Главные вкладки

    Использование ТРКМ(технологии развития критического мышления) на уроках литературы. Статья
    статья по литературе

    Московских Марина Анатольевна

    Перед современным учителем в условиях ФГОС стоит задача перестроить свою деятельность,чтобы добивать требуемых образовательных результатов. В этом поможет ТРКМ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование ТРКМ(технология развития критического мышления) на уроках литературы

    Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Деятельность  учащихся на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

    Для достижения данной цели как нельзя лучше подходит ТРКМ, которая  является системой стратегий и методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

    Что же такое критическое мышление?

    Это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией; это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения;  это разумный, взвешенный подход к принятию  сложных решений, как следует поступать и во что верить; отправная точка для развития  творческого мышления.

    Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер):

    Во-первых , это мышление самостоятельное 

    Во-вторых , это мышление обобщенное

    В-третьих , это мышление проблемное и оценочное 

    В четвертых, это мышление аргументированное 

    В пятых, критическое мышление есть мышление социальное.

    В программе РКМ определение критического мышления состоит из 6 компонентов.

    Критический мыслитель:

    Формирует собственное мнение

    Совершает обдуманный выбор между различными мнениями

    Решает проблемы

    Аргументировано спорит

    Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение

    Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

    Цель ТРКМ - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД.

    ТРКМ  решает следующие задачи:

    Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

    Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,  рефлексивность,  коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

    Развитие аналитического, критического мышления.

    В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.

    Задачи фазы вызова( пробуждение интереса к предмету):

    Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

    Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

    Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

    Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во времени работы над ним):

    Помочь активно воспринимать изучаемый материал

    Помочь соотнести старые знания с новыми

    Задачи фазы рефлексии  (обобщение материала, подведение итогов):

    Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

    Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

    Роль учителя в ТРКМ:

    направляет усилия учеников в определенное русло

    сталкивает различные суждения

    создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

    дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

    подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

    Приемы ТРКМ очень разнообразны: «Толстые и тонкие вопросы», «Кластер», «Инсерт», «Фишбоун», «Ромашка Блума», «Перекрестная дискуссия», «6 шляп», «Синквейн», «Диаманта», «Дерево предсказаний», «Мозговая атака», «Круги по воде» и многие другие.

    Я хотела бы рассказать о тех, которые я использую в своей практике. Думаю, что многие из этих  приемов вам известны.

    Прием "Толстые и   тонкие вопросы"

    Учащихся необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

    Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.

    Подобный прием на уроках литературы может быть использован при изучении   биографии и творчества писателя, а также как альтернатива пересказу по какой-то сюжетной линии.  Например, при изучении рассказа В. Распутина «Уроки французского» я использовала такой прием для того, что выяснить, насколько хорошо учащиеся  знают сюжетную линию «Лидия Михайловна -  мальчик» (тонкие вопросы)  и заметили ли они, проблемы, которые ставит автор (толстые вопросы).

    Прием  «Кластер»

    Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой или которые уже выбрал из текста. Это дает общее представление учащихся о герое, какой он.  

    Вид кластера может быть произвольным. Пустые фигуры и знаки вопросов требуют учащихся задавать вопросы, которые их интересуют. Несколько знаков вопроса могут показывать сомнение в данном высказывании и требует дополнительного комментария.

    Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

    Последовательность действий проста и логична:

    1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

    2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

    3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

    В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

    В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

    1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

    2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

    3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

    Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

    Примеры кластеров по теме «Роды литературы», А. Грин «Зеленая лампа» ( на слайдах)

    Схема «Фишбоун», или «Рыбный скелет»

    Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

    Голова – вопрос темы,

    верхние косточки – основные понятия темы,

    нижние косточки – суть понятий,

    хвост – ответ на вопрос.

    Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

    Конкретно на уроках литературы: в голове рыбы ставится «толстый вопрос».
    Верхние плавники – это аргументы или причины.
    Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.
    В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».
    В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «Могла ли иначе сложиться судьба Евгения Онегина?».

