Технология проблемного обучения в практике работы учителя русского языка и литературы
статья по русскому языку

Стручкова Анна Владимировна

Технология проблемного обучения  (из практики учителя русского языка илитературы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struchkova_a.v._problemnoe_obuchenie.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

       Стручкова Анна Владимировна

        учитель русского языка и литературы

           ГБОУ Лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»

Технология проблемного обучения в практике работы учителя русского языка и литературы

Технология проблемного обучения является наиболее эффективной, на мой взгляд, современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся. Ученик становится активным участником собственного обучения.

           Проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:

1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

2. В ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности, их активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.           

Главные цели проблемного обучения:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
  • усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении
  • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
  • развитие профессионального проблемного мышления.

           Задача учителя, использующего технологию проблемного обучения, состоит в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности.

Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:

- выявление проблемы,

- формулирование,

- поиск решения;

- решение.

Работая по данной технологии, я выяснила, что ученики могут начать самостоятельно работать в любой момент, что постановка проблемы и дальнейшее  ее решение позволяет ученикам сделать сложный материал более лёгким и доступным. В процессе работы учащиеся могут смело высказывать свои мысли, не боясь ошибиться.

Приведу примеры способов организации мыслительной деятельности на отдельных уроках (из опыта работы).

Тема: «Причастие» (7 класс)

Запись на доске: 

Желтый лист                        Желтеющий лист                   

Посмотрите на эти два слова и найдите, что их объединяет и чем они отличаются? Объединяет то, что оба слова рассказывают о цвете листа, отвечают на вопрос  какой?   Предлагаю обратить внимание на окончание, дети признают, что одинаковым является также и окончание.

Какие морфологические признаки можно определить по окончанию?

Определим эти морфологические  признаки

Оба слова отвечают на вопрос  какой? и изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательное.

         Чем же они отличаются? Попробуем определить способ образования слова.

Вывод:  слова «желтый» и «желтеющий» отличаются тем, что одно из них образовано от глагола, а другое нет.

Знакомимся с новой часть речи – причастием. Причастие похоже и на глагол, и на прилагательное.

Тема: «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными» (9 класс) 

Для анализа учащимся предлагается два предложения (знаки препинания расставлены):

Нас предупредили, что, если будет плохая погода, экскурсия не состоится.

Нас предупредили, что, если будет плохая погода, то экскурсия не состоится.

Чем похожи предложения? Оба предложения сложноподчинённые, в них одинаковые грамматические основы, одинаковые виды придаточных предложений по значению, одинаковое построение, одни и те же союзы.

Чем отличаются предложения? В одном предложении на одну запятую больше.

Возникает вопрос: Почему в одном предложении на стыке двух союзов стоит запятая, а в другом – не стоит запятая. От чего это зависит?

В процессе наблюдения учащиеся приходят к выводу: чтобы решить, ставить или не надо ставить запятую на стыке двух союзов, надо посмотреть, есть ли продолжение союза после придаточного предложения. Если есть вторая часть союза (то), то запятую ставить не нужно. Если нет продолжения союза, то следует поставить запятую.

На уроках литературы данная технология, на мой взгляд, является  наиболее продуктивной. Для этого, по моему мнению, необходимо превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней.

Тема: «Чем опасны молчалины?»  (по комедии АС. Грибоедова «Горе от ума»).

«Кто скорее построит собственную карьеру: Молчалин или Чацкий? Почему? Кем легче быть: Чацким или Молчалиным? Почему?».

Тема: «Образ Базарова» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

«Почему Евгений Базаров не очень вежлив со своими родителями, плохо к ним относится?   А плохо ли? Почему они не понимают друг друга? А вас всегда понимают родители? Вы их?  Как вы думаете, почему так происходит? А как это объясняет автор романа? 

Тема: «Андрей Болконский и Пьер Безухов» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

«Кто из героев Л.Н.Толстого вам нравится больше, Андрей Болконский или Пьер Безухов? Обоснуйте свое мнение. А кого из вас поддержал бы сам Толстой?».

Тема: «Раскольников и его теория» (по роману ФМ. Достоевского «Преступление и наказание»).

«Как вы считаете, Раскольников – положительный герой или отрицательный? А как считает Достоевский? Как вы относитесь к теории Раскольникова?».  

Ключевой вопрос урока позволяет организовать поисковую деятельность и активный диалог на протяжении всего учебного занятия.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога

Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога...

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы

ВведениеВ настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, ...

Статья "Технология проблемного обучения в практике работы учителя английского языка"

Приемы и методы технологии проблемного обучения для активизации мыслительной деятельности учащихся"...

Статья на тему "Технология проблемного обучения в практике работы учителя истории и обществознания"

Современное историко-обществоведческое образование переживает период пересмотра его содержания и технологий его подачи. Вместо знаниевой парадигмы выступает личностно-ориентированная парадигма. В...

Статья "Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства"

Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства...