспечения; учитель вынужден сам разрабатывать весь методический, дидактический, контрольно-оценочный материал на разных уровнях.
3 балла - я все хорошо понял, мне было интересно;2 балла - мне все понятно, но материал не всегда был интересен;1 балл - я не все понял, но мне было интересно;0 баллов - я ничего не понял и откровенно скучал
Благодарю за внимание и понимание, а также за ваше терпение.


Подписи к слайдам:

Aim

4
:
Put these phrases into logical order


I highly recommend it. When I was a schoolgirl I read it over and over. You will like it, too.

Good
afternoon. I'd like to exchange books.

How did you like it?

No, not. yet. But the title sounds promis­ing.

Good
afternoon. Very good. What book are you returning?

What would you like to take today?

Here
it is.

It
was fantastic! I enjoyed it very much.

I
don't know yet. Can you recommend me something exciting?

If you like adventure stories I advise you to read "Treasure Island" by Robert Stevenson . Have you read it?

Thank
you for your good advice. I am sure I shall like it
.
Урок-модуль(практикум)
“Is Reading Important?”
Задачи урока:
1.
Совершенствование речевых навыков по теме
:
«
Reading? Why not?
»
2.
Развитие способности к логичности и доказательности.
3.
Развитие речевого умения
(монологическая форма)
Структура урока-модуля

1
. Цель урока.
2
. Входной контроль.
3
. Учебный элемент (упражнения).
4
. Выходной контроль.
5
. Резюме.
Aim

3
:
Say what book you are reading now
The book I’m reading now is…
It’s written by…
It’s about…
I find it … because…
I can read it..
I’d recommend it… because…


Урок
, разработанный в данном режиме:
- обобщает материал;
- предполагает индивидуальную, парную, групповую работу;
- снимает неуверенность детей в себе, страх ошибиться;
- позволяет учащимся пользоваться подсказкой товарища, обратиться за помощью к учителю.
Урок-модуль (практикум) 9 класс



Is Reading Important?”
Aim

2:

Take a look at what famous people have said about books and reading. Which saying reflects your opinion
Reading makes a full man.

(
Francis Bacon)
History books which contain no lies are extremely dull.


(
Anatole France
)
All books are divisible into two classes: the book of hour, and the book of all
time.

(John
Ruskin
)
Reading is to the mind what exercise is to the body.


(
Richard Steele
)
Reading is a vital form of communication with all of mankind, and wisdom of many ages.


(
Olzhas

Suleymenov
)

Aim

1:
Interview your classmates:
how many students read books regularly;
how many read them from time to time;
how many don't read books;
what kinds of books they prefer;
what authors they like;
who advises them what books to read;
if they borrow books from a school library
/

local
library
/

friends
or relatives;
if they think that reading books is important and why.
Учебный элемент
предполагает цели к чему должен стремиться ученик
Входной
контроль
Цель:
восстановить у учащихся знания, полученные на предыдущих
уроках

to discover new things


to expand outlook

to educate

to learn more about…

to escape from everyday life problems

to explore new ideas

to teach how…
Make sure you can use these words.
Make up as many sentences as you can
.
to give information about

to feel good

to make fun

to spend free time

not to be alone

not to feel bored

to relax

to feel comfortable
Выходной контроль
Цель:
показать результат.
Many people spend their free time reading.
Say if you can do without reading.
Резюме.
Цель:
отражение учеником его восприятия урока.


Подписи к слайдам:



На
примере общего и специального вопросов из первого диалога вы указываете на сходство в образовании обоих типов вопросов.
Первичное закрепление
нового грамматического
явления.
Задание: задать вопросы к выделенным словам.
Aim

3
:

поинтересуйся у своего
друга
каким образом он проводит свое свободное время

(
режим работы Р
1
=
Р
2
, Р
3
=
Р
4
… Р
n
=
P
n

способствует
дальнейшему развитию
навыков
диалогической речи
)

Выходной контроль.

Цель:

показать результат
(
режим работы – Р
1
Р
2
Р
3
Р
4
Р
5
, Р
6
Р
7
Р
8
Р
9
…Р
n

P
n
…)
Задание:
Каждая команда имеет набор карточек со
словами, составляющими вопросительные
предложения. У команды есть 1 мин.*, чтобы ознакомится со словами и догадаться о том какой вопрос надо составить. Затем члены выходят
к доске и самостоятельно строятся по порядку, образуя вопросительное предложение. Затем они
хором или кто-то один из группы
произносит предложение.

«Давайте поиграем»
Why
do
you
play
sports?
Структура урока-модуля

1
. Цель урока.
2
. Входной контроль.
3
. Учебный элемент
(упражнения)
.
4
. Выходной контроль.
5
. Резюме.
Aim

2:

Kirk and his friends often discuss their family’s spare time activities.
В данном упражнении происходит презентация нового грамматического явления:
«Специальные
вопросы в настоящем простом
времени»
1.
1
)
 
Учащиеся слушают (слабые могут с опорой) текст

и отвечают на вопросы, стоящие перед текстом.
1.2)
Учащиеся выбирают
и читают
какие вопросы задают мальчики друг другу, с каких слов они начинаются, затем
пытаются сделать вывод о порядке слов в
вопросительных предложениях обоих типов.
1.3) 
Самопроверка о правильности вывода (
схема
).
Homework

Урок, разработанный в данном режиме:
-
обобщает лексический материал «Любимые дела в свободное время»;
- дает возможность учащимся вспомнить (выучить) правило образования общего вопроса и знакомит их с новым грамматическим явлением;
- предполагает индивидуальную, групповую, парную
работу
;
- снимает неуверенность детей в себе, страх ошибиться;
- позволяет учащимся пользоваться подсказкой товарища, обратиться за помощью к учителю.
Урок-модуль

(практикум)
3
класс


“What games do you play?”