    Аргумент 1: «Скука».
    Факт 1: «Онегин скучал и в Петербурге, и в деревне, все радости жизни ему рано наскучили».
    Аргумент 2: «Душевные метания».
    Факт 2: «Онегин искал смысл жизни, его душа не знала покоя».
    Аргумент 3: «Любовь».
    Факт 3: «Онегина полюбила Татьяна, но он не ответил на её любовь, а когда полюбил, то было уже слишком поздно».
    Аргумент 4: «Убийство».
    Факт 4: «Онегин убивает на дуэли Ленского,  совершая при этом огромную жизненную ошибку».
    Аргумент 5: «Лишний человек».
    Факт 5: «Онегин – это тип молодого дворянина начала XIX века, разочарованного в жизни»
    Вывод: «Судьба Онегина могла бы сложиться иначе, если бы он принял любовь Татьяны и отказался от поединка с другом. Но разочарование в жизни свело на нет все его положительные устремления . Онегина можно считать глубоко несчастным и одиноким человеком».

    Прием  «Инсерт»

    «Инсерт» - прием маркировки текста. Учащимся предлагают систему маркировки текста, предполагающая следующие значки:

    "V" - то, что известно;

    "- - то, что противоречит представлениям читающих;

    "+" - то, что является новым;

    "?" - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано, более подробно.

    Эти пояснения значков, принятых в технологии больше подходят к информационному тексту. Их можно менять:

    "V" - то, что понятно;

    "-" - то, что противоречит моим представлениям о герое;

    "+" - то, что является новым;

    "?" – мне непонятно, хочу разобраться.

    Чтобы было удобно маркировать текст, лучше иметь специально заготовленный вариант, где было бы место для значков.

    Синквейн

    1. Одно слово – имя существительное - тема синквейна

    2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами

    3. Три слова – глаголы

    4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

    5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна

    Пример 1:
    1. Онегин.
    2. Скучающий, «лишний».
    3. Отвергает, убивает, влюбляется.
    4. Онегин отвергает любовь Татьяны.
    5. Пессимист.

    Пример 2:
    1. Татьяна.
    2. Скромная, влюблённая.
    3. Любит, страдает, мечтает.
    4. Выходит замуж за нелюбимого человека.
    5. Идеал (поэта).

    В процессе анализа текста можно ввести элемент «перекрестной дискуссии».
     «Защита героя».
     - Я хочу оправдать моего героя, его поступки.
    Попробуйте предложить юношам встать на защиту Татьяны, а девушкам - Евгения. Это может выглядеть так. 

    Татьяна 

     - решительная

     - у нее открытое, чистое сердце

     - искренняя, чувственная

     - не способна предать,

     - была бы верной женой…

     

    Онегин

     - эгоист, причиняет Татьяне боль

     - не желает понять душу влюбленной девушки

     - не дает шанс ни ей, ни себе

     - обрекает себя на одиночество


    Онегин 

     - честный, открытый, благородный человек

     - не способен лгать

     - не любит ее, ведь сердцу не прикажешь…

      

    Татьяна

     - живет в своем придуманном мире

     - создала себе образ некого идеального мужчину

     - слишком откровенная, не способна сдерживать свои эмоции…

    Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.
     

    Таким образом, сущность ТРКМ состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения. Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их деятельность. Это полностью соответствует  требованиям  новым образовательным стандартам .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

    Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

    Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.

    В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...

    Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы

    Творческий отчет о применении ТРКМЧП на примере рассказа И.С. Тургенева "Муму"....

    Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

    «Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления». Поэтому, в основе моей методической работы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческа...

    Статья "Развитие критического мышления на уроках литературы в условиях СПО"

    Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования  -  умение ориентироваться в большом потоке информации,  критически ее оценивать, осмысливать, применять. Для развития данных у...

    Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы "

    Одна из задач учителя на уроках литературы - воспитать талантливого читателя, читателя-собеседника, со-автора. Перед нами всегда встает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над...