Формирование навыков аудирования
методическая разработка по английскому языку на тему

Чижова Людмила Геннадиевна

На современном этапе отрабатываем навыки аудирования не только используя CD, но и  DVD. Как показывает практика, видео интересней для детей и успешнее в обучающем процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_audirovaniya.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков аудирования на уроках английского языка в средней и старшей школе

В современной школе можно предложить следующие составляющие содержания образования:

  1. Предметная информация.
  2. Умение работать с текстами.
  3. Умение создавать собственные тексты.

Сегодня подробнее остановимся на втором пункте, поскольку говорим о формировании навыков аудирования текстов, а аудирование – это один из способов активизации речемыслительной деятельности учащихся. Аудирование можно рассматривать как цель обучения и как средство овладения иноязычной речью.

Сегодня цель обучения – не просто знание языка, а умение использовать его в реальном общении, т. е. практическое владение языком и, следовательно, развитие «коммуникативной компетенции». Необходимой видится скорейшая разработка новых методов и технологий достижения коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Наряду с аудио- и CD активно используются видео фрагменты на уроках.

Возрастает роль видео-технологий как одного из наиболее продуктивных способов при решении столь актуальной задачи как достижение коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной) и повышение уровня владения английским языком учащихся до современных требований международных стандартов.

Верно утверждение, что видео по важности и целесообразности использования уступает только учителю – носителю языка.

При формировании речевой деятельности и коммуникативной культуры учащихся очень эффективно применение видео-технологий. Видеоматериалы предоставляют большие возможности для изучения языка, так как соединяют несколько компонентов, например аудирование и зрительное восприятие, которое обеспечивает контекст. Применение видеоматериалов дает возможность погружения учащихся в ситуацию знакомства с традициями взаимоотношений и культур стран изучаемого языка, с языком жестов и мимики. А самое главное, что на основе видеоматериалов учащиеся слышат и изучают живую речь носителей языка. Кроме аудирования, с помощью видеоматериалов учитель имеет возможность предлагать учащимся различные задания, например на расшифровку мимики и жестов, на стимулирование беседы и общения (говорение), на чтение и даже на развитие навыков письма.

Таким образом, на основе применения видео-технологий открывается большая возможность развития творческого потенциала учащихся, в частности развитие воображения и прогнозирования ситуаций на основе реальных жизненных ситуаций и событий. С другой стороны, эти методы обучения дают возможность в дальнейшем избежать грубых коммуникативных ошибок при реальном общении с представителями стран изучаемого языка, т.е. в реальной жизненной ситуации. Таким образом, мы решаем одну из главных задач изучения иностранного языка – проблему общения, одновременно получая возможность эффективно формировать все 4 вида речевой деятельности, предлагая учащимся интересные задания по работе над фильмом или видеосюжетом.

Касательно развития навыков речевой деятельности, мною предпочтение отдается коммуникативной методике, которая направлена на возможности общения. Из четырех «китов» повышенное внимание в данной методике отдается говорению и восприятию речи на слух. Идеальным подходом я считаю применение коммуникативной методики, интегрированной с традиционными элементами преподавания. Например, обучение грамматике, по моему мнению, должно строиться на классических принципах. В рамках коммуникативной методики использование видео-технологий представляется особенно продуктивным.

Применение видео я начинала с использования фрагментов мультипликационных фильмов уже на первых этапах обучения иностранному языку в младших и средних классах. На уроке показывала мультфильмы по частям, используя фрагменты посюжетно.

Мультипликационные ролики данного курса непродолжительны, 3-5 минут, поэтому не утомляют детей. Содержание роликов направлено на обучение простым действиям, главные герои мультфильмов показывают действие сами и предлагают зрителям проделать его самостоятельно. Конечно, обязательным является контроль учителя за правильным выполнением упражнения. Необходимо вовремя исправить ошибки учащихся, подсказать, как правильно произносится то или иное слово, заострить внимание детей на определенных моментах (это делается при помощи паузы воспроизведения), собственным примером показать алгоритм упражнения. Удовольствие от данного метода получают и учащиеся, и учитель. В начальном звене успешно работала с курсами Уроки тетушки Совы (английский язык) – английский для детей, Английский язык с Хрюшей и Степашкой .

В среднем звене я начала использовать на уроках видеокурс «Muzzy» – английский детям, затем «Longman Primary Video Collection», который удивительным образом совпадает с тематикой и материалом изучаемого материала в 5х классах. В старших классах использую DVD к УМК«Total English» (А. Клэр, Дж. Уилсон) и к УМК «New Opportunities».

