Особенности использования технологии развития критического мышления учащихся на уроке английского языка.
статья по английскому языку (5, 6, 7 класс)

Крупенина Елизавета Андреевна

В данной статье раскрываются основные принципы развития технологии критического мышления на  основе  конкретных примеров( УМК Spotlight)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krupenina_e.a_vystuplenie.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Крупенина Е.А., учитель английского языка

ГБОУ СОШ №323 Невского района

Санкт-Петербурга

Особенности использования технологии развития критического мышления учащихся на уроке английского языка.

      Cтремительно развивающиеся наука и техника, обновляющиеся технологии оставляют в прошлом образовательную концепцию при которой считалось важным “набраться образования“ в начале жизни. Непрерывное образование(образование в течение жизни)- вот основа сегодняшнего обучения, умения становятся приоритетными. Обладая какими знаниями и умениями  сегодняшний ученик станет незаменимым членом общества в будущем? Как школа ему в этом поможет?

    Образование  должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее реализации, задает вектор личностного развития, приобретение опыта различной деятельности. Опыт познания и самопознания, что в свою очередь приведет к осознанному выбору жизненного и профессионального пути, умение  самостоятельно ставить цели, искать пути для их достижения, оценивать свои действия самостоятельно выстраивать свое обучение и образование. Обладая полученными навыками, человек способен учиться всю жизнь.

    Как же построить современный урок, в частности урок английского языка, чтобы достичь поставленных целей?

    Одна из технологий, которая активно используется - технология развития критического мышления (ТРКМ). С основными принципами и приемами, теоретическими и методическими разработками  ТРКМ я познакомилась во время лекции Ирины Валентиновны Муштавинской, к.п.н, автора многочисленных работ по данной теме.

      Цель данной образовательной технологии- развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни( умение работать с текстом, , принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать , овладеть способами деятельности

). На уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык,  учиться самостоятельно, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

 В ТРКМ для отработки умений систематизировать и анализировать информацию  используются приемы:  кластер, таблица “инсерт”,”концептуальное колесо”, ПМИ или ПМ, стратегия “фишбоун”,”бортовой журнал”, “общее-уникальное”.Умение осознанного, вдумчивого чтения: инсерт, стратегия “идеал”,дневники двухчастный и трехчастный. Стратегия работы с вопросами: “Ромашка Блума”, таблица “толстых” и “тонких”вопросов. Умение формулировать и решать проблему: стратегия “фищбоун”, cинквейн, концептуальное колесо, таблица перекрестной дискуссии. Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку: синквейн, кластеры, эссе, сводная таблица,”рамка”, двухрядный круглый стол, зигзаг, коллаж и другие.

В ТРКМ выделяют 3 фазы:evocation(вызов, пробуждение),realization(осмысление новой информации),reflection(рефлексия). Каждая фаза  имеет свои цели и задачи, а так же свои приемы. Приведу некоторые конкретные примеры, которыми  я пользуюсь на своих уроках.

На этапе “вызова”  актуализируются   имеющиеся знания, пробуждается  интерес к получению новой информации. Здесь уместно  использовать прием “ синквейн”. Пример синквейна, при изучении темы “At home” по учебнику Spotlight 5:

1 строка. Обозначьте тему ( 1 существительное) HOME

2 строка.  Опишите тему ( 2 прилагательных) NICE,GOOD

3 строка. Опишите тему (3 глагола) LIVE,TALK,SLEEP

4 строка. Дайте фразу ( 4 слова)  MY HOME,MY CASTLE

5 строка. Дайте синоним к теме(1 слово) HOUSE

Прием “ мозговой штурм”. Путем мозговой атаки учащиеся называют все, что они знают и думают по озвученной теме с фиксацией на доске или плакате. Как правило, обсуждение проводится в группах .Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет.   На первом этапе идет создание банка идей. На втором этапе происходит  коллективное обсуждение идей. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. На  третьем этапе происходит выбор наиболее перспективных идей, Например, при знакомстве с  темой “Who is who” по учебнику Spotlight 6 у учащихся может получиться следующий смысловой ряд:

