Введение современных информационных технологий на уроках английского языка в учреждениях среднего профессионального образования
статья по английскому языку на тему

Шабтдинова Олеся Павловна

Обучение посредством современных компьютерных технологий (Интернет-ресурсов) удовлетворяет всем требованиям новой образовательной парадигмы.                             Компьютерные технологии – это единый образовательный подход, который основан на междисциплинарном содержании, формах и средствах обучения. Студенты находят необходимую информацию для подготовки тем, вынесенных на самостоятельное изучение по практическому курсу английского языка. Кроме того, используются сайты сети Интернет для совершенствования различных коммуникативных умений (аудирование, чтение, письмо, говорение), формирования лексических и грамматических навыков, для определения уровня владения языком по международным стандартам.                                                                                                  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шабтдинова О.П

преподаватель английского языка ГАОУ СПО СО «НТГМК»,  г. Нижний Тагил

 Введение современных информационных технологий на уроках английского языка в учреждениях среднего профессионального образования

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения. Компьютер может помочь в изучении иностранного языка. Ведь существует масса дисков, электронных учебников, мультимедийных обучающих программ, которые приводят к хорошим результатам в изучении языка [Владимирова 2007 : 33].

Следует отметить, что интерес у студентов  к  употреблению английских лексических единиц  усилился, в связи с  приобщением молодёжи  к компьютерным играм, англоязычной музыке и видам танцев. Часто встречаются такие ситуации, когда студенты хотят узнать что-то  новое и интересное из области  хип-хоп  искусства на английском  языке. Быстро поможет найти информацию интернет-источник либо электронный словарь, это помогает улучшить иностранный язык не  только студентам, но  и преподавателю, кроме того данное сотрудничество между обучающим и обучаемым  приводит  к повышению уровня мотивации студентов к изучению языка и появлению дружественного отношения к друг другу.

Внедрение компьютерных технологий  влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным преподавателем встает проблема поиска нового педагогического инструмента в качестве предмета  развития мотивации на уроках английского языка. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает студентам в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения [Полат 2001 : 14-15].

При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение студентов в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей, то есть как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В-третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения [Ефременко 2007 : 19].        

           Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых студенты самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, так как знания, полученные в готовом виде, очень часто мимо их сознания и не остаются в памяти. Использование компьютеров на уроках английского языка - потребность времени [Кульневич 2001 : 31].

Метод  “подставного иностранца”  (когда преподаватель приглашает старшекурсника в группу, а он, в свою очередь делает вид, что он Англичанин, например) действенен и эффективен для первого и второго курсов. Что же касается студентов старших курсов, по-моему мнению, для улучшения их мотивации  необходима реальная ситуация встречи с носителем языка. Ведь большинство изучающих иностранный язык не уверен, что язык когда-либо пригодится  ему в жизни. Данная возможность может быть реализована про помощи интернет-программы “Skipe”.  Принцип действия следующий:

  1. Поиск иностранца на чат-форумах.
  2. Беседа с ним о том, хочет ли он общаться данным способом, и на какие темы.
  3. Непосредственная коммуникация.

Первые два вышеприведённых действия осуществляет преподаватель, а последний этап представляет собой соучастие студентов под контролем преподавателя, то есть в случае непонимания или  возникновения неловких ситуаций требуется вмешательство опытного и компетентного человека.

В результате студенты начинают общаться на разные темы, их словарный запас пополняется, произношение улучшается, а самое главное возрастает мотивация к изучению иностранного языка, у студента возникает полное ощущение того, что это ему нужно. В случае успешной коммуникации между участниками последствия могут быть совершенно неожиданными, к примеру, приглашение кого – то из студентов за границу, или визит иностранца к нам.

Таким образом, компьютер является прекрасным средством интерактивного общения между различными языковыми группами, что особенно ярко проявляется при применении компьютерной сети. Это может быть как локальная сеть, так и Интернет, позволяющий миллионам пользователей по всему миру обмениваться самой различной информацией: от текста до картинок, звука и видео.

Еще одно многообещающее новшество в компьютерной технологии - это интерактивное видео. Программа представляет собой фильм на ИЯ. Студенты реагирует на ситуации, предлагаемые компьютером (отвечает на вопросы героев, руководит их действиями), таким образом, изменяя сценарий, как бы сам участвует в развитии событий [Кручинина 2000 : 35].

