Урок английского языка в рамках ФГОС
статья по английскому языку на тему

Козырева Ольга Ананьевна

Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка  - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_angliyskogo_yazyka_v_ramkakh_fgos.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок английского языка в рамках ФГОС

                                                                                                                                                                                       Козырева О.А.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы

 учили вчера, мы украдем у детей завтра».

                                                        Джон Дьюи.

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества.

В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

В основу разработки новых стандартов положен системно- деятельностный подход. Суть системно-деятельностного подхода отражает китайская народная мудрость, которая гласит: “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей,задача  учителя  - не дать объем знаний, а  научить учиться.

При изучении иностранного языка  термин системно-деятельностный  дополняется словом коммуникативный. Коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения.

Я думаю, что с точки зрения нашего предмета, методики его обучению, с введением ФГОС изменилось очень мало что. Именно благодаря тому, что наш предмет имеет специфические отличия от других предметов и "продвинутую" в данном случае коммуникативную методику, мы не особо чувствуем новшества. Скорее, поменялась терминология.

--- Как мы обучали общению, формируя коммуникативную компетенцию, так мы и продолжаем это делать (только теперь, помимо планируемых предметных результатов это требование попало и в метапредметные - "развитие умения взаимодействовать со всерстниками и взрослыми в учебном процессе").

-- как мы формировали гражданскую идентичность, помогая детям представлению себя как гражданина не только России, но и своей области, поселка, города - так и сейчас это делаем.

---Как готовили к межкультурному общению (попутно развивая толерантность и заинтересовывая культурами разных стран) - так и продолжаем делать. , Можно сказать ,что ФГОС как будто специально писали под методику обучения английскому.

А вот насколько изменилась работа по другим предметам, я сказать не могу. Думаю, что изменения некие есть.. Для нас получается, что повседневная работа мало изменилась, если и раньше мы работали в рамках личностно-ориентированного и коммуникативного подхода. Ну, может, стали чуть больше внимания обращать на некоторые аспекты, которым раньше из-за нехватки времени уделяли меньше времени.

Наличие парной и групповой работы, наличие элементов самооценки учащихся на каждом уроке ( и рефлексии: что было трудно-легко-интереснее всего)и элементов дифференцированного подхода в работе с "сильными" и "слабыми" ребятами ( т.е."стратегию выстраивания индивидуальной образовательной траектории учащегося"). Но, положа руку на сердце, все это было в моих уроках и раньше.

По этому я лично для себя "работу по ФГОС" рассматриваю как преподавание иностранного языка с более пристальным вниманием к формированию универсальных учебных действий ( не всегда материалы учебников все предусматривают), которые позволяют достигать метапредметных результатов. Новое в ФГОС - это личностные, метапредметные и предметные результаты. С предметными результатами у нас все более или менее в порядке. Коммуникативная компетенция формируется с разной успешностью, но процесс идет. Метапредметные результаты - универсальные учебные действия - это то, что мы пытаемся делать, так как "учим учиться". Личностные результаты во многом зависят от содержания текстового и тематического материала, а также от характера наших проектных заданий. Вот наверное в этих рамках и можно определить, что меняется на наших уроках английского языка в соответствии с ФГОС.

При переходе на ФГОС второго поколения перед учителями английского языка стоит нелегкая задача – выбрать наиболее подходящий УМК.  Поскольку учебник остаётся основным средством обучения и источником информации для ученика, ему присущи следующие функции: информационная, систематизирующая, обучающая и контролирующая, а также воспитательная и развивающая.

Использование компьютерных технологий пока остается невозможным в связи с недостаточной оснащенностью кабинетов, но надеемся, что в ближайшем будущем и этот пункт стандарта будет выполняться.

Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного  учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В связи с этим выделяют ряд требований, предъявляемых к современному уроку иностранного языка:

  • - четкое формулирование цели;
  • - определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • - прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • - выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
  • - выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,
  • - урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • - учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • - создание условий успешного учения учащихся.

Моделируя урок, современному учителю следует придерживаться следующих правил:

•        Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

Рождение любого урока нужно начинать с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

•        Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.

•        Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

•        Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, можно предложить ребятам использовать листочки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ листочка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. Учащиеся размещают выбранные листочки на доске при помощи магнитов, и, таким образом, строят так называемое дерево успеха, которое наглядно демонстрирует уровень личных достижений. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

•        Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

•        Продумать форму подведения итогов урока.Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Этот этап на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.

Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка  - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Рефлексивный компонент деятельности младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной статье рассматривается рефлексивная деятельность младших школьников на уроке английского языка как этап современного  урока. Приведены приемы рефлексивной деятельности как учащихся, так ...

Технологическая карта урока английского языка в рамках ФГОС в 5 классе на тему: "Christmas"

Разработка урока английского языка в рамках ФГОС в пятом классе на тему: "Рождество"...

Развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС на примере использования метода проектов

УУД - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов унив...

Приемы организации групповой работы на уроках английского языка в рамках ФГОС

Использование интерактивных методов и приемов насовременном уроке английского языка.Сущностные характеристики интерактивного обучения. Описание возможности использования некоторых инновационных интера...