Образовательная программа "Внеклассное чтение. Английский язык"
элективный курс по английскому языку (5 класс) на тему

Бебнева Елизавета Петровна

В условия введения ФГОС в практику образовательных учреждений становится актуальным разработка и введение таких форм работы, которые способстовали бы формированию универсальных учбных действий обучающихся, развитию их личностного. творческого потенциала.  

Дополнительная образовательная программа "Внеклассное чтение. Английский язык"  предназначена для обучения школьников английскому языку в образовательных учреждениях основного общего образования на основе серии книг для чтения “Cambridge Reading“ (издательства «Cambridge University Press» совместно с издательством «Дрофа»). В процессе разработки программы авторы исходили из требований Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по иностранному языку и методических пособий для учителя Cambridge Reading.

Программа адресована общеобразовательным учреждениям, в которых обучение английскому языку начинается со второго класса. На изучение данного курса отводится 1час в неделю внеурочной деятельности (34 часа в год, 170 часов за 5 лет).

В программе дается краткая характеристика курса, определяются цели и задачи курса, планируемые результаты освоения курса, содержание обучения, система оценки достижения планируемых результатов, приведены примеры календарно-тематического планирования и списки книг для чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneklassnoe_chtenie.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Принята

на заседании педагогического совета.

Протокол № __ от ___________

Утверждаю

Директор школы-интерната № 9

__________________ А.Н.Мальцев

«____» ___________ 20___ год

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Внеклассное чтение. Английский язык»

5-9 классы

Автор: Бебнева Елизавета Петровна, учитель английского языка

Кинель 2012 год


                                              Пояснительная записка

Данная программа предназначена для обучения школьников английскому языку в образовательных учреждениях основного общего образования на основе серии книг для чтения “Cambridge Reading“ (издательства «Cambridge University Press» совместно с издательством «Дрофа»). В процессе разработки программы авторы исходили из требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2), Примерной основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по иностранному языку и методических пособий для учителя Cambridge Reading. 

Программа адресована общеобразовательным учреждениям, в которых обучение английскому языку начинается со второго класса. На изучение данного курса отводится 1час в неделю внеурочной деятельности (34 часа в год, 170 часов за 5 лет).

В программе дается краткая характеристика курса, определяются цели и задачи курса, планируемые результаты освоения курса, содержание обучения, система оценки достижения планируемых результатов.

Краткая характеристика курса.

Обучение английскому языку сегодня – это развитие способностей ученика использовать язык как инструмент общения в диалоге культур. Данная цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников посредством иностранного языка для подготовки к межкультурному общению.

Серия книг для чтения “Cambridge Reading“ дает прекрасную возможность начинать знакомство детей с произведениями современной детской англоязычной литературы с первых шагов овладения английским языком. Регулярное чтение аутентичной художественной литературы позволяет мотивировать и стимулировать изучение иностранного языка, полнее реализовать его воспитательные, образовательные и развивающие функции.

Таким образом, основное направление программы –   развитие социокультурной компетенции через знакомство детей с произведениями современной англоязычной литературы, приобщение к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка.

Новизна программы заключается в том, что  ученики на основе художественных произведений   углубляют свои знания по английскому языку, совершенствуют устную речь, развивают свои творческие способности.

Цель  программы «Внеклассное чтение. Английский язык. 5-9 классы» - формирование у учащихся:

  • навыка чтения как  инструмента познания мира и культуры других народов;
  • общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей;
  • уважительного отношения к чужой (иной) культуре через знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка;
  • более глубокого осознания особенностей культуры разных народов;
  • положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Иностранный язык», а также развитие необходимых универсальных учебных действий (УУД) и специальных учебных умений (СУУ).

Задачи  программы:

  •  пробудить у детей интерес к чтению    художественных произведений;
  • создать условия для формирования потребности в постоянном чтении;
  • приобщить школьников к общечеловеческим духовным, нравственным и культурным ценностям;
  • развивать творческие способности каждого ребёнка;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обогатить словарный  запас детей.

Планируемые результаты реализации освоения курса «Внеклассное чтение. Английский язык. 5-9 классы».

В соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования на ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения для четырех  междисциплинарных и 16 учебных программ по всем предметам базисного учебного плана. Программа «Внеклассное чтение. Английский язык. 5-9 классы» разработана для достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом», а также планируемых результатов программы по английскому языку в разделе учащиеся получат возможность.

Реализация программы «Внеклассное чтение. Английский язык. 5-9 классы» должна способствовать формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся смогут осознанно планировать свой  актуальный и перспективный круг чтения, в том числе досуговый. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Учащиеся научатся осуществлять поиск, интерпретацию и оценку информации.

Система оценки достижения планируемых результатов.

  1. Текущая (накопительная) оценка. Дневник читателя.

В процессе чтения выбранной книги учащиеся заполняют Дневник читателя, в котором указывают исходные данные произведения, автора, количество страниц, краткое содержание произведения и выполняют иллюстрацию к произведению.

  1. Итоговая оценка. Защита проекта.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования является защита итогового индивидуального проекта.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках курса «Внеклассное чтение. Английский язык. 5-9 классы» с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную и художественно-творческую).

Таким образом, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, статья, журнал, газета и  др.);

б) художественная творческая работа, представленная в виде инсценировки, художественной декламации и др.;

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников.

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Условия и средства формирования универсальных учебных действий в процессе реализации программы «Внеклассное чтение. Английский язык. 5-9 классы»

Учебное сотрудничество

На ступени основного общего образования дети активно включаются в совместные занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг неё (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль  и т. д.

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. К числу основных составляющих организации совместного действия можно отнести:

• распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

• обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

• взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности;

• коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

• планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);

• рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

Совместная деятельность

Под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями, а также вербальными и невербальными средствами между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений.

Общей особенностью совместной деятельности является преобразование, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения.

Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.

Деятельность учителя на занятии предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.

Цели организации работы в группе:

• создание учебной мотивации;

• пробуждение в учениках познавательного интереса;

• развитие стремления к успеху и одобрению;

• снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

• развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

• формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

Для организации групповой работы класс делится на группы по 3—6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. Занятия могут проходить в форме соревнования двух команд. Командные соревнования позволяют актуализировать у обучающихся мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности.

Можно выделить три принципа организации совместной деятельности:

1) принцип индивидуальных вкладов;

2) позиционный принцип, при котором важно столкновение и координация разных позиций членов группы;

3) принцип содержательного распределения действий, при котором за обучающимися закреплены определённые модели действий.

Группа может быть составлена из обучающегося, имеющего высокий уровень интеллектуального развития, обучающегося с недостаточным уровнем компетенции в изучаемом предмете и обучающегося с низким уровнем познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих обучающихся: по сходным интересам, стилям работы, дружеским отношениям и т. п.

Роли обучающихся при работе в группе могут распределяться по-разному:

• все роли заранее распределены учителем;

• роли участников смешаны: для части обучающихся они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;

• участники группы сами выбирают себе роли.

Во время работы обучающихся в группах учитель может занимать следующие позиции — руководителя, «режиссёра» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы.

Учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания слабым учащимся.

Рефлексия

Задача рефлексии — осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форме.

В конкретно-практическом плане развитая способность обучающихся к рефлексии своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности:

• осознание учебной задачи (что такое задача? какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи? что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?);

• понимание цели учебной деятельности (чему я научился на занятии? каких целей добился? чему можно было научиться ещё?);

• оценка обучающимся способов действий, специфичных и инвариантных по отношению к различным учебным предметам (выделение и осознание общих способов действия, выделение общего инвариантного в различных учебных предметах, в выполнении разных заданий; осознанность конкретных операций, необходимых для решения познавательных задач).

Соответственно развитию рефлексии будет способствовать  организация учебной деятельности, отвечающая следующим критериям:

• постановка всякой новой задачи как задачи с недостающими данными;

• анализ наличия способов и средств выполнения задачи;

• оценка своей готовности к решению проблемы;

• самостоятельный поиск недостающей информации в любом «хранилище» (учебнике, справочнике, книге, у учителя);

• самостоятельное изобретение недостающего способа действия (практически это перевод учебной задачи в творческую).