 В своей статье хотелось бы рассказать о своём опыте работы с уникальной интерактивной мультимедийной  обучающей программой изучения английского языка “English Discoveries “,  педагогическое содержание которой было разработано совместно компаниями Edusoft и Berlitz International. Именно это программное обеспечение в настоящее время стало признанным стандартом во всем мире. Многие правительственные и государственные учреждения, учреждения образовательной сферы, а также ведущие корпорации в более чем 45 странах мира изучают английский язык с помощью English Discoveries.

Особенности программы:

English Discoveries представляет собой серию из двенадцати компакт-дисков (CD-ROM) для изучения английского языка, разделенную на следующие пять основных уровней:

1. Let’s start (для начинающих) - первый модуль серии, предназначенный для учащихся, совершенно не знакомых с английским (главное внимание уделяется алфавиту, числам и основной лексике - пища, одежда и т.д.)

2. Basic (основной) - 3 компакт-диска – предназначен для учащихся старших классов.

Следующие уровни как раз подходят для студентов среднего профессионального образования, а именно:

3. Intermediate (средний уровень) - 3 компакт-диска – для студентов  1-2 курса

4. Advanced (продвинутый) - 4 компакт-диска (включая обзорный модуль - 1 CD) – для 3 курса

5. Executive (практический) - 1 компакт-диск (деловой английский) – 4-5 курсы

Кроме того, программа охватывает все четыре аспекта владения языком (чтение, письмо, речь и восприятие на слух) с использованием подлинного английского языка и реальных жизненных ситуаций. В основу серии положены принятые курсы, охвачены все грамматические конструкции, и представлено более 3500 лексических единиц.

Особенностью English Discoveries является приспособленность к различным стилям обучения, поскольку в него включены различные методы преподавания. Обучающимся предлагается следующие три способа работы по программе:

1. "Демократический" (открытый) метод - обучающиеся выбирают тему, над которой они хотят работать, и способ, которым они хотят работать (посредством занятий различных типов)

2. Структурный подход - программированные уроки, рассчитанные на интенсивный учебный процесс. Учащиеся следуют по заданному пути прохождения программы.

3. Решение задач - учащиеся развивают свои способности к решению задач и установлению связей посредством увлекательной приключенческой игры.

Использование компьютера представляет определенные удобства и для преподавателя, поскольку он не имеет возможности принести в колледж все нужные ему пособия, а их наглядное изображение требует определенных затрат. Не менее значимое преимущество использование компьютера заключается в том, что он позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей: могут наиболее эффективно использовать новые технологии обучения.

Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по английскому языку. Мультимедиа технологии позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Их практическое использование предполагает новый вид познавательной активности студентов, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности студентов, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Внедрение таких технологий способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

                                     

Литература

1. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ – 2002

- №3. С.39–41.

2. Ефременко, В. А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка [Текст] / В. А. Ефременко // Иностранные языки в школе – 2007. - №8. – С. 18-21.

С.14-19.

3. Кручинина, Г. А. Новые информационные технологии в учебном процессе [Текст] : Мультимедийные обучающие программы. Дидактические материалы к практическим занятиям и творческой работе студентов / Г. А. Курчинина. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2000. – 257с.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.

5. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ - 2001 - №2.

6. http://www.cottoc.net/books/42739-english-discoveries-otkryvaem-dlya-sebya.html

7. http://www.zachetik.ru/ref-110001.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка"

Опытно-методическая разработка на тему:«Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка(мультимедийные презентации и интерактивная доска)...

Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка

Дидактические игры или игровые моменты часто используются на уроках английского языка. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет высокой эмоциональности и св...

Использование современных информационных технологий на уроках английского языка.

Использование современных информационных технологий на уроках английского языка.Бижев Арсен Гисавич, учитель английского языка.ВведениеВ современном обществе все более возрастает роль иност...

Использование современных информационных технологий на уроках английского языка

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обш...

«Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка (мультимедийные презентации и интерактивная доска)»

      Дидактические игры или игровые моменты часто используются на уроках английского языка. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет ...

Метод кейсов на уроке английского языка в учреждениях среднего профессионального образования (на примере профессии парикмахер).

Статья посвящена использованию такой современной педагогической технологии как "кейс-метод" в учреждениях профессионального образования....

Информационный проект «Использование современных информационных технологий на уроках английского языка»

Информационный проект «Использование современных информационных технологийна уроках английского языка»...