Главные вкладки

    Материал на тему:
    "Приоритетной задачей учителя в условиях информатизации общества является развитие критического мышления"

    Лебедева Ирина Владимировна

               Приоритетной задачей учителя в условиях информационного общества является развитие критического мышления. Поскольку критическое мышление уже само по себе представляет  необходимую составляющую восприятия любой информации в условиях, когда поток этой информации настолько широк и разнообразен, формировать и развивать критическое мышление в ребёнке необходимо с самого раннего возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon esse.doc27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эссе

               Приоритетной задачей учителя в условиях информационного общества является развитие критического мышления. Поскольку критическое мышление уже само по себе представляет  необходимую составляющую восприятия любой информации в условиях, когда поток этой информации настолько широк и разнообразен, формировать и развивать критическое мышление в ребёнке необходимо с самого раннего возраста.

                 Так что же такое критическое мышление? Существует множество его определений. Вот одно из них:

                  Критическое мышление это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме,  в котором думающий улучшает качество своего мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

                    Критическое мышление есть мышление самостоятельное и разностороннее, задействующее самую разнообразную и подчас достаточно противоречивую информацию. Именно информация является отправной точкой этого типа мышления. Оно и начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, осознание которых приходит вместе с полученными сведениями, новыми знаниями. И эти проблемы необходимо решать. При этом достаточно сформированное критическое мышление стремится к убедительной аргументации, которая только выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми.

                       Многие считают, что в этом нет ничего необычного: мы получаем информацию, формулируем связанные с ней проблемы, анализируем, выдвигаем аргументы, оспариваем иные мнения и… в споре рождается истина. Но на деле всё оказывается гораздо сложнее. А может – проще? Мы уклоняемся от сложных мыслительных операций, предпочитаем получать готовые решения, сформулированные в виде аксиом. Однако существует неоспоримый факт: качество нашей жизни, наши поступки, зависят от качества нашего мышления. Учитывая это, формирование правильного мышления у подрастающего поколения становится одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой.

                       Ученик, пусть обладающий даже зачатками критического мышления и склонностью к нему - безусловно, перспективный и успешный ученик. Ведь критическое мышление человека неизбежно связано с любознательностью, хорошей осведомлённостью, непринуждённостью, гибкостью, справедливостью в оценке, честностью в столкновении с личными предубеждениями, благоразумием в суждениях, готовностью пересматривать, прояснять проблемные и сложные вопросы, получать новую информацию, находить решения.

                         Активные в плане критического мышления учащиеся, воспринимая информацию, обычно задают целый ряд вопросов, стремясь достичь полного её понимания, и в последующем склонны к поиску решений поставленных ими же проблем. Они склонны творить. Пассивные ученики склонны изначально игнорировать эти проблемы уже в их зачатке. Они не отдают себе отчёта в путанице, в недоразумениях и даже в пропусках информации, что ни в коей мере не способствует ни формированию необходимых знаний, ни развитию интеллектуально - самодостаточной личности.

                         Человек с хорошо развитым критическим мышлением:

    1. Поднимает жёсткие вопросы, формулирует их чётко и ясно;
    2. Собирает и анализирует относящуюся к делу информацию, использует приёмы абстрагирования, помогающие эффективно эту информацию интерпретировать;
    3. Приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по заданным и самостоятельно выработанным критериям и стандартам;
    4. Думает непринуждённо, эффективно общается с другими при выработке решений.

                 Деятельность, познание, творчество и обучение нуждаются именно в таких людях, и способствовать их формированию – одна из наших наиважнейших задач.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социальные способности личности в условиях информатизации общества

    В настоящее время в процессе развития и становления современного общества все больше проблем наблюдается в социальной жизнедеятельности государства. Возникают активные изменения в социальной сфере, ко...

    конспект урока русского языка в 7 классе "Применение технологии развития критического мышления при работе с текстом"

    Конспект урока русского языка "Анализ текста с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо" будет полезен учителям - предметникам, которые в своей работе применяют разл...

    рок-размышление по литературе в 7 классе по технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Жить по законам человечности…» (по рассказу Андрея Платонова «Юшка»)

    Урок-размышление по литературе в 7 классе с использованием приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

    мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»

    Мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствамиТРКМЧП» проводится в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают ...

    Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

    Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

    «Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

      Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках  литературы в старших классах, а также выявлены  целесообразные методы и при...