Технология развития критического мышления на уроках обучения английскому языку: методический глоссарий
статья по английскому языку

Корниенко Юлия Анатольевна

Применение педагогических технологий разнообразило методический инструментарий учителя, а также несомненно обогатило педагогический лексикон: появилось множество новых терминов и понятий. В своей статье я составила глоссарий из самых употребительных методических терминов, относящихся в большинстве своем к технологии критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технология развития критического мышления на уроках обучения английскому языку: методический глоссарий

 

Технология КМ эффективно применяется прежде всего на уроках обучения чтению всех видов. Особенность этой технологии и отличие ее от остальных технологий, применяемых на уроках в рамках ФГОС, состоит в большом количестве терминов. Терминология технологии развития критического мышления связана в первую очередь с методическими приемами, которые использует учитель в рамках этой технологии. Поэтому в ходе работы над методической темой я составила методический глоссарий по теме технологии критического мышления.

Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.

Начнем прежде всего с термина критическое мышление.

Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Существует и более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия».

Д.Халперн предлагает следующее определение критического мышления: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение — направленное мышление».

Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением.

Как правило, в школе обученные нами дети стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, и поэтому очень важно, чтобы они научились понимать, что отсутствие однозначности часто не является недостатком или проблемой, а наоборот хорошей возможностью глубже проникнуть в сущность вещей, больше узнать.

Далее рассмотрим наиболее часто встречающиеся термины, означающие приемы активного чтения, которое является основным методом развития критического мышления на уроках обучения английскому языку в рамках этой технологии.

Основная цель "учебного мозгового штурма" (brainstorming) – это создание банка идей, возможных решений проблемы, далее коллективное обсуждение идей и предложений, главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала.

Прием «Концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: Like -  Love, to be fond of, enjoy, to be keen on, get pleasure with

Круги по воде - этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Прием «Инсерт» (insert - вставить)

I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;

N – noting: системная разметка "+" – новое;

S – system: для эффективного "–" – думал иначе;

E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.

R – reading

T – thinking

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Пометки должны быть следующие:

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок.

«Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. Рыбий скелет состоит из четырех блоков информации. Обычно схема выглядит так: рыбья голова — это проблема, кости  с одной стороны — факты, с другой стороны — причины, рыбий хвост — вывод. Наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами.

«Тонкие» и «толстые» вопросы — по сути это вопросы, известные в грамматике языка как общие и специальные.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Are you agree that … ? etc.   Why … ?

Сиквейн (от фр. Cinquains - пять) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из 5 нерифмованных строк. Сиквейны составляются  по четким правилам: 1 строка — одно существительное, выражающее главную тему, 2 строка — 2 прилагательных, определяющих существительное из 1 строки, 3 строка — три глагола, описывающие действия в рамках темы, 4 строка — фраза, несущая главный смысл темы, 5 строка — существительное (заключение, обобщение, связанное по ассоциации с 1 строкой).

Сиквейн позволяет обобщить информацию по изученной теме, изложить учебный материал в нескольких словах. Этот прием более всего уместен на этапе обобщения и рефлексии, позволяет обучающимся в эмоционально-творческой форме обобщить изученное, а учителю показывет, насколько усвоен и понят материал.

Это только основные термины, применяемые в связи с технологией КМ, очевидно, что глоссарий будет пополняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.

В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Данная презентация содержит в себе описание технологии развития критического мышления и её практическое применение на уроках....

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков...

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС...

Применение методических приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Обобщение педагогического опыта "Применение методических приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка"...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...