Развитие критического мышления учащихся как способ защиты в условиях негативного воздействия современного информационного общества.
статья по информатике и икт

В статье поднимается вопрос о важности развития критического мышления подрастающего поколения в условиях негативного воздействия современного информационного общества, о развитии информационных технологий, перевернувших многие представления о современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления учащихся как способ защиты в условиях негативного воздействия современного информационного общества.

Современное  общество  с  каждым  днем  все  больше  и  больше  зависит  от  информационных  технологий  и  постоянно  развивающихся  средств  коммуникации.  Это  очевидный  и  неоспоримый  факт. 

         Средства  коммуникации  прочно  вошли  в  жизнь  практически  каждого  человека.  За  прошедшие  двадцать  лет,  Россия  пережила  бум  развития  телевидения,  печатных  СМИ,  интернета и социальных сетей. 

ХХI век – век  развития информационных технологий, перевернул многие представления о современном мире:  

  1. Образование перестало быть прерогативой только государства.
  2. Нет того, что можно скрыть (нет тайн), все становится явным.
  3. Доступность  каждого к любому лицу   информационно – техническими  средствами.  
  4. Каждый человек имеет средства визуализации любой реальности.
  5.  Каждый человек может творить  свой виртуальный/внутренний мир, картину мира.
  6. Информация распространяется быстро, а потому  посеять панику или спровоцировать конфликт/войну, для  этого уже не требуется много времени.
  7.  Финансовый и промышленный капиталы приобрели глобальный характер и сформировали  сверхобщество,  в котором малая часть   владеет  большей частью всех благ и ресурсов мира. Пропасть между богатыми и бедными увеличивается.

Эти факты  негативно воздействуют на современное информационное общество. Они указывают на наличие сверхизбыточной информации,  усиление хаоса и  конкуренции.

Очевидно,  что  развитие  критического  мышления  крайне  важно  для  любого  человека,  который  хочет  быть  и  оставаться  востребованным  специалистом  в  наше  время,  так  как  умение  делать  собственные  выводы,  мыслить  инновативно  позволяет  добиться  больших  успехов  в  различных  видах  деятельности. 

Особенно,  развитие  критического  мышления  важно  для  молодежи.  Как  и  любое  другое  прогрессивно  развивающееся  государство,  Российская  Федерация  рассматривает  молодежь,  как  основную  движущую  силу  своего  социально-политического  прогресса. 

Формирование  активной  жизненной  позиции  молодого  человека  протекает  под  влиянием  окружающей  среды.  Информационное  поле  окружающее  развивающуюся  личность  в  современный  период  стало  одним  из  основных  источников  подобного  влияния.  Поэтому,  с  самого  детства  нужно  воспитывать  у  человека  критическое  мышление,  чтобы  он  как  можно  раньше  смог  фильтровать  информацию  из  собственного  информационного  поля.  Ответственность  за  это  ложится  в  основном  на  родителей и образовательные учреждения,  которые  обязаны  следить  за  культурным  и  социальным  развитием  ребенка.  Интернет  используется  учащимися  и  в  образовательных, и в развлекательных  целях,  поэтому  ограничение  доступа  не  является  оптимальным  вариантом  решения  проблемы.  В  данном  случае,  выход  становится  более  или  менее  очевидным:  воспитать  в  ребенке  самоцензуру  и  дисциплину,  что  бы  он  даже  используя  интернет  для  развлечения  и  общения,  не  подвергся  вредоносному  влиянию.

В лицее №7 проблема защиты учащихся  в условиях негативного воздействия современного информационного общества также актуальна. Выходом из этой системы может быть развитие критического мышления.

Создавая условия  развития критического мышления у подрастающего поколения в лицее сложилась система работы, которая включает в себя все приоритетные направления воспитательной и образовательной деятельности:

  • Учебно-познавательная деятельность
  • Гражданско-патриотическое воспитание
  • Духовно-нравственное и нравственно-правовое воспитание
  • Художественно-эстетическая деятельность, культурологическое воспитание
  • Спортивно-оздоровительная деятельность и формирование здорового образа жизни
  • Спортивно-оздоровительная деятельность и формирование здорового образа
  • Трудовое и экологическое воспитание
  • Развитие ученического самоуправления
  • Профориентационная деятельность
  • Совместная воспитательная работа лицея и семьи

Направления деятельности реализуются с учетом возрастных особенностей обучающихся, обеспечивают преемственность целей, форм организации деятельности на всех ступенях общего образования.

