Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.
статья по литературе по теме

Фаркова Галина Вениаминовна

В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_metodicheskiy_sbornik.odt13.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технология  развития  критического  мышления  на  уроке  литературы  – стадии  и  методические  приёмы.

     В  последние  годы  информированность  детей  резко  возросла.  СМИ  и  Интернет  ограничили  общение  современных  школьников  со  сверстниками  и  стали  одним  из  важнейших  факторов  формирования  их  мировоззрения,  причём  не  всегда  положительного.

     Мы  стоим  перед  проблемой  выбора  информации.  Важно  научить  школьника  не  только  владеть  фактами,  но  и  рассматривать  их  с  различных  точек  зрения,  делать  выводы  относительно  их  ценности  и  достоверности,  выработать  у  него  способность  не  только  получать,  но  и  моделировать  информацию,  пользоваться  полученными  знаниями,  т.е.  научить  мыслить  критически.

     Работа  в  режиме  технологии  критического  мышления  на  уроках  литературы,  когда  учитель  перестаёт  быть  главным  источником  информации,  превращает  обучение  в  совместный  и  интересный  поиск.  Однако  для  развития  критического  мышления  необходимо  создание  и  применение  специальных  методических  инструментов.

     Основа  технологии  развития  критического  мышления  через  чтение  и  письмо – три  этапа  в структуре  урока.  Базовая  модель  предполагает  следующие  стадии:

ВЫЗОВ     На  данном  этапе  деятельность  учителя  направлена  на вызов  у  учащегося  уже  имеющихся  знаний  по  предложенной  теме,  активизацию  его  деятельности,  мотивацию  к  дальнейшей  работе.  Ученик  ставит  собственные  цели  обучения,  задаёт  вопросы,  на  которые  хочет  получить  ответ.

     Каждый  ученик  должен  принять  участие  в  работе,  ставящей  своей  целью  актуализацию  собственного  опыта.  

     Например,  при  знакомстве  с  произведением  Н. В. Гоголя «Тарас  Бульба»  на  уроке  литературы  в  7  классе  каждому  учащемуся  предлагается  вспомнить  о  том,   что  уже  известно  о  личности  героя. Чаще  всего  школьники  делятся  впечатлениями  после  просмотра одноимённого  фильма.  Систематизация  всей  информации,  полученной  в  результате  свободных  высказываний  учащихся,  позволит  выявить  противоречия  во  взглядах  на  личность  и  поступки  героев  и  определить  направление  дальнейшего  поиска в  ходе  изучения  художественного  произведения.

    Предположение  версии  содержания  текста  по  его  названию  как  приём  осуществления  вызова  интересен  при  знакомстве  с  произведением  М. Ю. Лермонтова  «Песня  про  царя  Ивана  Васильевича,  молодого  опричника  и  удалого  купца  Калашникова».  Учащимся  предлагается  выделить  ключевые  слова  в  названии  и  составить рассказ – предположение  об  эпохе,  о  которой пойдёт  речь в  новом  произведении,  и  его  главных  героя.

     Когда  заявленная  тема  незнакома  учащимся,  можно  попросить  их  высказать  прогноз  о  возможном предмете  или  объекте  изучения.

     Кроме  того,  на  этапе  вызова  возможно  использование  следующих  приёмов:  проблемные  вопросы,  верные  и  неверные  утверждения, мозговая  атака,  таблицы,  кластеры  и  др..

     В  случае  успешной  реализации  стадии  вызова  у  детей  возникает  мощный  стимул  для  работы  на  следующем  этапе  урока.

ОСМЫСЛЕНИЕ  СОДЕРЖАНИЯ          В процессе  реализации  смысловой  стадии  школьники  вступают  в  контакт  с  новой  информацией.  Источником  этой  информации   может  стать  рассказ  или  лекция  учителя,  индивидуальное  или  групповое  чтение  художественного  произведения  или  материала  параграфа,  просмотр  видеоматериала.  Задача  учителя  скорректировать  цели,  поставленные  к  уроку,  помочь  школьнику  соотнести  новую  информацию  с  уже   имеющимися  знаниями,  организовать  поиск  ответов  на  поставленные  вопросы,  поддержать  интерес  к  теме урока. 

     Ученики  знакомятся  с  текстом,  используя  предложенные  учителем  активные  методы  чтения,  такие  как  комментированное  чтение,  заполнение  различных  таблиц  (например,  таблицы  «инсерт»),  ведение  различных  записей  типа  двойных  дневников,  ( «двучастный  дневник»)  и  др.

    Например,  во  время  чтения  научных  статей  по  теории  литературы  учащимся  предлагается  делать  на  полях  текста  следующие  пометки: «V»,  если  прочитанное  соответствует  тому,  что  ученик  знал  или  предполагал,  что  знает, по  теме;  «+»,  если  прочитанное  является  для  него  абсолютно  новым;   « - »,  если  новая  информация  противоречит  тому,  что  он думал  или  знал  о  предмете  разговора;  «?»,  если  то,  что  читается,  непонятно,  вызывает  вопросы,  если  учащийся  хочет  получить  подробные  сведения  по  данной  теме.