Формирование у школьников привычки к систематическому развёрнутому словесному разъяснению всех совершаемых действий (а это возможно только в условиях совместной деятельности или учебного сотрудничества) способствует возникновению рефлексии, иначе говоря, способности рассматривать и оценивать собственные действия, умения анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. «Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?» — в ответах на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия. В конечном счёте рефлексия даёт возможность человеку определять подлинные основания собственных действий при решении задач.

В процессе совместной коллективно-распределённой деятельности с учителем и особенно с одноклассниками у детей преодолевается эгоцентрическая позиция и развивается децентрация, понимаемая как способность строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать относительность и субъективность отдельного частного мнения.

Кооперация со сверстниками не только создаёт условия для преодоления эгоцентризма как познавательной позиции, но и способствует личностной децентрации. Своевременное обретение механизмов децентрации служит мощной профилактикой эгоцентрической направленности личности, т. е. стремления человека удовлетворять свои желания и отстаивать свои цели, планы, взгляды без должной координации этих устремлений с другими людьми.

Коммуникативная деятельность в рамках специально организованного учебного сотрудничества учеников с взрослыми и сверстниками сопровождается яркими эмоциональными переживаниями, ведёт к усложнению эмоциональных оценок за счёт появления интеллектуальных эмоций (заинтересованность, сосредоточенность, раздумье) и в результате способствует формированию эмпатического отношения друг к другу.

Содержание  обучения

  Предметное содержание речи

Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.

Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки.

Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.

Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.

Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.

Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).

Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

Чтение

Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).

Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художествен-ные.

Типы текстов: статья, очерк, рассказ, сказка, детские и школьные истории, фэнтези и  др.

Список произведений.

Уровень 1.

  1. Bill Gillham “My pet»
  2. Bill Gillham “My Dog’s Party”
  3. Bill Gillham “Dirty Dog”
  4. Richard Brown, Kate Ruttle “I Went to School This Morning”
  5. John Prater “What Can We Make?”
  6. Cynthia Rider “the Greedy Mouse”
  7. John Prater “Wayne’s Box”
  8. Tony Bradman “This is the Register”
  9. Richard Brown “All by Myself”
  10. Gerald Rose “The Clever Tortoise”

Уровень 2

  1.  Richard Brown “The Moonlit Owl”
  2.  Meredith Hooper “The Bridge”
  3.  Meredith Hooper “The Forest”
  4.  Tony Bradman “Imran and the Watch”
  5.  Joanna Troughton “ The story of Running Water”
  6.  Tony Bradman “Well Done, Sam!”
  7.  Joanna Troughton “The Animal Wrestlers”
  8.  Joanna Troughton ”The Chinese New Year”
  9.  John Prater “Tom’s Box”
  10. Tony Bradman “A Friend for Kate”

Уровень 3

  1. June Crebbbin “Spike and the Concert”
  2. June Crebbbin “The Special Cake”
  3. Richard Brown “Dancing in Soot”
  4. Rosemary Hayes “The Treasure Cave”
  5. Richard Brown “The Peace Ring”
  6. Mona Green “ How Animals Got Their Tails”
  7. Meredith Hooper “Osprey”
  8. Meredith Hooper “Seal”
  9. Meredith Hooper “Dinosaur”
  10.  Phil Gates “Animal Senses”

Уровень 4

  1. Rosemary Hayes “The Magic Sword”
  2. Rosemary Hayes “The Amazing Mr Mulch”
  3. Rosemary Hayes “Mr Mulch’s Magic Mixtures
  4. Phil Gates “Animal Communication”
  5. Phil Gates “Camouflage”
  6. Phil Gates “Codes and Signals”
  7. Phil Gates “The Scots Pine”
  8. Meredith Hooper “Noah’s Ark”
  9. Meredith Hooper “Coral Reef”
  10. Meredith Hooper “Desert”

Тематическое планирование

5 класс

п\п

Тема.

Кол-во часов

1

Экскурсия в библиотеку. Викторина «Герои английских сказок»

1

2

Знакомство со словарями. Ведение дневника читателя.

1

3

Книга 1

4

4

Книга 2

4

5

Литературная гостиная (инсценировка произведений).

2

6

Поездка в театр

2

7

Книга 3

3

8

Книга 4

3

9

Литературная гостиная (инсценировка произведений).

2

10

Поездка в театр

2

11

Книга 5

3

12

Книга 6

3

13

Подготовка проектных работ

3

14

Защита проектных работ.

1

Итого

34

6 класс

п\п

Тема занятия.

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Конкурс дневников читателя.

1

2

Постановка цели на год. Выбор круга чтения.

1

3

Книга 7

4

4

Книга 8

4

5

Литературная гостиная (инсценировка произведений).

2

6

Поездка в театр. Просмотр фильма.

2

7

Книга 9

3

8

Книга 10

3

9

Литературная гостиная (инсценировка произведений).

2

10

Поездка в театр. Просмотр фильма.

2

11

Книга 11

3

12

Книга 12

3

13

Подготовка проектных работ

3

14

Защита проектных работ.

1

Итого

34

7 класс

п\п

Тема занятия.

Кол-во часов

1

Цели и задачи. Читательский дневник.

1

2

Посещение областной библиотеки.

2

3

Книга 13

4

4

Книга 14

4

5

Литературная гостиная (инсценировка произведений).

2

6

Поездка в театр или кино.

2

7

Книга 15

3

8

Книга 16

3

9

Литературная гостиная (инсценировка произведений).

2

10

Поездка в театр или кино.

2

11

Книга 17

3

12

Книга 18

3

13

Подготовка проектных работ

2

14

Защита проектных работ.

1

Итого

34

8 класс

п\п

Тема.

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Выбор круга чтения. Читательский дневник.

2

2

Книга 19

4

3

Книга 20

4

4

Литературная гостиная (инсценировка произведений).

2

5

Поездка в театр

2

6

Книга 21

3

7

Книга 22

3

8

Литературная гостиная (инсценировка произведений).

2

9

Поездка в театр

2

10

Книга 23

3

11

Книга 24

3

12

Подготовка и защита проектных работ.

4

Итого

34

9 класс

п\п

Тема занятия.

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Выбор круга чтения.

2

2

Книга 25

4

3

Книга 26

4

4

Литературная гостиная (инсценировка произведений).

2

5

Поездка в театр

2

6

Книга 27

3

7

Книга 28

3

8

Литературная гостиная (инсценировка произведений).

2

9

Поездка в театр

2

10

Книга 29

3

11

Книга 30

3

12

Подготовка проектных работ

3

13

Защита проектных работ.

1

Итого

34

Таким образом, к концу 9 класса учащиеся получат возможность прочитать 30 книг на выбор из предлагаемого списка “Cambridge Reading”.

 Используемая литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Утвержден приказом Мин.обр.науки РФ 17.12.2010 №1897.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
  3. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н., Денисенко О.А. Cambridge Reading. Level 1 (Beginning to Read). Teacher’s Book: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.
  4. Ачкасова Н.Н., Автономова Н.В. Cambridge Reading. Level 2 (Becoming a Reader). Teacher’s Book: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.
  5. Ачкасова Н.Н. Cambridge Reading. Level 3 (Towards Independence). Teacher’s Book: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2004.
  6. Биболетова М.З. Cambridge Reading. Level 4 (Independent Reader). Teacher’s Book: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2004.

Бебнева Е.П. «Внеклассное чтение. Английский язык»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по английскому языку "Совершенствуй свой английский"

Программа разработана для обучающихся 13-15 лет и рассчитана на два года обучения. Программа направлена на расширение и углубление знаний, предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурно...

Обязательный образовательный минимум по английскому языку (I полугодие). Н.И. Верещагина, О.В. Афанасьева. Английский язык. V класс.

Лексико-грамматический материал для обязательного образовательного минимума по английскому языку для учащихся 5 класс, учебник И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой "Английский язык.V класс". (1 часть уч...

Программа дополнительного образования "Рабочая программа для групп сверхпрограммных образовательных услуг "Изучение английского языка образовательной области Филология"

Данная рабочая программа может быть использована в кружках дополнительного образования по предмету "Английский язык" для учащихся 2-4 классов....