                                                                   Person

При использовании метода “мозговой штурм”, хорошо развивается творческое ассоциативное мышление , благодаря чему в памяти закрепляются слова и выражения, исчезает языковой барьер.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что прием “ кластер”-один из самых популярных и чаще всего используемых приемов, применяемых на уроке английского языка. Кластер -в переводе “гроздь, пучок”.Прием заключается в выделении смысловых единиц в графическом оформлении текста  определенном порядке. В центре- овал. Это наша тема. От него –более крупные смысловые единицы, а от них -более мелкие. Например, при изучении темы Tourist Attractions, посвященной Бег Бену  по учебнику Spotlight5  кластер может выглядеть следующим образом:

Прием “концептуальное колесо”. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например, при изучении темы “ Free Time”  в учебнике Spotlight 6  учениками может быть создано подобное концептуальное колесо для глагола like:

В ходе  урока данное концептуальное колесо будет расширено новыми словами и выражениями:  mad about, found of, keen on.

2 Этап. Осмысление новой информации. На этом этапе происходит получение новой информации( продвижение от “ старого” к “новому”)Новым материал может быть представлен в виде лекции, текста, фильма, материала параграфа.

Прием инсерт (insert)-один из часто применяемых мною на этом этапе. При чтении текста учащиеся расставляют пометки  -  то, что уже известно, + новая информация, - то, что противоречит известному, ?- непонятное, требует разъяснения. После чтения текста ученики заполняют таблицу. Сначала заполняется первая колонка.

-

+

?

 Прием фишбоун. В голове  рыбьего скелета обозначена проблема( например, которая рассматривается в тексте).На самом скелете есть верхние косточки (причины возникновения проблемы) и нижние –факты. Хвост-вывод. Пример приема фишбоун на примере текста “Acid Rain” по учебнику Spotlight7.

На заключительном этапе-рефлексии происходит размышление, рождение нового знания, обобщение. Возможны создания синквейнов  и диамантов, проведение дискуссий, круглых столов, создания буклетов, коллажей, эссе.

 Иногда некоторым учащимся сложно писать эссе по проблемной теме от своего имени. В этом случае можно предложить писать текст не от своего лица, а от выбранной роли, для выбранной аудитории. В этом случае происходит раскрепощение личности, снимаются психологические блоки.

Приведу пример  Диаманта (тема “ A city mouse or country mouse?”  учебник Spotlight7). Это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

Первая строка – существительное, тема диаманты.

Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты.

Третья строка – три  причастия или глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные  данному явлению.

Четвертая строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антониму).

Пятая строка –  три причастия или глагола., свойственные явлению – антониму.

Шестая строка –  два прилагательных (по отношению к антониму)

Седьмая строка – существительное, антоним теме.

CITY

BIG, NOISY

CROWDED, WORRIED, STRESSED

NOISE, WORK, QUIITE, REST

RELAXED, ISOLATED, SATISFIED

CALM, FREE

COUNTRY

Итак, технология критического мышления отвечает целям и задачам современного обучения. Представленные приемы позволяют учителям сделать работу на уроке английского языка наиболее эффективной, интересной, результативной. При этом на  уроке царит атмосфера открытости и сотрудничества.

Литература

  1. Иванченко А.И.  Практическая методика обучения иностранным языкам.-С.:Каро.2016.-256 с.
  2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя.-С.:Каро.2009.-144 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

    Проект урока с использованием методики развития критического мышления.        Получая новую информацию, современные  ученики должны научиться рассма...

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС...

Использование технологии развития критического мышления «Кейсы» на уроке технологии «Чтение схем. Вязание по схеме».

Технология кейсовПрактическое применение технологии кейсов на уроке «Чтение схем. Вязание по схеме»…....

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Педагогическая Технология развития критического мышления обучающихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требует того, что главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся максимальной самостоятельност...

Презентация "Использование технологии развития критического мышления учащихся на уроках историко-обществоведческих дисциплин"

В презентации раскрываются основные приемы и методы технологии развития критического мышления учащихся  на уроках истории, обществознания, права и экономики....