Современные технические средства делают возможным избежать поисков и покупки дорогостоящих дисков-оригиналов, ресурсы интернета позволяют скачивать вышеперечисленные курсы на электронные носители и с их же помощью демонстрировать видео на уроках. Учителю достаточно иметь в своём распоряжении DVD-проигрыватель, читающий информацию с электронных носителей (флеш-карт). 

Интернет-сайт http://www.frenglish.ru/ предлагает вниманию ещё целый ряд обучающих программ. На указанном интернет-сайте можно найти также множество фильмов и мультфильмов на английском языке.

Совсем недавно ООО «ДМИ «ТВИК» начало выпуск серии образовательных программ для изучения английского детьми «Любимые герои говорят по-английски». В данной серии выпущены хорошо знакомые всем с детства мультфильмы, такие как, например, «Малыш и Карлсон», «Трое из Простоквашино», в которых персонажи говорят на английском языке фразы, знакомые нам наизусть на русском. Считаю, что работа с такими фильмами особенно плодотворна. Учащиеся хорошо знают содержание текста, поэтому при просмотре на английском языке у них не возникает никаких проблем.

Сюжеты видеокурсов позволяют сделать объяснение нового лексического и грамматического материала более интересным и наглядным, разнообразить уроки, использовать в полной мере возможности видеотехнологий, о которых шла речь ранее (упражнения, соответствующие каждому этапу работы с видео). 

Считаю, что особенностью данных видеокурсов является не только уникальная методика обучения говорению и восприятию на слух, но также и их совместимость с зарубежными учебно-методическими комплексами и с любым российским учебником.

Видеокурсы состоят из отдельных сюжетов, что позволяет мне подобрать такой, на котором можно активизировать любую лексическую или грамматическую тему, изучаемую на уроке. Например, при изучении темы «Время» в младших классах, видеосюжет «What time is it?» из «Muzzy» помогает отрабатывать все необходимые фразы и структуры по этой теме. А сюжеты из видеокурса «Learning English» позволяют не только активизировать изученную лексику, но и знакомить учащихся с нормами поведения и традициями носителей языка.

В средних и старших классах один раз в четверть включала просмотр видео-фильмов страноведческого характера, таких как «Great Britain», «The United States of America», «Australia». «London».

Практика показывает, что ученик запоминает то, что он слышит и видит в пять раз лучше того, что он только слышит.

В результате учащиеся без монотонного заучивания осваивают диалог в ситуации реального общения. Формы работы могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая. Варианты видеосюжетов построены так, что может работать вся группа учащихся одновременно.

Завершить данную работу целесообразно составлением и разыгрыванием собственных диалогов учащихся. Этот курс целесообразно использовать на всех ступенях обучения учащихся.

Анализ результатов мониторинга позволил сделать вывод о том, что повысились показатели сформированности навыков речевой деятельности практически у всех учащихся.

Подводя итоги работы, делаю вывод, что применение видео-технологий на уроках английского языка в школе способствует эффективному формированию навыков речевой деятельности и повышению мотивации учащихся к развитию собственной иноязычной коммуникативной компетенции во всех её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Можно утверждать, что учебные видео-курсы и мультипликации раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения  иностранным  языком привлекательным для школьников на всех этапах обучения.

25.03.14                                                Чижова Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов "Формирование навыков аудирования "

Аудирование является одним из наиболее сложных видов речевой деятельности. Так как задания проверяют умения и навыки в разных типах аудирования, экзаменуемому важно понимать, что именно проверяется в...

формирование навыков аудирования.

обучение понимания иностранной речи:приемы способствующие тренировке данного навыка....

Педагогические условия достижения подростками успешности в процессе формирования навыков аудирования

В процессе обучения учащихся навы­кам аудирования необходимо создание ситуации успеха для каждого ученика. Ведь пережи­вание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах, у него появля...

Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку.

Трудности при обучении  аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку....

Формирование навыков аудирования

Формирование навыков аудирования...

Формирование навыков аудирования и развитие свободного владения речью на уроках английского языка в начальной школе

Опираясь на свой небольшой опыт могу сказать,что ученики младших классов начинают изучение английского языка с большим интересом, так как это совершенно новый для них предмет, который вызывает большой...

Формирование навыков аудирования с помощью песни на английском языке. Frozen by Madonna

Разработка учебного материала для формирования навыков аудирования через аутентичный и привлекательный для ученика материал - песню. Этот матирал ориентирован как на лексическое, эмоциональное, так и ...