" Использование технологии развития критического мышления в работе учителя русского языка и литературы в 5-7 классах."
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Захарова Наталья Николаевна

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_tekhnologiya_kriticheskogo_myshleniya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы развития эмоциональной сферы и формирования социально-коммуникативной компетентности детей  школьного возраста на современном этапе.

Радикальные преобразования, происходящие в последнее время в России, ставят особые задачи перед системой образования. Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.

Необходимость проведения специальной работы с детьми дошкольного и младшего дошкольного возраста с целью развития у них осознания собственных эмоциональных состояний, умения дифференцировать эмоции окружающих, переводить эмоции в словесный план, обусловлена, на наш взгляд, рядом причин.

Во-первых, возрастной период 5-10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

Во-вторых, известно, что эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга и требует выхода, переработки, одним из механизмов которой является словесное оформление, то есть анализ эмоций с помощью слов, понятий. Чтобы разобраться в себе, собственных эмоциях, ребенок должен уметь переводить эмоции в словесный план. Учитывая, что словарь эмоциональной лексики детей ограничен как в плане опыта, так и в плане внутренних возможностей, становится понятно, что в усвоении назывной формы эмоциональных состояний, равно как и овладении формами их адекватного телесного выражения, ребенку необходима помощь взрослого, выступающего в роли носителя этих форм.

Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее «Я» в формах, приемлемых для окружающих людей, мы считаем, что специальная работа по развитию понимания и вербализации эмоциональных состояний детьми дошкольного и младшего школьного возраста актуальна в условиях образовательного учреждения и семьи.

Развивая способность ребенка к осознанию эмоциональных состояний, формируя умение переводить их в словесный план через называние, описание, психологи и педагоги благотворно повлияют на развитие интеллектуальной и речевой деятельности ребенка, его эмоциональное мироощущение, помогут установить отношения с окружающими, формировать умения социально-коммуникативной компетентности.

«Пальцы-звери добрые, пальцы-звери злые»

(О.Хухлаева, О.Хухлаев)

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Возраст:3-4 года.

Дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т.д.

Взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. кроме развивающего эффекта, игра дает возможность выявить особенности общения детей.

Игра полезна гиперактивным, агрессивным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта.

«Разноцветный букет»

Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход игры: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.

«Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.

Ход игры: Дети садятся в круг. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы» (следуют рассказы детей). а сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову, что-нибудь любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть свою руку поверх моей. (Дети выстраивают пирамиду.). «Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получились пирамида, а все потому, что мы умеем любить сами, и любимы».

«Солнечный зайчик»

Цель: воспитание дружелюбного отношения детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви и ласки.

Ход игры: Детям предлагается с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал «зайчика» и предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда зайчик возвращается к воспитателю, он обращает внимание детей на то, что «зайчик» вырос и уже не умещается в ладонях. Предлагает обсудить детям, почему это произошло.

Камушек в ботинке

С недавних пор для педагогов и психологов стал очевиден следующий факт, – достаточно много детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста не умеют играть и общаться. В большинстве случаев это связано с низким уровнем развития коммуникативных навыков.

Конечно, не стоит забывать о возрастных особенностях: ребенок 6-7 лет обладает еще сравнительно низким уровнем рефлексии, которая развивается у каждого индивидуальными темпами, высокую эгоцентричную позицию и слабую эмоциональную децентрацию, которые в совокупности приводят к конфликтам в детском коллективе.

Волшебным ключиком в разрешении подобного рода трудностей может стать игра «Камушек в ботинке». Игра позволяет детям открыто высказывать свои переживания, отрицательные эмоции. В эту игру полезно поиграть, когда кто-то из детей обижен, расстроен или когда в группе назревает конфликт. Каждый участник игры имеет право и возможность рассказать о своем состоянии, отношении к чему-либо. Это способствует снижению внутреннего эмоционального напряжения. «Виновники» конфликта могут услышать о чувствах и переживаниях других детей, что развивает умение понимать эмоциональное состояние другого,  и дает информацию о том, что очень неприятно окружающим.

Игра заключается в следующем. Сначала ведущий спрашивает: «Скажите, попадал ли вам камушек в ботинок? И какие ощущения у вас при этом были?» педагог или психолог говорит, что если сразу не вытряхнуть камушек из ботинка, то он будет причинять неудобство и даже боль. Далее ситуацию надо сравнить с процессом общения детей друг с другом: «Когда мы сердимся, взволнованы, это воспринимается нами как камушек в ботинке, который мешает дружить дальше. Поэтому камушек лучше вытащить, т.е. рассказать о своих проблемах, чувствах. Подумайте, не чувствуете ли вы чего-то такого, что мешало бы вам? Если чувствуете, скажите нам : «У меня камушек в ботинке».

Судя по опыту, много желающих рассказать о своих проблемах. Важно выслушать каждого ребенка, а отдельные «важные камушки» обсудить в кругу. В этом случае каждый участник дает совет или способ решения данной проблемы, а так же может выразить сочувствие и иное чувство.

Игру рекомендуется проводить регулярно. Дети, поиграв, начинают испытывать потребность рассказать о своих проблемах в такой игровой форме.

В заключении хочется сказать, что при регулярном проведении игры у детей будет развиваться рефлексия, эмоциональная децентрация, сформируются новые способы решения проблем, появятся необходимые коммуникативные навыки.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Красноармейское

муниципального района  Красноармейский

Самарской области

Методические рекомендации

для учителей.

«Использование технологии развития критического мышления

в работе учителя русского язык и литературы

в 5-7 классах.»

с.Красноармейское, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы

Данная работа может быть полезна не только педагогам, работающим по этой технологиии, но и всем (родителям учеников, молодым педагогам), кто заинтересован в "качестве" уроков литературы...

Развитие критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.

Пробуем применить технологию "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках в основной школе. Очень интересно!...

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...

Обобщение педагогического опыта учителя по теме "Развитие критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческ...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы.

Статья, посвящена технологии развития критического мышления  через чтение и письмо на уроках литературы с примерами конспектов...

Технология проблемного обучения в практике работы учителя русского языка и литературы

Технология проблемного обучения  (из практики учителя русского языка илитературы)...

Особенности использования технологии развития критического мышления учащихся на уроке английского языка.

В данной статье раскрываются основные принципы развития технологии критического мышления на  основе  конкретных примеров( УМК Spotlight)...