Главные вкладки

    «Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования»
    статья по теме

    Ставникова Ирина Сергеевна

     

    Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информационных и коммуникационных технологий в предметные области, профессиональную деятельность педагогов и организацию управления учебно – воспитательным процессом. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ставникова Ирина Сергеевна,

    Учитель английского языка

    МБОУ «СОШ№2» п.г.т.Уренгой

    Пуровского района

     «Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования»

    Введение

    В настоящее время особую роль приобретает информатизация всех сфер жизнедеятельности человека: науки, производства, образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся катализатором научно – технического и общественного пргресса.

    Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информационных и коммуникационных технологий в предметные области, профессиональную деятельность педагогов и организацию управления учебно – воспитательным процессом.

    Информатизация образования неизбежно приводит к трансформации всех компонентов образовательной системы.

    Информатизация общества

    Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.  Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор,

    накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование

    информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной  и микропроцессорной  техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

    Информатизация общества обеспечивает:

    • активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов;

    •интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

    •высокий уровень информационного обслуживания, возможность доступа любого члена общества к источникам достоверной информации,

    визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

    Применение открытых информационных систем, рассчитанных на

    использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов.

    Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

    Основные понятия и определения предметной области – информатизации образования

    В современном понимании информатизация общества представляет собой бурно развивающийся глобальный социальный процесс.

    Информатизация – процесс широкого внедрения современных высокотехнологичных систем обработки и использования информации во всех сферах жизни общества, роста информационных ресурсов и накопления интеллектуального потенциала общества в цифровом формате.

    Доминирующим видом деятельности человека становится информационная деятельность, осуществляемая на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного воздействия и обмена.

    Отличительная особенность информационной деятельности с использованием информационных средств ИКТ – скоростная передача любых объемов информации, представленной в цифровом формате.

    Под воздействием процесса информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности человека.

    Происходящие в обществе изменения не могут не касаться и сферы образования. В профессиональной деятельности педагогов все шире используются компьютеры, интерактивные доски, базы данных и знаний, интерактивные мультимедийные электронные обучающие средства, автоматизированные системы тестирования и диагностики, информационные ресурсы сети Интернет.

    Реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования занимается новая отрасль педагогической науки - информатизация образования.

    Информатизация образования – новая область педагогического знания, которая изучает вопросы методологии, технологии и практики создания и использования средств ИКТ в системах образования всех уровней.

    В настоящее время инновации в образовании основаны на применении методов и средств информатики, возможностей ИКТ, которые позволяют эффективнее и качественнее решать учебные задачи, развивать личность учащегося, его творческие, социальные и коммуникативные способности в целях успешной адаптации к условиям жизнедеятельности в информационном обществе. Инновационные технологии обучения раздвигают рамки традиционной классно – урочной системы и основаны на использовании в учебном процессе новых средств обучения: экспертных и интеллектуальных обучающих систем, систем автоматизации управления учебным заведением и системой образования, информационно – образовательного ресурса Интернета и т.д.

    Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого - педагогических целей обучения и воспитания.

    Процесс информатизации образования реализуется в три этапа. Первый этап – массовые закупки учреждениями образования компьютерных классов и периферийного оборудования, подключение к сети Интернет. Второй этап – разработка учебно – методических комплексов нового поколения. Третий этап – трансформация традиционного образования.

    Цели процесса информатизации образования:

    1. Реализация социального заказа современного общества.

    Дальнейшее развитие и внедрение во все сферы жизни и деятельности человека средств информатизации и коммуникации позволяют говорить о формировании новой информационной среды, в которой нам предстоит жить и работать в ближайшие годы. В учебном учреждении должны быть созданы такие условия для осуществления сбора, обработки, продуцирования, транслирования, архивирования информации, деятельности по представлению и извлечению знаний из различных информационных источников, которые будут максимально приближены к деятельности в новой социокультурной среде. Это позволит выпускникам школы быстрее адаптироваться к изменяющимся окружающего мира. Причем подготовка молодого человека должна быть не только достаточной для реализации им возможностей ИКТ во всех сферах жизни и деятельности в информационном обществе, но и, что особенно важно, носить опережающий характер.

    1. Развитие личности обучающегося.

    Достижение этой цели потребует постоянного совершенствования содержания, форм, методов и средств обучения на базе средств информатизации и коммуникации.