Отсюда вытекает задача лицея - создание условий для формирования личности, самостоятельной, творческой, гуманной, способной критически мыслить, ценить себя и уважать других.

Основным содержанием развития, воспитания и социализации подрастающего поколения являются базовые национальные ценности. Эти ценности хранятся в культурных и семейных традициях, передаются от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Базовые ценности лежат в основе уклада лицейской жизни, определяют урочную, внеурочную деятельность и систему дополнительного образования.

Иными словами, необходима интегративность всех программ, пронизывающих все элементы системы.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, психологов, органов безопасности, общественных, религиозных объединений, учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, средств массовой информации и других структур.

Создавая условия  интегративного  воспитания подрастающего поколения, в лицее сложилась целая система традиционных мероприятий. Самыми яркими, из которых являются:

  1. Фестиваль  «Дружба народов», который нацелен на обучение культуре межэтнического общения, способствующего преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри лицейского сообщества.
  2. Военно-патриотический конкурс «Песни в солдатской шинели» и литературно - музыкальная композиция, приуроченные ко Дню защитника Отечества.
  3. Традиционные игры ЗИЛ – Зимние Игры Лицея, в которые включаются спортивные и интеллектуальные игры. В играх ЗИЛ принимают участие все классные коллективы с 5 по 11 параллель.
  4. Общелицейские проекты. Такие, например, как  «Недели православия».
  5. Ежегодные торжественные линейки посвящённые Дню освобождения Таганрога от фашистских захватчиков – 30 августа, Дню Победы - 9 мая. Традиционно ко Дню Победы лицеисты создают «Ленту памяти»: это звёзды с именами погибших родственников в ВОВ, бумажные  голуби и журавлики, олицетворяющие души павших воинов и тружеников тыла, письма - благодарности, защитникам Родины в ВОВ.

Участие лицеистов в классных и лицейских мероприятиях позволяет сформировать навык критического мышления, мыслить, думать, гордиться своим Отечеством, критически относиться ко всей информации появляющейся в сети Интернет. 7 лицей – территория свободная для человека развивающегося и использующего информационные технологии и информационное пространство. Но, благодаря системной работе лицея, каждый  формирует свою собственную систему отбора информации, своеобразное информационное сито. Мы не изолируем ребёнка от внешнего мира, а помогаем  ему разобраться, развивать и творить, а не вытворять в этом сложном мире.  

Молодежь столкнулась  с  глобальными  вызовами и  вынуждена искать средства не просто выживания, а принятия на себя ответственности за свое развитие, за  будущее, за качество жизни в этом мире.

Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один лицейский класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.

Список  литературы:

  1. Болотов  В.А.  Критическое  мышление  —  ключ  к  преобразованиям  российской  школы  /  Директор  школы.  —  1995.  —  №  1.  —  С.  67—73.
  2. https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/12/22/organizatsiya-raboty-po-profilaktike-suitsidov-v-ou
  3. http://nedopusti.ru/articles/read/91/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"

Помещаемый материал содержит  описание опыта на тему  "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"...

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС...

выступление Развитие критического мышления учащихся в обучении иностранному языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС.docx

в выступлении расскрываются особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления...

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии как необходимое условие формирование метапредметных компетенций".

Статья является конспектом выступления на городской научно-практической конференции "На пути к реализации ФГОС ООО: тенденции, проблемы, перспективы", которая состоялась 14.03.2015 в ГБОУ гимназия №61...

Использование приемов технологии "Развития критического мышления" на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России  уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...

Выступление на методическом объединении по теме самообразования "Развитие критического мышления школьников как способ формирования УУД"

Обществоведческое образование сегодня переживает трудные времена. Объем учебного материала постоянно увеличивается, а учебное время, отведенное на изучение общественных дисциплин, остается неизменным....

Мастер- класс с применением приемов технологии развития критического мышления на тему «Роль портфолио в условиях ФГОС»

Мастер- класс с применением приемов технологии развития критического мышления на тему «Роль портфолио в условиях ФГОС»...