Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС
статья по английскому языку на тему

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС

«Cogito, ergo sum»  - (лат.  — «Мыслю, следовательно, существую») философское утверждение Рене Декарта. Фундаментальное высказывание, в котором  невозможно усомниться — и с которого, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания. Прошли годы, но актуальность данного изречения, остается и по сей день.  С появлением новых стандартов в образовании меняется и средства, при помощи которых, учитель может достигать поставленные цели. Реалии современной жизни требуют преодоления репродуктивного стиля обучения и перехода к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся — это стратегическое направление модернизации образования. А самостоятельность мышления невозможна без его критичности.  Появляется новое понятие «критическое мышление», которое становится ведущим в реализации ФГОС.

Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам, другими словами, это готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умения ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию.

Особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления

Д. Клустер предостерегает от попытки некоторых учителей отождествлять критическое мышление с такими мыслительными процессами, как запоминание, понимание и творческое, интуитивное мышление. При всей значимости развития памяти запоминание не есть мышление. Развитие интеллекта в большей мере связано не с эксплуатацией памяти, а с развитием самостоятельного мышления. Как считает автор, не является мышлением и понимание, это лишь одно из предварительных условий критического мышления. Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов.

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

4. Критическое мышление есть мышление социальное.

По технологии «Критическое мышление» используется модульный урок, состоящий из трех этапов:

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор  приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Уроки ИЯ способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно - РКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран: информативный материал, способствующий развитию КМ;  метод (отдельный прием, стратегия) занятия. 

Работу на уроке можно строить относительно материала учебника. Рассмотрим урок в 7 классе «Why I miss my sport lesson?» по УМК New millennium English.

Данный урок построен на развитие критического мышления:

  1. Фаза вызова. Ученикам необходимо прослушать 4 записи о том, почему детям нравится спорт. В следующем задании презентуется  проблемная ситуация.
  2. Фаза осмысления. Идет знакомство с мнением других детей, а так же высказывание своего мнения. Развивается умение аргументировать свою позицию, учитывая лексические единицы урока. Осуществляется поиск решения поставленной проблемы.
  3. Фаза рефлексии. Учащиеся анализируют текст, проблему поднятую в тексте. Выявляют свое мнение через поставленное задание-дать совет, аргументируя ситуацию.

Важный момент этого урока, одна из целей которого, развитие критического мышления, то что, в уроке нет упражнений, дающих единственное правильное решение. Учащиеся находят ответ самостоятельно.

Исходя из анализа литературы и собственного опыта можно сказать, что современные УМК по английскому языку направлены на развитие критического мышления у учащихся. Метапредметность заключается в извлечении информации из текста по определенной теме.

А это значит, что у учителя есть огромное количество  подспорий в развитии критического мышления во всех видах речевой деятельности, помимо чтения и аудирования,  сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

 Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений).

Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый доклад на тему "Проектная деятельность на уроках английского языка как средство достижения метапредметных результатов"

Данная работа выполнена в форме стендового доклада и может быть использована на пед.советах , конференциях или пед.чтениях. Посвящена работа проблеме использования проектной деятельности на уроках ...

Нестандартные уроки как способ развития творческого мышления учащихся при обучении английскому языку

В данном материале рассматриваются нестандартные уроки английского языка, которые могут помочь педагогам развить творческое мышление обучающихся....

выступление Развитие критического мышления учащихся в обучении иностранному языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС.docx

в выступлении расскрываются особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления...

Составление алгоритмов на уроках русского языка как способ достижения метапредметных результатов

Составление алгоритмов и последующая работа на основе этого алгоритма на уроке русского является одним из эффективнейших приёмов работы над повышением грамотности учащихся, развития «орфографической з...

Технология развития критического мышления на уроках обучения английскому языку: методический глоссарий

Применение педагогических технологий разнообразило методический инструментарий учителя, а также несомненно обогатило педагогический лексикон: появилось множество новых терминов и понятий. В своей стат...

Педагогическая Технология развития критического мышления обучающихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требует того, что главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся максимальной самостоятельност...

Особенности использования технологии развития критического мышления учащихся на уроке английского языка.

В данной статье раскрываются основные принципы развития технологии критического мышления на  основе  конкретных примеров( УМК Spotlight)...