Aim

1:
расспроси своего друга как часто он проводит свое время таким образом
(
режим
работы Р
1
=
Р
2
, Р
3
=
Р
4
… Р
n
=
P
n

способствует
развитию
навыков
диалогической речи
)



Учебный элемент
предполагает цели
к которым должен стремиться ученик
:
вспомнить
правило образования вопросительного
предложения в
Present
Simple
(настоящее простое время), т.е. показать чем отличаются вопросительное и утвердительное предложение и активизировать употребление данной грамматической структуры в речи
;
активизировать употребление лексики по теме в своей речи;
закрепить структуры утвердительного и отрицательного ответа в краткой форме.
(Развитие способности к логичности и доказательности)
Входной контроль

Цель:

восстановить знания, полученные учащимися на
предыдущих уроках
.
Задание №1:
режим работы
T-
Cl

(
совершенствование фонетических навыков
)
Задание
№2:
скажите как часто вы проводите время таким образом
(режим работы Р1, Р2 … Р
n
– активизация употребления ЛЕ, развитие навыков монологической
речи; многоточие обозначает, что учащиеся могут использовать другие знакомые словосочетания)
Aim

5:
Развитие грамматического навыка письма
When
What games
When
Урок-модуль(практикум )


“What games do you play?”
Задачи урока:
1/
Совершенствование лексических навыков

по

теме
:

Свободное времяпровождение

2/
Формирование грамматического навыка
«Специальный вопрос в
Present Simple
»
3/
Развитие способности к логичности и доказательности.
4/ Развивать навыки
аудирования
(понимание конкретной информации)
4/

Развитие умения говорения
(монологическая

и диалогическая форма речи)
Aim

4:

Kirk
is talking to his friend Tim
.
What are they talking about
?
(
режим работы Р
1
=
Р
2
, Р
3
=
Р
4
… Р
n
=
P
n

способствует дальнейшему развитию навыков
диалогической речи
)


Цель:
автоматизация
употребления в речи нового грамматического явления. 
Учащиеся
соотносят вопросы с ответами.
*Нет
ответа на вопрос:
What

sports

do

you

play
?
*
(
Развитие способности к логичности и
доказательности
)


Отработка интонационного оформления
специальных вопросов.

Сегодня на уроке
Мне потому что …
было интересно/весело
Резюме
Цель
:
отражение учеником его восприятия урока.
2. Я
повторил(а) …
3. Я
вспомнил(а)

4. Я научился (научилась)
4. Я
узнал(а)

5. Меня
удивило

6. У меня получилось

… …
скучно/грустно


Подписи к слайдам:

a ball
read
TV

in the park
at home
jn
May

?
Where
do
you
play
a ball
?
Специальные вопросы начинаются со специальных вопросительных слов:
Alice g
oes
to school every day.
When
does
Alice go to school
?
How often
does
Alice go to school
?
Where
does
Alice go every day
?
What
does
Alice do every day
?
Who


go
es
to school every day
?
Вопрос к подлежащему
Исключение

Если вопрос ставится к подлежащему и начинается со специального слова
Who
.


Who

go
es

to school
every day
?
Who
usually

play
s
a ball
?
Who
often

watch
es
TV
?


Предварительный просмотр:

Карточка урока №3 (вариант 1)C:\Users\Наталья\Pictures\2013-03-01\001 - копия (2).jpg

________________________________________________________________________________________________________

Карточка урока №3 (вариант 2)

C:\Users\dzr_ryzhova\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Scan2 - копия.bmp C:\Users\dzr_ryzhova\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Scan2 - копия.bmp

__________________________________________________________________________________

Карточка урока №4

Задание: с помощью этой таблицы ты можешь задать вопросы своему однокласснику, чтобы узнать  Как? Где? Когда? Почему? С кем? он(а) проводит свое свободное время.

C:\Users\dzr_ryzhova\Desktop\2014-11-20\Scan2.BMP

 Where             do  they play  sports?   Где …?

 Who                do  they play  sports with?  С кем …?   

   



Предварительный просмотр:

Карточка к уроку №3

C:\Users\Наталья\Pictures\2013-03-01\001 - копия (2).jpg

________________________________________________________________________________________________________

Карточка к уроку №4

Как спросить о том:  Где? Когда? Почему?

C:\Users\dzr_ryzhova\Desktop\2014-11-20\Scan2.BMP

 Where             do  they play  sports?   Где …?

 Who                do  they play  sports with?  С кем …?   

   

______________________________________________________________________________________________________



Подписи к слайдам:

often
ride
a
horse
I


“Train – words”
Do
?


Подписи к слайдам:

“Train – words


do
you
ride
a horse
?
Why


D
o
Where
When
What
How often


Ex.1 p.30

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология модульного обучения (презентация)

кратко можно познакомиться с основными идеями технологии модульного обучения, понять ее принцип применения....

Технология модульного обучения на уроках математики (презентация)

В краткой форме можно познакомиться с технологией модульного обучения, ее применением, ее достоинствми и недостатками....

Презентация.Технология модульного обучения.

Модуль- это функциональный целевой узел, в который обединены учебное содержание и технология овладения им....

выступление на районном семинаре "Технология модульного обучения"

В данном выступлении рассматривается преимущество использования модульного обучения в классах с углубленным изучением математики. Так же дается примерная разработка модуля по теме: "Квадратные уравнен...

«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.

Форма: Нестандартный урокОборудование:  таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн...

Современные образовательные технологии. Основные подходы к использованию технологии модульного обучения на уроках АЯ

Современные образовательные технологии. Основные подходы к использованию технологии модульного обучения на уроках АЯ...