     После  первого  прочтения  учитель  предлагает  школьникам  вернуться  к  своим  первоначальным  предположениям,  сопоставить  то,  что  они  знали  по  теме  раньше  с  тем,  что  узнали  после  чтения  статьи.

            « V »

       уже  знал

               « + »

              новое

                « - »

       думал иначе

              « ? »

      есть вопросы

    Сделать  процесс  накопления  знаний  видимым  поможет  составление  таблицы        «инсерт»,  графы  которой соответствуют знакам,  проставленным  учащимися на  полях  во  время  прочтения  текста.    

       Для  заполнения  таблицы  потребуется  повторное  обращение  к  тексту,  что  обеспечит  вдумчивое,  осмысленное,  внимательное  чтение.

      Личный  поиск  учащихся  при  работе  с  новой  информацией  станет  основой  для  обмена  мнениями  при  составлении  и  обсуждении  общей  таблицы  «инсерт»,  обеспечит  постепенное  продвижение  от  знания «старого»  к  «новому»,  сделает  совместный  поиск  ответов  на  поставленные  в  первой  части  урока  вопросы  продуктивным  и   интересным.

    При  работе  с  большим  по  объёму  художественным  текстом   на  стадии  осмысления  интересен  приём  комментированного  чтения  в  форме «двучастного  дневника». Такое  чтение  выявляет  читательскую  реакцию,  формирует  умение  выстраивать  ассоциации,  формирует  умение  интерпретировать  полученную  в  ходе  чтения   информацию,  подготавливает  к  глубокой  переработке текста.

   

                                Цитата

                    Комментарии

  1.  ………
  2.  ………
  3.  ………
  1. ……..
  2. ……..
  3. ……..

     Учащиеся  выписывают  любые  3 цитаты  из  начала, середины  и  конца  текста,  которые обратили  на  себя  внимание,  вызвали  желание  прокомментировать  в  первую  графу.  Комментарий  во  второй  графе  должен  выразить  позицию  читающего  по  отношению  к  прочитанному,  ассоциации  и  мысли,  вопросы  по  прочитанному,  интерпретацию  цитаты. Обсуждать  результаты  работы  над  текстом  можно  в  парах  или  группах.

     Работа  в  форме  «двучастного  дневника»  учит  грамотно  комментировать  текст,  демонстрирует  личное  отношение  учащегося  к  информации,  даёт  возможность  увидеть  многообразие  интерпритаций  текста.

     Суммировать  полученные  сведения  и  систематизировать  новую  информацию,  её  оценки, творчески  переработать,  проанализировать  прочитанное  участники  учебного  процесса  смогут  на  последнем  этапе  урока  РЕФЛЕКСИИ.

     Учитель  возвращает  учащихся  к  первоначальным  предположениям  по  теме  урока,  вносит  необходимые  коррективы,  предлагает  исследовательские  или  практические  задания  по  изученному.  Учащиеся  отвечают  на  поставленные  на  стадии  вызова  вопросы.  

   На  этапе  рефлексии  учитель  может  организовать  устный  или  письменный  круглый  стол,  предложить  учащимся  провести  исследовательскую  работу  по  предложенной  теме, написать  сочинение  или  составить  синквейн  или  кластер,  используя  знания  полученные  на  этапе  осмысления,  выбрав  групповую  или  индивидуальную  форму  работы.

   Уроки  литературы  способствуют  развитию КМ благодаря  разнообразному  материалу  и  эффективным  методам  и  приёмам, позволяющим  повысить  качество  образования  учеников,  повысить  эффективность  восприятия  информации, научить  рассматривать  проблемы  с  разных  точек  зрения.

       

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках географии.

Эта статья содержит описание основных методических приемов технологии развития критического мышления. Данная разработка является универсальной для всех учителей - предметников....

Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»

Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»...

Методический блокнот "Технология развития критического мышления на уроках информатики как средство формирования учебно-познавательной компетенции"

Технология развития критического мышления на уроках информатикикак средство формирования /из опыта работы/...

Использование методических приемов технологии развития критического мышления на уроках географии

Представлен материал применения методических приемов технологии развития критического мышления на уроках географии....

Использование ТРКМ(технологии развития критического мышления) на уроках литературы. Статья

Перед современным учителем в условиях ФГОС стоит задача перестроить свою деятельность,чтобы добивать требуемых образовательных результатов. В этом поможет ТРКМ...

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы "

Одна из задач учителя на уроках литературы - воспитать талантливого читателя, читателя-собеседника, со-автора. Перед нами всегда встает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над...