    1. Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях процесса образования.

    Реализация уникальных возможностей ИКТ способствует совершенствованию организационных форм и методов обучения, повышает эффективность учебно – воспитательного процесса, обеспечивает одновременное развитие личности обучаемого и его интеллектуального потенциала, формирование у него умений самостоятельно собирать, обрабатывать, передавать информацию об изучаемых объектах, явлениях, процессах.

    Внедрение новых информационных технологий в процесс изучения английского языка

    Иностранный язык - это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение.

    Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Рассмотрим использование интерактивной доски на уроках английского языка.

    Используя такую интерактивную доску, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Интерактивная доска позволяет сопоставлять слова и их значения, выбирать правильный ответ; заполнять пропуски, таблицы, разгадывать кроссворды и находить  правильные ответы; расположить предметы на картинке; находить слова, соответствующие картинкам; осуществлять активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации и многое другое.

    В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

    Таким образом, учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения.

    Функции интерактивной доски неограниченны:

    1. Помогает эффективно провести фонетическую зарядку. Разнообразные упражнения помогают вспомнить звуки, буквосочетания и правила чтения.

    2.Предоставляет отличную возможность учителю создать свои грамматические таблицы для наглядного введения грамматического материала.

    3. Интерактивная доска незаменима при введении лексического материала и для проверки запоминания введенных слов.

    4. Имеет богатую коллекцию интерактивных иллюстраций, которые могут разнообразить оформление презентации.

    5. Интерактивные тесты.

    Использование интерактивной доски помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным как для учащихся, так и для самого учителя.

    Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе.

    Но, при использовании интерактивной доски необходимо обратить внимание на 2 существенных недостатка:

    1. Временные затраты на подготовку урока очень велики.

    2. Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской (10-15 минут) на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

    Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

     Проанализировав опыт применения  ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:

    • мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения:
    • способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
    • улучшают качество усвоения материала;
    • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
    • дают возможность избежать субъективности оценки.

    Применение компьютерных технологий позволяет:

    • наполнить урок новым содержанием;

    • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
    • формировать элементы информационной культуры;
    • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
    • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

     В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему  самостоятельному изучению английского языка.

    Заключение

    Информатизация общества и образования – неизбежная закономерность развития современной цивилизации, которая распространяется на все страны мирового сообщества. Поэтому учителю важно знать новую терминологию, основные закономерности этого процесса и результаты его воздействия на систему образования, понимать неизбежность постоянной структуры образования, влияющих на сферу профессиональной деятельности учителя.

    Появление новых программных, аппаратных средств, периферийного оборудования, модернизация средств информатики, средств информатизации и коммуникации требует от современного учителя самообразования и саморазвития.

    Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

    Список литературы

    • Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192с.
    • Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224с.
    • Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000. – 303 с.
    • Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»,2009. – 280с.
    • Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с.
    • http://www.iteach.ru/
    • http://www.fea.ru/CompMechLab.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Исторические вехи процесса информатизации образования"

    Реферат по теме: "Исторические вехи процесса  информатизации образования". Написан для курсов повышения квалификации. Используемая литература: ·        htt...

    "Приоритетной задачей учителя в условиях информатизации общества является развитие критического мышления"

    Приоритетной задачей учителя в условиях информационного общества является развитие критического мышления. Поскольку критическое мышление уж...

    Презентация урока по теме: "Информатизация общества"

    Данная презентация может стать вашим помошником при проведении уроков в по теме: "Информатизация общества". В презентации кратко рассмотрены вопросы тем: Информационное общество; Информационная культу...

    Социальные способности личности в условиях информатизации общества

    В настоящее время в процессе развития и становления современного общества все больше проблем наблюдается в социальной жизнедеятельности государства. Возникают активные изменения в социальной сфере, ко...

    Лекция для 11 класса «Информационные процессы, информатизация общества, понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий».

    Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Отыска...

    Обобщение педагогического опыта по теме самообразования: «Информатизация как средство развития современного образования»

    Цели педагогического опытаСовершенствование преподавания информатики и автоматизации образования на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагог...

    Информатизация образования в современном обществе

    Развитие новых технологий в современном обществе вызывает необходимость использования информационных технологий в образовании. Активное их использование повышает эффективность процесса образования.При...