Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
статья

Султаншина Миляуша Исрафиловна
«Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления». Поэтому, в основе моей методической работы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Султаншина  Миляуша  Исрафиловна

40 лет, Россия, Республика Татартан

г. Набережные Челны

Учитель татарского языка и литературы

МАОУ «СОШ №48»

Статья

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Мы живём в новое время – время информационных технологий  и высоких достижений. В связи с этим к образованию предъявляются совершенно новые социальные запросы. Новая действительность диктует иные, более прогрессивные цели. Целью всего обучения в начальной школе становится овладение учениками умением учиться. Об этом нам говорит и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, где на первое место выходят «Метапредметные результаты, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий» (ФГОС НОО 2-е издание М., Просвещение 2011).

Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в современном поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Трудности  вызывает самостоятельный поиск, обработка, организация информации и создание своих информационных объектов. Татарский  язык не является исключением.  На мой взгляд, причина этого кроется  в недостаточно высоком уровне развития мышления, особенно критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый 21 век с новым обликом познавательной культуры.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. В 1 классе у детей сохраняется положительное отношение к учению. Однако, по моим наблюдениям и по результатам входной диагностики школьного психолога,  постепенно, по мере взросления, отношение к учёбе меняется. Начинают  тяготеть школьные обязанности, уменьшается старательность учеников, позиция школьника теряет свою привлекательность, падает интерес к учебной деятельности. Как же построить урок, чтобы научить ребёнка размышлять, задавать вопросы и находить на них ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска информации. Как сделать, чтобы ученику эти знания были интересны, чтобы они были для него значимы, как повысить информационную грамотность учащихся. Решение этих задач возможно  при использовании на уроках татарского языка элементов технологии развития критического мышления.  

«Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления». Поэтому, в основе моей методической работы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей.

ТРКМ  напрямую  связана с понятием личностно-ориентированного обучения, к которому относится  методика И.Л.Литвинова  по татарскому языку.  Данная программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное владение татарским языком в разных сферах и ситуациях общения, готовность и способность к речевому взаимодействию, потребность в речевом самосовершенствовании.

При всём многообразии определений критического мышления как педагогического термина можно проследить в них общий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –  это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение занять свою позицию, и умение обосновать её, способность выслушать собеседника.

В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. Первая стадия – стадия вызов позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме, мотивировать ученика к учебной деятельности  в школе и дома. На данном этапе определяется личная цель рассмотрения темы. Целенаправленная учёба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, поставленные самостоятельно, более сильны, чем цели поставленные учителем.

Вторая стадия –  стадия осмысления предусматривает активное получение и осмысление новой информации, а также её соотнесение с собственными знаниями. Работа может проводиться как в парах, так и индивидуально.

Завершающим этапом является  стадия рефлексии (размышления), главная задача которой является вывести знания на уровень понимания и дальнейшего применения. Происходит творческая переработка, анализ, оценка изученной информации, работа ведётся в парах, индивидуально, группами.

Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроится, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.

В чем же различия? Что принципиально нового несёт  технология критического мышления?

Элементы новизны содержаться в методических приёмах. На каждой из стадий урока использую, на мой взгляд, наиболее эффективные приёмы. Их достаточно много.

 На первой стадии Вызова отдаю предпочтение   следующим методическим приёмам: корзина идей, графическая систематизация материала (кластер, маркировочная таблица, верные и неверные утверждения).

Вторая стадия – стадия осмысления предусматривает активное получение и осмысление новой информации, а также её соотнесение с собственными знаниями. Работу провожу как в парах, так и индивидуально. Использую методические приёмы: маркировочная таблица, толстые и тонкие вопросы

Завершающим этапом является стадия рефлексии (размышления), главная задача которой является вывести знания на уровень понимания и дальнейшего применения. Происходит творческая переработка, анализ, оценка изученной информации, работу организую парах, индивидуально, группами. Применяю приёмы: «Синквейн», «Архивариус»,  «идеальное домашнее задание»

Проанализировав результаты использования некоторых приёмов технологии развития критического мышления,  я пришла к выводу, что использование данных приёмов способствует повышению уровня развития информационной грамотности учащихся. Ученики с удовольствием  выполняют творческие задания, требующие умение самостоятельно находить и анализировать информацию, черпая её из словарей, энциклопедий, интернет ресурсов;  участвуют  в олимпиадном движении, причём, число участников и победителей растёт из года в год.

По результатам диагностического исследования повысился уровень мотивации к освоению татарского  языка. Применяя на уроках элементы технологии развития критического мышления, замечаю, как коренным образом меняется моя роль  как учителя. Я  уже не являюсь  основным источником знаний, я лишь  координирую  деятельность учащихся, стараюсь строить урок так, чтобы у учащихся возникли собственные цели и мотивы для  изучения и получения новых знаний. Для этого моделирую ситуации,  сталкивающие различные суждения  учащихся, создавая им условия, побуждающие принимать самостоятельные решения, самостоятельно делать выводы. Ученик выступает как активно, осознанно, ответственно действующий участник процесса обучения. На уроках стараюсь создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, чтобы ребёнок  мог  высказывать своё мнение без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.

Приложение

«Идеальное домашнее задание»:

-рисунки

-сказки

-ребусы

-сообщения

СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

сформированные  

умения

умение работать в группе

составлять кластер

работать с таблицей

писать синквейн

потребность в дополнительной информации

самостоятельный поиск информации

отстаивать свою точку зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии в 7 классе с применением элементов технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Урок геометрии в 7 классе с применением элементов технологии« Развитие критического мышления через чтение и письмо»Аксиоматическое построение  геометрии. Аксиома параллельности....

Открытая форма занятия с использованием элементов технологии развития критического мышления при обобщении темы "Имя прилагательное" 6 класс

Урок русского языка в 6 классе с использованием элементов технологии РКМ при обобщении темы "Имя прилагательное" (региональный компонент)...

Использование элементов технологии развития критического мышления. Инсерт, кластеры

Использование элементов технологии развития критического мышления...

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

Методическая разработка по теме: "Понятие многогранника. Призма", с использованием элементов технологий развития критического мышления и диалогового взаимодействия.

Урок на тему: "Понятие многогранника. Призма" с использованием универсальных учебных действий (УУД), а именно, развитие криьтического мышления и диалоговое взаимодействие....

Выступление на ГМО учителей истории г. Губкина "Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания"

Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания...